Основы государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:35, реферат

Краткое описание

Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари, определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.

Содержание

Понятие, природа и сущность государственного управления 4
Основные разновидности социального управления. 5
Ведущие школы и направления в теории государственного управления. 7
Субъекты и объекты государственного управления 12
Понятие и признаки государства 13
Понятие формы государства 17
Формы правления 18
Формы государственного устройства 20
Политический режим 21
Органы государственной власти 22
Классификация органов государственной власти 24
Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ 25
Органы исполнительной власти субъектов РФ 28
Органы законодательной власти субъектов РФ 30
Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия. 32
Государственное регулирование образования и науки в РФ 34
Государственное регулирование в отраслях культуры 35
Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения 37
Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 39
Понятие безопасности и ее виды 39
Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения 40
Местное самоуправление в Российской Федерации 42
Понятие местного самоуправления 42
Муниципальное образование. 42
Местное самоуправление и местное управление. 43
Принципы местного самоуправления 45
Правовые основы местного самоуправления 46
Организационные основы местного самоуправления 48
Система и структура органов местного самоуправления 49
Особенности организации местного самоуправления в городах — субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах. 51
Устав муниципального образования 55
Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования. 58
Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования. 63
Глава муниципального образования: статус и полномочия 66
Правонарушения и ответственность. 68
Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления. 70

Вложенные файлы: 1 файл

Основы государственного и муниципального управления.docx

— 149.70 Кб (Скачать файл)

Файоль сформулировал четырнадцать общих принципов управления, которые входят в золотой фонд науки:

1) разделение труда, (позволяет  сокращать число объектов, на  которые должно быть направлено  внимание и действие, что способствует  повышению количества и качества  производства при затрате тех  же усилий);

2) власть, (право отдавать  распоряжения и сила, принуждающая  им подчиняться. Власть немыслима  без ответственности, то есть  без санкции — награды или кары, — сопровождающей ее действие. Ответственность есть венец власти, ее естественное следствие, ее необходимый придаток);

3) единство распорядительства, (служащему может давать два  приказания относительно какого-либо  действия только один начальник);

4) единство руководства, (один  руководитель и одна программа  для совокупности операций, преследующих  одну и ту же цель);

5) подчинение частных интересов  общим, (в организации интересы  служащего или группы служащих  не должны ставиться выше интересов  предприятия; интересы государства  должны быть выше интересов  гражданина или группы граждан);

6) дисциплина, (повиновение, усердие, деятельность, манера держать  себя, внешние знаки уважения, проявляемые  соответственно установленному  между предприятием и его служащими  соглашению);

7) вознаграждение персонала, (должно быть справедливым и  по возможности удовлетворять  персонал и предприятие, нанимателя  и служащего; поощрять усердие, компенсируя  полезное усилие);

8) централизация, (должна  быть принята или отвергнута  в зависимости от тенденций  руководства и от обстоятельств; дело сводится к нахождению  степени централизации, наиболее  благоприятной для предприятия);

9) иерархия, (ряд руководящих  должностей, начиная с высших  и кончая низшими, тот путь, по  которому, проходя все ступени, следуют  бумаги, идущие от высшей власти  или адресуемые ей);

10) порядок, (определенное  место для каждого лица и  каждое лицо на своем месте);

11) справедливость, (чтобы  поощрять персонал к исполнению  своих обязанностей с полным  рвением и преданностью, надо  относиться к нему благожелательно; справедливость есть результат  сочетания благожелательности с  правосудием);

12) постоянство состава  персонала, (текучесть кадров является  одновременно причиной и следствием  плохого состояния дел);

13) инициатива, (свобода предложения  и осуществления планов);

14) единение персонала, (сила  предприятия в том, чтобы использовать  способности всех, вознаграждать  заслуги каждого, не нарушая гармонии  отношений).

Разработанные классической школой принципы управления затрагивают два основных аспекта. Один из них — обоснование рациональной системы государственного управления, второй касается построения структуры организации. Наиболее важные постулаты классической теории можно резюмировать следующим образом: наука вместо традиционных навыков, гармония вместо противоречий, сотрудничество вместо индивидуальной работы, максимальная производительность на каждом рабочем месте. В рамках классической школы система государственного управления предстает как регламентированная сверху донизу иерархическая организация линейно-функционального типа с четким определением функции каждой должностной категории. Следует подчеркнуть, что такая модель достаточно эффективна в условиях стабильной социальной среды и однотипных управленческих задач и ситуаций. Она до сих пор находит свое применение на различных уровнях государственного управления. В целом сильные стороны классического подхода заключаются в научном осмыслении всех управленческих связей в системе государственного управления, в повышении производительности труда путем оперативного менеджмента. Однако в тех случаях, когда на эффективность управления оказывает решающее влияние человеческий фактор, использование этого подхода явно недостаточно.

Еще одним влиятельным направлением в теории государственного управления была школа человеческих отношений. Она возникла в 1930-е гг., когда психология находилась еще в зачаточном состоянии. Движение за человеческие отношения во многом появилось в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. И поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической.

Дальнейшие исследования показали, однако, что хорошие отношения между служащими не ведут автоматически к увеличению производительности труда административных организаций и что мотивация, ориентирующая сотрудников на достижение высоких результатов, имеет большее значение, чем простая удовлетворенность работой. И в рамках движения за человеческие отношения были разработаны различные мотивационные модели, которые используются в теории государственного управления. Особое значение имеют исследования, описывающие фактическое поведение отдельных лиц и групп в процессе выработки и принятия государственных решений. В отношении практических рекомендаций движение за человеческие отношения исходит из того, что любая нормативная теория решений лишь тогда имеет перспективу на успех, когда опирается на реальные факты поведения членов организации в процессе принятия решений. При этом в качестве критерия целесообразности принимается не эффективность как таковая, а эффективность, сопоставленная с психологическими ограничениями, которые определяют рамки практического применения теоретических рекомендаций по совершенствованию управления. Рекомендуется использовать основные приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных руководителей, консультации с рядовыми сотрудниками и предоставление им более широких возможностей общения в работе.

