Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Эти направления должны реализовываться (в рамках их компетенции):
на федеральном уровне - органами государственной власти Российской Федерации;
на уровне субъекта Федерации - органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации;
на уровне местного самоуправления - населением муниципальных образований и созданными им органами местного самоуправления
Но прописать все в
деталях Федеральный закон не
может, да и не должен, так как
Конституция Российской Федерации
предусматривает, что установление
общих принципов организации
местного самоуправления, развивающих
конституционные положения о
местном самоуправлении, относится
к совместному ведению
Основная же масса организационных
вопросов должна определяться законодательством
субъектов Российской Федерации
и уставами самих муниципальных
образований, так как при осуществлении
местного самоуправления особенно велика
роль местных условий и традиций.
В организации местного самоуправления
в субъектах Российской Федерации
не должно быть единообразия. Задача законодателя
заключается в том, чтобы при
необходимом многообразии и учете
местных традиций в законодательстве
субъектов Российской Федерации
не допустить прямого или
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ
К
началу 1997 года реформа местной
власти постепенно приблизилась ко второму
своему этапу: Федеральный закон "Об
общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации" не только должен получить
свое развитие в соответствующем
законодательстве регионов, но и быть
принят "к исполнению" единой системой
государственных органов
Понятно, что реализация
федерального закона впрямую зависит
от того, как будет задействована
государством эта система, от отношения
к реформе конкретных государственных
чиновников (министров, губернаторов,
прокуроров и т.п.), от их заинтересованности
в результатах реформы. Поскольку
государство приняло на себя обязанность
гарантировать местное
Так должно быть в нормально
организованном государстве. Не так
в России... Государственной власти,
принявшей законодательное
Любая реформа в государстве
должна иметь свою четко обозначенную
цель, стратегию и тактику ее достижения,
этапы реформирования, определение
общественно-правовых механизмов и
социальных групп, заинтересованных в
проведении реформы и способных
этими механизмами
Говоря о реформе местного
самоуправления, а более точно - о
реформировании местной власти на принципах
самоуправления, необходимо отметить
отсутствие какого-либо "общественного
договора", нормативного документа
на федеральном уровне, определяющего
все перечисленные элементы осмысленного
реформирования. Соответствующие статьи
Конституции России в лучшем случае
могут рассматриваться как
Кроме того, длительная, более
полутора лет, борьба за законодательное
закрепление конституционных
Группа первая: чиновники
среднего уровня ряда федеральных министерств
и ведомств - прежде всего тех, в
принципах работы и взаимодействия
с регионами которых
Их позиция, публично не афишируемая,
выражается в "тихом" саботировании,
затягивании подготовки необходимой
для реализации закона нормативной
базы, проведении иных принципов финансово-
Наибольшую сложность
противодействие этой группы составляет
на этапе разработки нормативных
документов, направленных на реализацию
соответствующих федеральных
Меры нейтрализации
Группа вторая: руководители органов государственной власти (и прежде всего - исполнительных) ряда субъектов Федерации.
Это, пожалуй, главная и самая сильная группа. В основе ее сопротивления лежит не просто желание сохранения определенного объема властных полномочий, но, что гораздо существеннее, реальное обладание и распоряжение собственностью, то есть самый сильный стимул сопротивления - экономический интерес.
Этому способствует сегодняшняя почти полная утрата федеральным уровнем какого-либо значимого как административного, так и экономического контроля за распоряжением государственной собственностью и ресурсами в субъектах Федерации, не говоря уже о влиянии на политические процессы в регионах.
На анализе и методах "прохождения" этого слоя сопротивления необходимо остановиться отдельно и более подробно.
И, наконец, группа третья: многие
назначенные главы местных
В связи с тем, что в
течение 1995-1996 годов в подавляющем
большинстве субъектов
Уже сентябрьские (1995 года) муниципальные выборы в органы местного самоуправления в Волгограде показали со всей очевидностью - население осознает значимость выборов органов местного самоуправления. Особенно, если оно имеет представление, кого именно и для исполнения каких именно функций в местной жизни оно избирает.
