Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:11, курсовая работа
цель данной курсовой работы изучение понятий и функций местного самоуправления, рассмотрение различных аспектов местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель предусматривает решение задач:
1) Выявление природы понятия местного самоуправления современной юридической науке.
2) Рассмотрение функций местного самоуправления.
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1 Историко-теоретические основы местного самоуправления
1.1. Эволюция местного самоуправления от идеи к практике. . . . . . . .6
1.2. Развитие историко-теоретических форм местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ГЛАВА 2 Функции местного самоуправление.
2.1. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований . . . . . . . . 27 2.6. Охрана общественного порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36
Гражданам
гарантируется равный доступ к муниципальной
службе.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. предусматривает использование в системе местной демократии территориального общественного самоуправления, порядок организации и осуществления которого определяется уставом муниципального образования в соответствии с Законами субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления.
Для участия в управлении местными делами существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления, состоянии муниципального хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля за работой органов местного самоуправления.
Местное самоуправление
является хорошей школой для политического
воспитания, подготовки граждан к участию
в управлении государственными делами.
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.
Каждое муниципальное образование в соответствии со статьей 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. имеет муниципальную собственность и местный бюджет.
Свое социальное предназначение местное самоуправлений может оправдать лишь эффективно управляя муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Государство признает за местным самоуправлением право самостоятельно решать все эти вопросы. Поэтому население муниципального образования, осуществляя местное самоуправление, принимает на себя ответственность за эффективность управления муниципальным имуществом и местными финансовыми ресурсами.
Права собственника в отношении имущества и местных финансов, входящих в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно.
Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке. Они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности.
Кроме того, органы местного самоуправления в соответствии с Законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования (ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»)
Органы местного самоуправления имеют право на образование целевых внебюджетных фондов, на создание муниципальных банков и других финансово-кредитных организаций, на выпуск муниципальных займов. Статья 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что население непосредственно или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут принимать решения о разовых добровольных сборах средств граждан для финансирования вопросов местного значения.
Несомненно,
что реализация этих и иных полномочий,
связанных с осуществлением рассматриваемой
функции, должна осуществляться в интересах
населения муниципального образования,
служить удовлетворению его потребностей.
Это обеспечивается прежде всего деятельностью представительных органов местного самоуправления, избираемых населением. Статья 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. относит к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчета о его исполнении; установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Кроме того, порядок и условия приватизации муниципальной собственности должны определяться населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления самостоятельно. Доходы от приватизации объектов муниципальной собственности согласно статье 29 данного Закона поступают в полном объеме в местный бюджет.
Население муниципального образования должно получать необходимую информацию об управлении и распоряжении муниципальной собственностью, финансовыми ресурсами в целях осуществления действенного контроля за этой стороной муниципальной деятельности. Уставы муниципальных образований закрепляют соответствующие формы контроля населения, граждан за у деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления.
2.4. Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципального образования
Статья 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. относит к ведению местного самоуправления вопросы комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные
образования — города, поселки, станицы,
районы (уезды), сельские округа и другие
— представляют собой своеобразные территориально-
Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.
Функция комплексного социально-экономического развития муниципального образования осуществляется прежде всего посредством планирования. Представительные органы местного самоуправления принимают планы и программы развития муниципального образования, а также (контролируют их реализацию, утверждая отчеты об их исполнении.
При этом органы местного самоуправления не должны допускать перекосов в развитии производственной и социальной инфраструктур, добиваясь их гармонического сочетания. Планы и программы развития муниципального образования должны быть направлены на обеспечение оптимальных пропорций в развитии разных сфер местной жизни, рационального использования природных и иных ресурсов. Осуществляя данную функцию, органы местного самоуправления должны учитывать и интересы развития территории субъекта Российской Федерации в целом.
Осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования тесно связано с его бюджетно-финансовой политикой, направленной на материальное обеспечение муниципальных планов и программ, их сбалансированности и увязки. Органы местного самоуправления самостоятельно распоряжаются средствами местных бюджетов, Они вправе образовывать целевые внебюджетные фонды, устанавливать местные налоги и сборы, а также льготы по их уплате.
Проблемы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований во многом связаны с деятельностью предприятий, учреждений и организаций, не находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со статьей 32 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории муниципального образования.
Координационная деятельность органов местного самоуправления дает возможность объединить усилия расположенных на их территории предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности, форм собственности. Органы местного самоуправления используют в этих целях договоры, муниципальный заказ, а также такие организационные формы координационной работы, как советы директоров, советы предпринимателей и др.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития муниципальных образований предполагает сбор, обработку и обобщение необходимой информации. Поэтому должна получить развитие муниципальная статистика, муниципальная информационная служба. Статья 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. устанавливает, что показатели финансовой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления, муниципальных предприятий и организаций подлежат учету органами государственной статистики. Таким образом, в сфере информационного обеспечения комплексного социально-экономического развития муниципальных образований органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с соответствующими государственными органами.
Обеспечение комплексного социально-экономического развития территории муниципального образования — необходимое условие успешного решения вопросов местной жизни, достижения целей местного самоуправления.
2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей
населения в сферах, отнесенных к ведению
муниципальных образований
К основным
целям муниципальной
Обеспечивая удовлетворение потребностей населения в жизненно важных услугах, органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляет статья 30 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 6 данного Закона обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации, содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др.
Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения и т.п.
Во-вторых,
муниципальные органы обязаны создавать
условия для жилищного и
В-четвертых,
органы местного самоуправления осуществляют
в этой сфере контрольную
Информация о работе Понятие и структура функций местного самоуправления