Основы государственного и муниципального управления
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 17:35, реферат
Краткое описание
Управление по общепризнанному, вошедшему в энциклопедические словари, определению является функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Содержание
Понятие, природа и сущность государственного управления 4 Основные разновидности социального управления. 5 Ведущие школы и направления в теории государственного управления. 7 Субъекты и объекты государственного управления 12 Понятие и признаки государства 13 Понятие формы государства 17 Формы правления 18 Формы государственного устройства 20 Политический режим 21 Органы государственной власти 22 Классификация органов государственной власти 24 Конституционно-правовые основы организации государственной власти субъектов, разграничение предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ 25 Органы исполнительной власти субъектов РФ 28 Органы законодательной власти субъектов РФ 30 Высшее должностное лицо (глава) субъекта Федерации: правовое положение и полномочия. 32 Государственное регулирование образования и науки в РФ 34 Государственное регулирование в отраслях культуры 35 Государственное регулирование в области здравоохранения, социального обслуживания и социальной защиты населения 37 Государственное управление в сфере охраны и защиты безопасности личности, общества и государства 39 Понятие безопасности и ее виды 39 Система безопасности РФ, силы и средства ее обеспечения 40 Местное самоуправление в Российской Федерации 42 Понятие местного самоуправления 42 Муниципальное образование. 42 Местное самоуправление и местное управление. 43 Принципы местного самоуправления 45 Правовые основы местного самоуправления 46 Организационные основы местного самоуправления 48 Система и структура органов местного самоуправления 49 Особенности организации местного самоуправления в городах — субъектах РФ Москве и Санкт-Петербурге, ЗАТО и наукоградах. 51 Устав муниципального образования 55 Представительные органы местного самоуправления: понятие, структура и порядок формирования. 58 Общая характеристика правового статуса администрации муниципального образования. 63 Глава муниципального образования: статус и полномочия 66 Правонарушения и ответственность. 68 Ответственность государственных и муниципальных органов, организаций, служащих за правонарушения в сфере государственного и муниципального управления. 70
Не согласны с приведенным понятием
и сторонники психологической теории
права. «Государство не совокупность людей
определенного рода, — утверждал Ф. Ф. Кокошкин, —
а отношения между ними, форма общежития,
известная психическая связь между ними».
Однако «форма общежития», форма организации
общества — это тоже лишь один из признаков,
но не все государство.
Наиболее большой шаг в преодолении
одностороннего подхода к понятию государства
сделал К. Маркс, высказывая в «Капитале»
мысль о том, что государство охватывает
своей деятельностью два момента: и выполнение
общих дел, вытекающих из природы всякого
общества, и специфические классовые функции,
то есть, понимая его как единство двух
его тесно взаимосвязанных сторон — общечеловеческой
и классовой.
Любое государство, наряду с
решением сугубо классовых задач, выполняет
и общечеловеческую миссию, без которой
не может существовать ни одно общество.
К выполнению общих дел относится прежде
всего осуществление разнообразных коллективных
потребностей общества: организация здравоохранения,
образования, социального обеспечения,
средств транспорта и связи, строительство
ирригационных сооружений, борьба с эпидемиями,
преступностью, меры по предотвращению
войны и обеспечению мира и т. п. Общечеловеческое
предназначение государства в более широком
смысле состоит в том, чтобы быть инструментом
социального компромисса, смягчения и
преодоления противоречий, поиска согласия
и сотрудничества различных слоев населения
и общественных сил, обеспечения общесоциальной
направленности в содержании всех осуществляемых
им функций. Сочетая в себе, таким образом,
и классовое, и общечеловеческое, государство
выступает одновременно и как организация
политической власти общества, и как его
единственный официальный представитель.
Согласно этому оно призвано обеспечить
выполнение и общих дел, вытекающих из
природы всякого общества, и специфических
классовых задач.
В современной учебной литературе
государство определяется как политико-территориальная
суверенная организация публичной власти,
имеющая специальный аппарат, способная
делать свои, веления обязательными для
всей страны. Данная дефиниция синтезирует
наиболее существенные черты и признаки
государства и в целом приемлема, но в
ней слабо отражена связь государства
и общества. Поэтому принято считать, что
более точной будет следующая формулировка:
государство — это политическая организация
общества, обеспечивающая его единство
и целостность, осуществляющая посредством
государственного механизма управление
делами общества, суверенную публичную
власть, придающая праву общеобязательное
значение, гарантирующая права, свободы
граждан, законность и правопорядок. Но
не стоит забывать, об общечеловеческой
природе сущности назначения государства,
учитывая то, что государство — это весьма
сложное явление. Понятие государства,
его характеристики конкретизируются
при раскрытии признаков, отличающих его
как от родового строя, так и от негосударственных
организаций общества.
