Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 01:34, курсовая работа
Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п.
ВСТУПЛЕНИЕ 3
ЧАСТЬ I. ИСТОРИЯ 5
§1. ДО XIX ВЕКА 5
§2. ЗЕМСКАЯ И ГОРОДСКАЯ РЕФОРМЫ XIX ВЕКА 8
§3. НАЧАЛО XX ВЕКА — ПОПЫТКИ РЕОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ 15
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ 20
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ 22
ЧАСТЬ II. СОВРЕМЕННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 25
§1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН РОССИИ 25
§2. ОПЯТЬ В СЕРЕДИНЕ ПУТИ 28
§3. ЗАДАЧИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ 33
§4. НА СТЫКЕ ИНТЕРЕСОВ 38
§5. ПРАВО НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ 42
§6. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. МАТЕРИАЛЫ К БИБЛИОГРАФИИ (1990-97 ГГ.) 59
Необходимо все же заметить,
что решение задачи создания такого
законодательства вряд ли было бы осуществлено
в столь короткие сроки, если бы не
огромный опыт и многочисленные проекты,
накопленные земцами в ходе бесконечных
попыток реформировать
Однако всем этим начинаниям не суждено было сбыться и на этот раз.
§4. ОТ САМОУПРАВЛЕНИЯ К СОВЕТАМ
П
осле Октября 1917 года земское
самоуправление просуществовало недолго.
Несмотря на то, что одни из первых декретов
Временного Рабочего и Крестьянского
Правительства говорили о расширении
прав местного самоуправления: "О
расширении прав городских самоуправлений
в продовольственном деле" (опубликован
28 октября 1917 г.), "О правах городских
самоуправлений в деле регулирования
жилищного вопроса" (опубликован
30 октября 1917 г.), "О волостных земельных
комитетах" (постановление Наркомата
земледелия от ноября 1917 г.), вскоре стало
ясно, что новая власть не уживется
с прежней системой "патриархальных
добродетелей". В ноябре 1917 г. состоялся
земский съезд, который пытался
наметить пути преодоления кризиса,
но уже 19 декабря 1917 г. за подписью председателя
Совета Народных Комиссаров В.И.Ульянова-Ленина
был опубликован декрет "Об учреждении
комиссариата по местному самоуправлению",
образовываемого для благой цели
"объединения деятельности всех
городских и земских
24 декабря 1917 г. последовало
обращение народного
Однако, уже в процессе
подготовки первой Конституции РСФСР
1918 года, при работе над разделом
3 "Конструкция Советской власти"
(часть Б "Организация Советской
власти на местах"), большинство предлагавшихся
проектов организации местной власти
( "Учреждение Советов" левых эсэров,
проекты эсэров-максималистов
Наиболее серьезная попытка
повышения эффективности
отраслевых наркоматов. "Борьба
с главкизмом" завершилась Постановлением
СНК, утвердившим "Положение о
городских Советах" (1925 г.) и "Положение
о местных финансах" (1926 г.), сформировавших
достаточно независимую хозяйственно-
Наиболее фундаментальными работами в области муниципального хозяйства в этот период были труды Л. А. Велихова "Опыт муниципальной программы "(1926 г.) и "Основы городского хозяйства" (1928 г.), и сегодня вызывающие живейший интерес специалистов.
В апреле 1927 г. ХV партконференция ВКП(б) объявила курс на централизацию власти и управления. С 1928 года закрыты "откоммунхозы" и ГУКХ, идут "чистки" аппаратов местных Советов и центрального аппарата, научных кадров. Принимается новый закон о финансах местных Советов, который вводит остаточный принцип финансирования (после затрат на индустриализацию) местных хозяйств. Муниципальная наука пропадает, муниципальные ученые исчезают бесследно...
Необходимо все же заметить,
что идея самоуправления как элемента
общенародного управления государством
формально была положена в основу
социалистического
Нельзя, однако, не отметить,
что Советами, несмотря на всю их
декоративность, осуществлялись и некоторые
функции самоуправления, так как
объективная необходимость
В одной из многочисленных
монографий советского периода (С.Л.Ронин
"Первая советская Конституция",
1948 г.) отмечалось, что свое специфическое
проявление это обстоятельство находило
в образовании различного рода самочинных
областных (губернских, а иногда даже
уездных и волостных) административно-
Некоторое представление о пестроте, многообразии форм строительства Советов на местах может дать нижеследующая характеристика этого явления, приведенная на страницах одного из номеров "Известий ВЦИК" за март 1918г.
"Губернская власть, - указывалось
в газете, - организована в разных
губерниях по-разному.
§5. ДОЛГОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Н
ачиная с провозглашенного
центральной властью процесса перестройки,
демократизации общества и в ходе
дальнейших событий, повлекших за собой
т.н. парад "суверенитетов", распад
СССР и смену политического режима
в Российской Федерации, становление
и развитие системы местного самоуправления
входит в новую фазу. Конец 80-х
годов характеризуется
12 января 1990 г. Совет Министров
СССР и Совет Министров РСФСР
приняли совместные
В апреле 1990 г. принимается
Закон СССР "Об общих началах
местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР", который, несмотря
на еще "советское" понимание его
авторами самой сути самоуправления,
был серьезным шагом вперед. Права,
полномочия, ответственность, финансовая
и материальная основа самоуправления
были гарантированы законодательно.
Это позволило начать на местах работу
по становлению системы
Одним из основных принципов
местного самоуправления определялось
сочетание местных и
За короткий период союзным
законодателем было проведено достаточно
последовательное изменение всего
союзного законодательства и нормативной
правовой базы: 14 июля 1990 г. Совет Министров
СССР принял постановление "Об изменении
и признании утратившими силу
решений Правительства СССР в
связи с принятием Закона СССР
"Об общих началах местного самоуправления
и местного хозяйства в СССР",
5 марта 1991 г. Верховным Советом СССР
принят Закон "Об изменении и признании
утратившими силу законодательных
актов СССР в связи с принятием
Закона СССР "Об общих началах
местного самоуправления и местного
хозяйства в СССР". Принимаемое
союзным парламентом новое
Процесс формирования законодательной базы местного самоуправления в 1990-1991 годах пошел и на уровне союзных республик, особенно интенсивно и противоречиво он проходил в Российской Федерации. Обусловили это две тенденции тогдашнего российского руководства: понимание закономерности и необходимости формирования самоуправленческих начал в управлении на местах и борьба с союзным руководством за право централизованного руководства своей территорией. Определенным отражением этих тенденций стал принятый 10 октября 1990 г. Закон РСФСР "О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям", несколько расширивший круг полномочий местных органов власти, но фактически восстановивший их вертикальную подчиненность как по линии исполнительных органов (исполкомов), так и по линии самих Советов.
Российскому законодателю понадобилось более года, чтобы 24 мая 1991 г. Съездом народных депутатов РСФСР был принят Закон РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР в связи с реформой местного самоуправления". Вслед за этим принимается Закон РСФСР "О местном самоуправлении в РСФСР", менее демократичный, чем союзный закон, но более точно отражающий реальное состояние дел в области самоуправления. К его достоинствам можно отнести большую практическую применимость и возможность использования напрямую, без дополнительных нормативных актов, что позволило более четко структурировать систему органов местного самоуправления. Это уже была другая, противоположная союзной, модель организации местного самоуправления, но и она могла быть вполне работоспособной.
Информация о работе История и современное правовое регулирование