Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Несколько лучшая судьба сложилась у наиболее прогрессивной реформы городского самоуправления, объявленной с утверждением Александром II 16 июня 1870 г. Городового Положения.
Городовым Положением 1870 г. избирательное право, как активное, так и пассивное, предоставлено было каждому городскому обывателю, к какому бы состоянию он ни принадлежал, если он был русским подданным, имел не менее 25 лет от роду и владел в пределах города какой-нибудь недвижимой собственностью или же уплачивал в пользу города сбор со свидетельств: купеческого, промыслового на мелочной торг (лицензию на право мелкой торговли) и т.п. Т.о., каждый, кто владел хоть крошечным домиком, кто в качестве торговца или ремесленника платил в казну города, пользовался правом не только избирать, но и самому быть избранным в гласные.
К недостаткам Положения
1870 г. можно отнести заимствование
прусской трехклассной избирательной
системы. Согласно закону, все лица,
имеющие право участия в
Первый разряд обычно насчитывал лишь десятки (если не единицы) избирателей, принадлежавших к наиболее крупным домовладельцам или торговцам, а третий - тысячи, т.е. основную массу городского населения, и тем не менее каждый из них посылал в думу одинаковое количество представителей. Неравенство в пользовании избирательными правами доходило до огромных размеров. Так, в начале 70-х годов в Петербурге разница в представительстве первого и третьего разряда составляла 65 раз(!).9[9]
Что же касается внутренней
организации городского управления,
то она была достаточно рациональной.
Распорядительные функции были предоставлены
городской думе, исполнительным органом,
действующим в рамках, отведенных
ей думой, стала управа. Распределение
занятий и порядок действий управы
и подчиненных ей органов устанавливались
инструкцией, издаваемой думой. Члены
управы избирались думой и не нуждались
в утверждении администрацией. Постановлением
думы члены управы могли быть отстранены
от должности и преданы суду. Городской
голова также избирался думой, но
утверждался в должности
Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: "У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном".11[11]
Но при всех своих недостатках
Положение 1870 г. все же являлось крупным
шагом вперед как по сравнению
с предшествующим периодом, так и
с той ситуацией, в которой
оказалось городское
Годы царствования Александра
III выдвинули на политическую арену
идеи централизации и укрепления
принципа бюрократического самодержавия.
"Русское самодержавие, - писал
М.Н.Катков, не может и не должно терпеть
никакой неподчиненной ему или
не от него исходящей власти в стране,
никакого государства в государстве.
... Самое главное - устроить на твердых
началах и поставить в
12 июня 1890 г. было опубликовано
новое Положение о земских
учреждениях, утвержденное
Но, увеличив количество гласных дворян, новое Положение вместе с тем уменьшило общее число гласных более чем на 30 %: от каждого уезда число гласных было уменьшено на одного, причем каждый уезд должен был иметь не менее двух губернских гласных.
Новое Земское Положение
фактически отрицало всякую связь с
идеей местного самоуправления. По
положению 1890 г. были лишены избирательных
прав: духовенство, церковный притч,
крестьянские товарищества, крестьяне,
владеющие в уезде частной
землей, лица, имеющие купеческие свидетельства,
владельцы торговых и промышленных
заведений, а также евреи. Сельские
избирательные съезды были упразднены,
гласные назначались
Из положительных приобретений, привнесенных Положением 1890 г., необходимо отметить: а) расширение круга лиц, подлежавших избранию в председатели и члены управ (ими могли быть не только гласные, но и вообще лица, имеющие избирательный ценз); б) некоторое увеличение компетенции земств, перечня предметов, по которым земства могли издавать обязательные постановления ; в) восстановление почти в полном объеме права земств на бесплатную пересылку корреспонденции. К ограничительным же мерам, направленным на уменьшение самостоятельности земских органов, относится лишение уездных собраний права непосредственных, помимо губернского земства, ходатайств перед Правительством. Прежний порядок возбуждения ходатайств был восстановлен только законом от 2 февраля 1904 г.
Участь земских учреждений
в 1892 г. постигла и городское самоуправление.
Городовое Положение 1892 г. значительно
урезало избирательное право
для горожан, что привело к
уменьшению числа избирателей в
6-8 раз (до 0,5% - 2% всего городского населения).
Вместе с тем сокращено было и
число гласных (примерно в 2 раза). Произошли
также изменения и во внутреннем
устройстве органов городского управления:
управа была поставлена в более независимое
от думы положение, права городского
головы, как председателя думы, значительно
расширены за счет прав гласных, дума
лишена была права отдачи под суд
членов управы. Вместе с тем новое
Городовое Положение
Реально действующее земство не продержалось и 25 лет... Официозные "Московские Ведомости" тех лет писали: "Земство нужно только нашим конституционалистам, лелеющим мечту вырастить из этого чахлого растеньица большое и ветвистое дерево, а местное благоустройство только выиграет от изъятия его из цепких рук земских дельцов".
Однако нельзя не признать, что к концу 70-х годов наступил кризис земских учреждений. Лишенные инициативы, задушенные произволом администрации, земства работали как бы по инерции. Многие из гласных настолько утратили интерес к своей общественной обязанности, к тому же довольно обременительной, что перестали посещать заседания земских собраний15[15]. Исполнение земских дел в управах, при отсутствии должного контроля со стороны гласных, принимало все более формальные формы, не связанные с решением реальных проблем населения. Земства быстро превращались в еще одну "начальственную" надстройку, существующую за счет дополнительных поборов с населения.
К концу ХIХ века тревоги
"смутных" 60-80-х годов были забыты.
Формальное земство демонстрировало
"верноподданичество". Крестьянский
мир, ведомый земскими участковыми
начальниками, заменившими в 1889 году
разнобой деревенского самоуправления,
освобожден был от "тягот" неприжившейся
демократии. Государственный механизм
работал как часы. По крайней мере
так казалось царскому двору и
хотелось правительству. Тем более,
что источник "смут и потрясений"
- местное сообщество - было, благодаря
усилиям администрации
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА
— ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ
Н
еожиданный для властей
общественный подъем 1904-1905 гг. поставил
вопрос о преобразовании всего государственного
строя на конституционных началах.
6 августа 1905 г. было издано положение
о законосовещательной
С открытием деятельности
новых законодательных органов
вопрос о реформе земского и городского
самоуправления был выдвинут на первый
план. Отдельными указами 1905-1913 гг. были
урегулированы некоторые
Информация о работе История и современное правовое регулирование