Основные признаки государства:
1) территориальная организация
населения и осуществление публичной
власти в территориальных пределах.
Государство имеет строго локализованную
территорию, на которую распространяется
его суверенная власть, а население,
на ней проживающее, превращается
в подданных или граждан государства.
Возникают, таким образом, пространственные
пределы государства, в которых
и появляется новый правовой
институт — подданство или гражданство.
С территориальной организацией населения
сопряжено не только возникновение государства,
но и начало складывания отдельных стран.
А потому с этих позиций понятия «государство»
и «страна» во многом совпадают. От негосударственных
организаций государство отличается тем,
что олицетворяет все население страны,
распространяет на него свою власть. Профсоюзы
и политические партии объединяют в своих
рядах часть населения, создаются добровольно,
по тем или иным интересам;
2) публичная (государственная)
власть. Публичной она называется
потому, что, не совпадая с обществом,
выступает от его имени, от
имени всего народа. Власть существовала
и в догосударственном обществе,
но это была непосредственно общественная
власть, которая исходила от всего рода
и использовалась им для самоуправления.
Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в
каком-либо аппарате. Принципиальная особенность
публичной власти состоит в том, что она
воплощается именно в чиновниках, то есть
в профессиональном сословии управителей,
из которых комплектуются органы управления
и принуждения (государственный аппарат).
Без этого физического воплощения государственная
власть представляет собой лишь тень,
воображение, пустую абстракцию;
3) государственный суверенитет.
Понятие «государственный суверенитет»
появилось в конце Средневековья,
когда потребовалось отделить
государственную власть о церковной
и придать ей исключительное, монопольное
значение. Ныне суверенитет — обязательный
признак государства. Страна, его не имеющая, —
это колония либо доминион. Суверенитет
как свойство (атрибут) государственно
власти заключается в ее верховенстве,
самостоятельности, независимости.
Верховенство государственной
власти внутри страны обозначает:
а) универсальность ее властной
силы, которая распространяется на все
население, все партии и общественные
организации данной страны;
б) ее прерогативы (государственная
власть может отменить, признать ничтожным
всякое проявление любой другой общественной
власти);
в) наличие у нее таких средств
воздействия, которыми никакая другая
общественная власть не располагает (армия,
полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельность и независимость
государственной власти от всякой другой
власти внутри страны и вне ее выражается
в ее исключительном, монопольном праве
свободно решать все свои дела;
Понятие формы государства
Любое государство есть единство
его сущности, содержания и формы. Чтобы
оно активно функционировало, чтобы качественно
и слаженно действовал его механизм, требуется
четко организованная государственная
власть. Форма государства отвечает на
вопросы о том, на каких принципах и как
территориально построена государственная
власть, как создаются высшие органы государства,
как они взаимодействуют между собой и
населением, какими методами она осуществляется
и др.
Под формой государства понимается
организация государственной власти,
выраженная в форме правления, государственного
устройства и политического (государственного)
режима. Понятие формы государства охватывает:
1) организацию верховной
государственной власти, источники
ее образования и принципы
взаимоотношений высших органов
власти между собой и населением;
2) территориальную организацию
государственной власти, соотношение
государства как целого с его
составными частями;
3) методы и способы
осуществления государственной
власти.
Форма государства зависит от
конкретно-исторических условий его возникновения
и развития, решающее влияние на нее оказывают
сущность, исторический тип государства.
Так, феодальному типу государства соответствовала,
как правило, монархическая форма правления,
а буржуазному — республиканская. Форма
государства во многом зависит от соотношения
политических сил в стране, особенно в
период его возникновения. Ранние буржуазные
революции привели к компромиссу между
буржуазией и феодалами, следствием которого
стала конституционная монархия. Категория
формы государства показывает особенности
внутренней организации государства,
порядок образования и структуру органов
государственной власти, специфику их
территориальной обособленности, характер
взаимоотношений друг с другом и населением,
а также те методы, которые используются
ими для осуществления организационной
и управленческой деятельности.
Более полное представление
о форме конкретного государства дает
анализ трех его составляющих — формы
правления, государственного устройства,
государственно-правового режима.
Форма правления характеризует
порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения
друг с другом и населением, то есть эта
категория показывает, кто и как правит
в государстве. В зависимости от особенностей
формы правления государства подразделяются
на монархические и республиканские.
Форма государственного устройства
отражает территориальную структуру государства,
соотношение между государством в целом
и его составными территориальными единицами.
По форме устройства все государства подразделяются
на унитарные, федеративные и конфедеративные.
