Муниципальная политика в области физической культуры и спорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2014 в 13:27, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Здоровый образ жизни будущего поколения – это одна из самых актуальных проблем сегодняшнего дня. Каждая страна ждет будущего от своего нового поколения, которое будет здоровым, способным работать, защищать Родину, жить в соответствии с требованиями общества и своей индивидуальностью. А это значит, что главное внимание должно быть направлено на детей, подростков, молодежь, то есть именно на тот возраст, когда человек начинает делать выбор, что ему интересно и более доступно [1, с. 95], а значит занятия физической культурой и спортом должны стать доступны и интересны каждому.

Вложенные файлы: 1 файл

развитие спорта.docx

— 405.96 Кб (Скачать файл)

 

Увеличивается число спортивных организаций. Так, согласно постановления, руководителя исполнительного комитета г. Чебоксары создано муниципальное учреждение дополнительного образования центральный стадион физической культуры и спорта «Олимпийский»

Рисунок 1.1 отражает динамику изменения количества ДЮСШ в ЧР по ведомственной принадлежности.

 






2012


2011


2010



Рисунок 1.1 – Количество ДЮСШ в ЧР по ведомственной принадлежности

Рисунок 1.2 отражает динамику изменения количества СДЮСШОР в ЧР по ведомственной принадлежности.





2012


2011


2010



Рисунок 1.1 – Количество СДЮСШОР в  ЧР по ведомственной принадлежности

 

Общее число занимающихся в спортивных школах составляет 98800 человек, из них - 6-15 летнего возраста - 82339 человек, 26209 - женского пола.

По сравнению с 2010 годом увеличилось число занимающихся в спортивных секциях городов ЧР: Чебоксары (на 1218 человек), Ядрин (на 367 чел.), Новочебоксарск (на 289 чел.), Шумерля (на 185 чел.).

Однако наблюдается тенденция  сокращения числа занимающихся в  республиканских ДIОСШ в городах: Козловка (на 1138 человек), Канаш (на 1116 чел.), Цивильск (на 373 чел.); Алатырь (на 434 чел.), Шемурша (на 274 чел.), Кугеси (на 214 чел.) и Вурнары (на 179 чел.) районах [18, c. 56].

Физкультурные кадры.

Кадровая инфраструктура наряду с материально–технической, организационно-управленческой и научно-информационной образует те опорные точки, на которых  основывается любая отрасль.

Таблица 1.2 – Кадровый состав

Год

Всего тренеров

Из них штатных

Физкультурное образование

Квалификационная категория

Высшее

Среднее

Высшая

Первая

Вторая

2010

2954

1651

805

187

193

381

402

2011

3040

1669

872

196

202

391

445

2012

3027

1693

930

207

204

383

462


 

 

В ДЮСШ и СДЮСШОР ЧР работают 2891 специалистов: 124 директора, 116 заместителей директора, 127 инструкторов-методистов, 3027 тренеров-преподавателей. Из них 1693 штатных тренеров-преподавателей, что составляет 56 % от общего числа тренерских кадров. В системе Министерства по делам молодежи и спорту ЧР работают 1384 тренера-преподавателя, из них 727 штатных (52 %). В системе Министерства Образования ЧР – 965 человек, и том числе 557 штатных (57 %) [18, c. 52].

Больший процент штатных  тренерских кадров в системе Министерства Образования в определенной степени  объясняется тем, что ДЮСШ и СДЮШОР Министерства Образования ЧР – спортивные школы с многолетним опытом работы и традициями, тогда как подавляющее большинство ДЮСШ и СДЮШОР Министерства по делам молодежи и спорту ЧР существуют около 3х лет. Немаловажным фактом является и то, что большинство учреждений дополнительного образования Министерства Образования ЧР осуществляют свою деятельность в городах республики, тогда как ДЮСШ и СДЮШОР Министерства по делам молодежи и спорту ЧР функционируют не только в городах, но и в сельских районах республики, где наиболее ощутим дефицит специалистов в области физической культуры и спорта [19, c. 58].

Рисунок 1.3 анализирует структуру тренерско-преподавательского состава на 01.01.2013 года.

Рисунок 1.3 – Тренерско-преподавательский состав СДЮШОР и ДЮСШ на 01.01.2013 г.

 

Для большинства тренеров-преподавателей, работающих в системе Министерства по делам молодежи и спорту ЧР (48 %), педагогическая деятельность в ДЮСШ и СДЮСШОР не является основной (т.е. тренеры работают по совместительству), что не может не сказаться на качестве и эффективности учебно-тренировочного процесса. Так, например, в ДЮСШ Шемуршинского района все тренера – преподаватели работают по совместительству, в ДЮСШ Цивильского района – 97 % тренеров-совместителей, в ДЮСШ Козловского района 94% тренеров – совместителей.

В детско–юношеских спортивных школах республики работают всего штатных  тренеров-преподавателей: 30% – по баскетболу, 30% - по волейболу, 33% – по греко-римской  борьбе, 38% - по национальной борьбе, 48% – по вольной борьбе, 53% - по лыжным гонкам [19, c. 58].

Несмотря на то, что процент  тренеров-преподавателей, имеющих квалификационные категории, составляет 61,3%, наблюдается  недостаточное владение отдельными тренерами методикой обучения, отсутствие положительной мотивации тренера  в росте профессионального мастерства. Дефицит молодых специалистов объясняется  низкой заработной платой, слабой материально-технической  базой учреждений дополнительного  образования. Заработная плата тренера-преподавателя  в среднем по республике составляет 7000 рублей. По тем же причинам наблюдается и отток штатных квалифицированных специалистов из ДЮСШ и СДЮШОР [19, c. 58].