Именно отсутствие таких четких представлений о полномочиях выборных органов местного самоуправления и интуитивное осознание их чисто декоративной роли было, на мой взгляд, основной причиной так широко разрекламированной повсеместной "усталости от демократии" в 1993-1994 годах.
То, что низкая избирательная активность была не показателем "социального самочувствия", гражданской незрелости, а реакцией населения на предлагаемые заведомо формальные правила игры в демократию, подтверждают такие исключения из общего правила этого периода, как выборы органов и глав местного самоуправления, проведенные в Карелии, Удмуртии, Мордовии, Иркутской, Калужской и Тамбовской областях. Избирательная активность населения на местных выборах, проводившихся в этих регионах в 1994 году, значительно превышала среднероссийскую, так как население участвовало в прямых выборах ГЛАВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.
Череда муниципальных выборов 1996 года продемонстрировала сохранение тенденции к устойчиво высокой заинтересованности населения в местных выборах.
Именно депутаты представительных органов и главы местного самоуправления, прежде всего мэры крупных городов, прошедшие прямые выборы населением - Петрозаводска (Сергей Катанандов), Ижевска (Анатолий Салтыков), Иркутска (Борис Говорин), Тамбова (Валерий Коваль), Самары (Олег Сысуев), Волгограда (Юрий Чехов), Владимира (Игорь Шамов), Воронежа (Александр Цапин), Екатеринбурга (Аркадий Чернецкий), Костромы (Борис Коробов), Липецка (Анатолий Савенков), Нижнего Новгорода (Иван Скляров), Омска (Валерий Рощупкин), Ярославля (Виктор Волончунас), Пскова (Александр Прокофьев), Великих Лук (Алексей Мигров), Ставрополя (Михаил Кузьмин), Череповца (Вячеслав Позгалев - ныне губернатор Вологодской области), Кемерово (Владимир Михайлов), Рыбинска (Валерий Рубцов), Углича (Элеонора Шереметьева), Тюмени (Степан Киричук), Белгорода (Георгий Голиков), Новосибирска (Виктор Толоконский) и многих других муниципальных образований и составили тот основной костяк самостоятельных муниципальных политиков, на который федеральная власть может опираться при проведении следующего этапа реформы местного самоуправления.
Нельзя сказать, чтобы
процесс самостоятельных
С завершением процесса выборов органов местного самоуправления в политической жизни страны неизбежно и закономерно появляется новая группа носителей экономических, а значит, и политических интересов - местных политиков, должностных лиц и служащих органов местного самоуправления, связанных самой сутью своего существования и деятельности с ответственностью перед избравшим их населением муниципальных образований, а значит, и с интересами этого населения.
Практически можно говорить о завершении формирования широкого слоя муниципальных деятелей, в силу принципов самого своего существования вынужденных добиваться обеспечения условий эффективности своей деятельности, а значит, и способных формулировать совместный муниципальный интерес как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Таким образом, на муниципальном уровне появляется мощнейшая политическая и административная группа поддержки и реализации реформы, группа, способная осознанно сформулировать перед государством необходимые условия для реализации финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления - сформулировать перед государственной властью "муниципальный заказ".
В условиях отсутствия какого-либо
обобщения опыта решения
Плодотворность этой работы
обеспечивается тесным взаимодействием
с рядом немногочисленных ученых,
сохранивших богатейший опыт земского
самоуправления дореволюционной России,
муниципального управления 20-х годов
периода НЭПа, когда существовала
великолепная российская школа так
называемых "муниципалов" во главе
с профессором Л.А. Велиховым (последние
труды Велихова и его учеников
о науке управления поселениями
были опубликованы в 26-28-х годах; потом
страна вернулась к жесткой
Информация о работе История и современное правовое регулирование