Государственно-правовой режим
(политический) представляет собой систему
средств и способов осуществления государственной
власти. В зависимости от особенностей
набора средств и способов государственного
властвования различают демократические
и авторитарные государственно-правовые
режимы.
Формы правления
Данная категория, является
неотъемлемой составляющей формы государства
и показывает, как образуются новые органы,
что они собой представляют, на каких началах
взаимодействуют. Форма правления также
свидетельствует о том, участвует ли население
в формировании высших органов государства,
то есть демократическим или недемократическим
способом они образованы. Недемократическим
путем формируются, например, высшие органы
государства при наследственной монархии.
Существенные черты той или иной формы
государства нельзя понять и объяснить,
отвлекаясь от характера тех производственных
отношений, которые сложились на данной
ступени экономического развития. Так,
республика рабовладельческого общества
имеет больше родственных свойств с рабовладельческой
монархией, нежели с республикой периода
капитализма. Среди факторов, обусловливающих
специфику конкретной формы государства,
первостепенное значение имеет соотношение
классовых сил, социальное представительство
лиц, стоящих у власти в данной стране
и в данный исторический период времени.
Итоги политической борьбы за власть находят
свое выражение в порядке организации
и структуре всего государственного механизма,
в тоталитарных либо демократических
методах его деятельности. На форму государства
известное влияние оказывают также национальный
состав населения, уровень культуры и
те традиции, которые сложились в результате
исторического развития страны (примером
могут послужить монархические традиции
в Великобритании и Японии), а в определенной
степени, хотя и косвенно, даже особенности
ее географического положения. При анализе
формы государств следует учитывать также
и влияние международных связей. При современном
многообразии экономических, политических,
культурных и иных зависимостей между
странами даже экономически мощные государства
не могут полноценно развиваться в международной
изоляции.
Таким образом, форма правления
раскрывает способ организации верховной
государственной власти, порядок образования
ее органов, их взаимодействие между собой
и с населением, степень участия населения
в их формировании. Существуют две основные
формы правления — монархия и республика.
Их верховные органы отличаются друг друга
и по порядку образования, и по составу,
и по компетенции.
Монархия — это форма правления,
при которой вся полнота государственной
власти сосредоточена в руках одного человека —
монарха (царя, короля, шаха, императора,
султана и т. п.), который выполняет функции
и главы государства, и законодательной,
и во многом исполнительной власти. Монарх
наследует власть как представитель правящей
династии и осуществляет ее пожизненно
и бессрочно. Он персонифицирует государство,
выступая от имени всего народа как «отец»
нации, за результаты своей деятельности
не несет юридической ответственности.
Перечисленные признаки являются типичными
для монархической формы правления. В
реальной же действительности они не безусловны
и, отличаясь различным соотношением,
определяют многообразие и виды ограниченных
и неограниченных монархий. При неограниченной
(абсолютной) монархии монарх является
единственным высшим органом государства.
Он осуществляет законодательную функцию,
руководит органами исполнительной власти,
контролирует правосудие. Абсолютная
монархия характерна для последнего этапа
развития феодального государства, когда
после окончательного преодоления феодальной
раздробленности завершается процесс
образования централизованных государств.
При ограниченной монархии высшая государственная
власть рассредоточена между монархом
и другим органом или органами (Земским
собором в Российской империи). К ограниченным
относятся сословно-представительная
монархия и современная конституционная
монархия, в которой власть монарха ограничена
конституцией, парламентом, правительством
и независимым судом.
Республика — форма правления,
при которой:
1) государственная власть
передается (делегируется) народом
определенному коллегиальному, а
не единоличному органу (сенату,
парламенту, народному собранию, федеральному
собранию и т. п.), который выполняет свое
функциональное назначение в режиме «сдержек
и противовесов» с другими ветвями власти;
2) представительная власть
сменяема, избирается на определенный
срок; 3) законодательно закрепляется
подотчетность и ответственность
власти за результаты своей
деятельности.
Признаки республики:
1) выборность и сменяемость
представительной власти;
2) коллегиальность правления,
позволяющая не только обеспечивать
подконтрольность различных ветвей
власти, их взаимное сдерживание
от возможного произвола, но и
более эффективно и ответственно
решать каждой из них свои
специализированные задачи;
3) законодательно закрепленная
подотчетность и ответственность
(политическая и юридическая) власти
за результаты своей деятельности.
Республиканская форма правления
зародилась в рабовладельческих государствах,
наиболее яркое проявление нашла в демократической
Афинской республике. Здесь органы государства,
в том числе высшие, избирались полноправными
гражданами Афин. Однако более распространенной
в рабовладельческих государствах была
аристократическая республика, где в формировании
и работе выборных органов верховной государственной
власти принимала участие военно-земельная
знать.