 В сфере политического  управления в этот период наиболее  популярными были идеи кейнсианства. Известный английский экономист  Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) предложил свою концепцию государственного регулирования экономики. Основу государственной политики, согласно кейнсианству, должна составлять борьба с экономическими спадами и безработицей. По существу, это была первая серьезная модель антикризисной государственной политики. В целом кейнсианская модель государственного управления основывается на следующих принципах:

1) государство должно осуществлять  комплекс мер по регулированию  экономики для преодоления негативных  последствий рыночных отношений;

2) предупреждая социальные  взрывы, государство перераспределяет  доходы в пользу неимущих слоев  через прогрессивное налогообложение, развитие бесплатной системы  образования и здравоохранения;

3) антикризисное регулирование  сводится к стимулированию инвестиций  в период экономического спада  путем увеличения государственных  расходов на закупки, товаров  и услуг в целях компенсации  недостающего частного спроса  и путем влияния на норму  банковского процента, которая в  условиях спада не должна быть  слишком высокой;

4) возможность допущения  дефицита бюджета и умеренной  инфляции и за счет выпуска  в обращение дополнительных денег. Идеи кейнсианства и сегодня  достаточно популярны и используются  в государственном регулировании  рыночной экономики.

Третий этап в развитии теории государственного управления начался в 1950-е гг. и продолжался до конца XX в. Наиболее влиятельными направлениями этого периода можно считать поведенческий, системный и ситуационный подходы.

Школа поведенческих наук несколько отошла от школы человеческих отношений, которая концентрировала внимание на методах налаживания межличностных отношений. Новый подход отличается стремлением в большей степени оказать помощь государственным служащим в осознании своих собственных возможностей в государственных структурах на основе применения концепций поведенческих наук. Основной целью этой школы в самых общих чертах было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. В рамках поведенческого подхода ученые исследовали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и, авторитета в государственном управлении. Особенно популярным поведенческий подход был в 1960-х гг. Как и более ранние школы, этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем. Его главный постулат состоит в том, что правильное применение науки о поведении будет способствовать повышению эффективности труда как отдельного служащего, так и системы государственного управления в целом.

 

Субъекты и объекты государственного управления

Субъектами государственного управления являются физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений.

Граждане (россияне, иностранцы, лица без гражданства) и общественные объединения могут выступать в качестве участников и, следовательно, субъектов управленческих отношений с государственными органами исполнительной власти, а государственные органы, их структурные подразделения и служащие — как управляющие субъекты в административно-правовых отношениях друг с другом в любых соотношениях, а также в отношениях с общественными объединениями и гражданами.

Объектами государственного управления могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.). Едиными очень крупными объектами государственного управления нередко выступают отраслевые и межотраслевые комплексы и ассоциации предприятий, учреждений и организаций; отрасли и сферы государственного управления; комплексы взаимосвязанных отраслей и целые их области (например, область экономики включает в себя промышленный, строительный, агропромышленный комплексы и комплекс обслуживающих отраслей).

В пределах полномочий, установленных законом, субъекты управления применяют различные средства, имеющиеся в их распоряжении: экономические, политические, идеологические. С целью ускоренного развития какой-либо отрасли, определенного объекта устанавливаются предпочтения для нее, предоставляются государственные или муниципальные инвестиции. Государство (путем судебного решения) может запретить политическую партию, запретить пропаганду экстремистской идеологии и т. д. Используются различные способы поощрений, разрешений, требований, запретов, за невыполнение может быть установлена ответственность. Этими средствами направляется деятельность людей и их коллективов. Те или иные органы и должностные лица могут применять только такие средства государственного управления, которые разрешены им законом. Различные виды органов и должностные лица используют неодинаковые способы государственного управления и каждый из них — те способы и в тех рамках, которые установлены соответствующим правовым актом.

Отрасль государственного управления представляет собой совокупность предприятий, организаций, учреждений однородного социально-экономического или социально-культурного профиля, находящихся в ведении центрального федерального (или субъекта федерации) органа исполнительной власти. А сфера государственного управления включает в себя деятельность специальных органов исполнительной власти, осуществляющих функциональное межотраслевое регулирование в масштабе всех или, по крайней мере, многих отраслей управления.

 

Понятие и признаки государства

Вопросы о государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся к числу основополагающих и дискуссионных в государствоведении. Это объясняется тремя причинами.

Во-первых, эти вопросы прямо и непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политических партий и движений.

Во-вторых, никакая другая организация не может конкурировать с государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбы общества.

В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивое общественно-политическое образование. Рожденное обществом, его противоречиями, государство само неизбежно становится противоречивым, противоречивы его деятельность и социальная роль.

Как форма организации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость, государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, а, следовательно, служит его интересам. История государства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходит длинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом пути новые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем не развертывается, не получает должного развития весь комплекс институтов государства и оно сводится, в сущности, к политической власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитым государство становится постепенно, по мере достижения определенного уровня цивилизации и демократии. Всесторонне раскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и черты государства — задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучении государства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой, социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя при этом прошлые и настоящие научные достижения.

Правовед Н. М. Коркунов утверждал, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства». Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка (порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства как совокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти. Известный государствовед Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1) совокупность человеческих  индивидов;

2) определенную территорию;

3) суверенную власть;

4) правительство.

Рассматриваемое определение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужило поводом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц, осуществляющих власть (правительством).

Информация о работе Основы государственного и муниципального управления