Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
После роспуска второй Государственной
Думы правительство переработало, значительно
ухудшив, свои проекты о поселковом
и волостном управлении и в
конце 1908 г. внесло их в третью Государственную
Думу. На обсуждение проекта волостного
управления ушло в комиссиях и
в Думе целых три года; что же
касается проекта поселкового
Последняя в дореволюционное время попытка повысить роль самоуправления в государстве, реформировать систему земского и городского самоуправления, расширив прав их учреждений, была предпринята Временным Правительством.
3 марта 1917 г. Временное
Правительство приняло
По реформе городского
и организации поселкового
1.Постановление о выборе
городских гласных и об
2.Наказ о производстве городских выборов (3 мая).
3.Преобразование 41 поселения
в городские, с введением
4.Городовое Положение (9 июня).
5.Введение Городового Положения в дворцовых городах (26 мая и 14 июня); в городах Туркестана и в Темире Уральской области (14 июня).
6.Положение о поселковом самоуправлении (15 июля); Наказ по поселковым выборам и Наказ о выборе поселковых гласных (11 августа).
7.О порядке выделения городов из земств (сентябрь).
По реформе губернского и уездного, организации волостного земства:
1.Постановление о выборе уездных и губернских гласных в 43 губерниях Европейской России (21 мая и 11 августа) и Положение о волостном земстве в тех же губерниях(21 мая).
2.Положение о Всероссийском Земском Союзе (7 июня) и Земское Положение (9 июня).
3.Наказ о производстве выборов волостных гласных в 43 губерниях Европейской России (11 июня) и Наказ о производстве выборов уездных и губернских земских гласных в тех же губерниях Европейской России (17 июня).
4.Введение земства в
Архангельской губернии (17 июня), в
Сибири (26 августа), в Степном крае
(17 июня), в Туркестане (1 июля), в Эстляндской,
Лифляндской и Курляндской
5.Выборы волостных земских
гласных в Виленской и
6.Положение о губернских и уездных комиссарах (19 сентября).
По организационному и финансово-экономическому обеспечению становления местного самоуправления:
1.Постановление о союзах,
товариществах и съездах
2.Положение о милиции (17 апреля) для Петрограда, Москвы, Киева и Одессы (29 июня).
3.Административные суды и их штаты (30 мая).
4.О реформе воинских присутствий (5 августа).
5.О гарантировании займов городов и земств (8 августа).
6.О преобразовании кассы городского и земского кредита в банк (14 сентября) и Об улучшении городских и земских финансов (21 сентября) и многие другие документы.
Одновременно были разработаны
и переданы на места для обсуждения
проекты нормативных
1.О мировых посредниках.
2.О составлении городами
планов и Об образовании в
крупных городах домовых
3.Об основах земской
реформы и переделе губерний
и уездов в Закавказском крае;
О введении земства в Тверской
и Кубанской областях и О
земском самоуправлении для
Таким образом, реформа охватила следующие группы вопросов:
1) Преобразование на
2) Создавалось поселковое
самоуправление (напоминавшее прежнее
упрощенное городское
3) Преобразовывались на
широких демократических
4) Было издано положение
о преобразовании полиции в
земскую и городскую (выборную)
милицию. Вводились
Остановимся на наиболее важных положениях реформы.
Выборы в волостное земство осуществлялись, как правило, по мажоритарной системе. Число гласных определялось по 29-50 на волость. Гласные составляли волостное земское собрание. Председатель избирался гласными из своей среды, исполнительным органом была волостная земская управа во главе с председателем.
Выборы в уездное земство проводились обязательно по пропорциональной системе. Города составляли самостоятельный избирательный округ. Города с населением не менее 50 тыс. жителей и губернские города не выбирали гласных в уездное земство, т.к. сами приравнивались по правам к уездному земству. Гласные губернии выбирались уездными собраниями или городскими думами.
В состав земских собраний входили только избранные гласные. От участия в них представителей государственных ведомств и должностных лиц полностью отказались. Председатель избирался гласными из своей среды на 1 год. Очередные собрания созывались раз в год, чрезвычайные - по мере надобности.
Должностные лица управ не утверждались. Выбирать в управу можно было любого гражданина, имеющего где-либо избирательное право. Срок полномочий управы составлял три года. Не допускалось совмещения земских должностей ни с какими другими платными должностями по государственной и общественной службе. Земские служащие перестали утверждаться в должности административным аппаратом и имели право на профсоюзную деятельность.
Земство получало новое место и значение в общем строе государственного управления, ему передавалась вся полнота власти на местах. К новым функциям местного самоуправления были отнесены: оказание юридической помощи населению, заведование школьным делом в учебном отношении, устройство бирж труда, меры по охране труда, заведование милицией.
Уездный и губернский комиссары осуществляли надзор за деятельностью губернских и уездных земств, а также волостного земства. Он выражался в форме протестов, вносимых в административный отдел окружного суда. Протесты допускались лишь в случае нарушения закона.
Закон 22 сентября предусматривал пути упорядочения земских финансов. Устанавливалась надбавка в пользу земств к государственному подоходному налогу; устанавливалось обложение сельских построек, разрешалось устанавливать ряд новых сборов.
Закон 17 июня определил, что
волостные земства могут
15 июля было утверждено
Положение о поселковом
Задача охраны порядка
и безопасности становилась, по закону
17 апреля о милиции, одной из составных
частей земской и городской
Особое внимание было уделено
коллективной деятельности земских
и городских учреждений. В предыдущие
десятилетия стремление земских
учреждений объединяться для развития
своей деятельности в союзы и
товарищества всячески тормозилось
властью из опасения политического
объединения земств. Однако жизнь
брала свое и такие земские
союзы стали возникать с конца
90-х годов, в виде товариществ
земств по закупке сельскохозяйственных
машин и т.п. В 1906 г. правительство
признало наконец за земствами право
образовывать такие товарищества, но
только такие. Тем не менее во время
Японской войны 1904-1905 гг. явочным порядком
возникла Общеземская организация,
занявшаяся помощью больным и
раненым воинам, а после войны
- продовольственной помощью
Подготовленный же по поручению
Временного Правительства Проект Правил
о товариществах, союзах и съездах
земских учреждений, городских и
поселковых управлений (утвержденный
особым законом от 9 июня 1917 г.) предусматривал
регламентацию различных видов
добровольных объединений земских
учреждений и, что представляется наиболее
важным, - различия между такими объединениями,
исходя из функций и целей их создания.
При этом право на создание того
или иного вида объединения предоставлялось
губернским, уездным и волостным
земским учреждениям, а также
городским и поселковым управлениям
на основании постановлений
Товарищества образовывались
для совместного участия в
торговом, промышленном и ином предприятии,
то есть для коммерческих целей, направленных
на удовлетворение общих потребностей.
Союзы могли создаваться как
общие - по всем предметам ведения
этих учреждений, так и специальные
– по отдельным отраслям их ведения.
Таким союзам могли передаваться
все права земских собраний и
городских дум, за исключением права
налогообложения и издания
Грандиозная работа по созданию муниципального законодательства была проведена в кратчайшие сроки. Иллюстрацией интенсивности работы может служить, например, тот факт, что заседание Временного Правительства, утвердившее вышеупомянутое Положение о Всероссийском Земском Союзе, началось, согласно Журналу заседаний ? 101 от 7 июня 1917 года, в 21 час 45 минут.18[18]18
Благодаря этому незаметному
титаническому подвигу
Информация о работе История и современное правовое регулирование