Таблица 1.3 отражает разнообразие видов спорта, культивируемых ДЮСШ, СДЮСШОР.

Таблица 2.3 – Виды спорта, культивируемые в ДЮСШ, СДЮСШОР

Вид спорта

Количество занимающихся

2012

2010

2011

Футбол

10386

10485

9307

Баскетбол

8365

8364

8003

Волейбол

7400

7450

7528

Борьба национальная

7465

7437

7242

Легкая атлетика

6230

6462

5924

Хоккей с шайбой

6267

6253

5828

Лыжные гонки

6180

6172

5909

Плавание

6002

6036

6168

Гимнастика спортивная

3860

3949

4062

Бокс

3930

3902

3334

Настольный теннис

3440

3596

2663

Шахматы

3437

3335

2841

Борьба вольная

2533

2772

2841

Дзюдо

2630

2700

2790

Борьба Греко-римская

2611

2570

2333

Гимнастика художественная

2412

2515

2713

Акробатика

2115

2334

2436

Каратэ

1236

1396

1762


 

В республике ежегодно физкультурными учебными заведениями выпускаются  более 500 дипломированных специалистов, из которых более половины не идут работать по специальности по вышеперечисленным  причинам. В то же время 27 % тренеров-преподавателей, работающих в ДЮСШ и СДЮСШОР республики, не имеют высшего физкультурного образования.

Совершенствование форм и  методов учебно-спортивной работы, подготовки спортсменов высокого класса требует высокой профессиональной компетенции и непрерывного повышения  квалификации всех категорий работников ДЮСШ и СДЮШОР. Именно в процессе подготовки и обучения специалистов для деятельности в области физической культуры и спорта складываются те ориентации, навыки, знания, которые  в последующем в значительной мере будут определять лицо всей сферы  физической культуры и спорта ЧР.

Министерством по делам молодежи и спорту ЧР совместно с Министерством Образования ЧР проведены курсы повышения квалификации. В них приняло участие более 100 тренеров–преподавателей, инструкторов-методистов ДЮСШ и СДЮСШОР. Совместно с Федерациями по видам спорта проводятся семинары по легкой атлетике, футболу, национальной и вольной борьбе, тяжелой атлетике и гиревому спорту. Направляются специалисты на обучение и повышение квалификации на отделение «Менеджмент физической культуры и спорта». Проводится обучение на базе Республиканского учебного научно-исследовательского центра Министерства по делам молодежи и спорту ЧР, в 2007 году начато обучение руководителей и специалистов ДЮСШ на базе государственного института физической культуры [20, c. 43].

Проведение научно–практических  конференций, тематических совещаний, творческих отчетов, обобщение опыта  работы лучших коллективов учреждений дополнительного образования, участие  в российских и республиканских  конкурсах способствуют поиску и  применению новых технологий, методик  и форм работы с учащимися.

Укрепление материально-технической  базы.

В ЧР на 01.01.2007 г. функционирует 8217 спортивных сооружений:

- 36 стадионов с трибунами  на 1500 посадочных мест и более,  в том числе 2 с искусственным  льдом;

- 4346 плоскостных спортивных  сооружений, в том числе 3293 площадки, 728 полей, 325 спортивных ядер;

- 1829 спортивных залов;

- 18 дворцов спорта, в том  числе 17 с искусственным льдом, 2 сооружения имеют по две ледовые  площадки, 14 крытых сооружений с  искусственным льдом являются  универсальными спортивно - зрелищными  с числом посадочных мест более  1000. Общее количество посадочных  мест на трибунах сооружений  с искусственным льдом — 36748;

- 8 легкоатлетических манежей;

- 101 ванна (всего) плавательных  бассейнов, в том числе 78 ванн  в крытых бассейнах;

-45 лыжных баз;

- 261 сооружение для стрелковых  видов спорта, в том числе 11 стрелковых тиров;

-1 водно-гребная база;

-1572 других спортивных  сооружения, в их числе нестандартные  спортзалы, встроенные помещения,  приспособленные для занятий  физической культурой и спортом,  конные манежи, мотодромы, картодромы, ипподромы и конно-спортивные базы, комплексы трамплинов, и др. [20, c. 43].

 

Таблица 2.4 – Динамика роста  спортивных сооружений в ЧР

Наименование

Период, года

2010

2011

2012

Всего спортсооружений

7896

8122

8217

В том числе

     

- плоскостные (ед.)

- обеспеченность (%)

3945

70,0

4246

73,05

4346

71,63

- ванны крытых плав.бассейнов

- обеспеченность (%)

73

5,6

78

5,94

78

5,96

Единовременная пропускная способность всех учреждений

196396

27,4%

203156

28,37%

210568

28,51%


 

В целом по Чувашии обеспеченность спортивными сооружениями в соответствии с социальными нормами РФ составляет:

- площадями спортивных  залов - 46,61% (на 5,38% больше в сравнении с 2011г.);

- плоскостными спортсооружениями  — 7 1,63% (на 1,42% меньше чем в 2012г.);

- зеркалом воды крытых  плавательных бассейнов - 5,96% (увеличение  на 0,02%);

Единовременная пропускная способность — 28,51% (увеличение на 0,1%).

В республике наблюдается  положительная динамика ввода новых спортивных сооружений. В 2012 году в эксплуатацию введено 121 спортивное сооружение.

В соответствии с федеральной  целевой программой до 2015 года предполагается строительство в регионах России более 4000 быстровозводимых спортивных объектов. За основу взяты пять основных типовых спортивных объектов:

Информация о работе Муниципальная политика в области физической культуры и спорта