Понятие и структура функций местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 12:11, курсовая работа

Краткое описание

цель данной курсовой работы изучение понятий и функций местного самоуправления, рассмотрение различных аспектов местного самоуправления в Российской Федерации.
Цель предусматривает решение задач:
1) Выявление природы понятия местного самоуправления современной юридической науке.
2) Рассмотрение функций местного самоуправления.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
ГЛАВА 1 Историко-теоретические основы местного самоуправления

1.1. Эволюция местного самоуправления от идеи к практике. . . . . . . .6
1.2. Развитие историко-теоретических форм местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
ГЛАВА 2 Функции местного самоуправление.
2.1. Понятие функций местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 22
2.3. Управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 26
2.5. Удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований . . . . . . . . 27 2.6. Охрана общественного порядка. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .30
2.7. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных государством. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .33
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 36

Вложенные файлы: 1 файл

ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ФУНКЦИЙ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

2.6. Охрана общественного  порядка.

    Статья 132 Конституции Российской Федерации  устанавливает, что органы местного самоуправления осуществляют охрану Общественного порядка.

    Общественный  порядок — это составная часть правопорядка  нашем обществе, важный элемент правовой основы жизнедеятельности граждан. Поэтому успешное осуществление данной функции местного самоуправления выступает одним из условий решения общегосударственной задачи обеспечения законности, укрепления правопорядка в Российской Федерации.

    Общественный  порядок — основа нормальной жизни муниципального образования, функционирования местной демократии. Необходимое условие реализации прав и свобод граждан.

    Общественный  порядок характеризует состояние местной жизни муниципального образования, уровень правовой культуры и правосознания муниципальных служащих, граждан, их объединений. Важное значение для упрочения общественного порядка. Имеет урегулированность вопросов местного жизни.

Охрану  общественного порядка в муниципальном образовании главным образом обеспечивают муниципальные органы охраны общественного порядка. Органы местного самоуправления соответствии со статьей 6 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. организуют и содержат муниципальные органы охраны общественного порядка, осуществляют контроль за их деятельностью. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно Закону Российской Федерации «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Министерства внутренних дел Российской Федерации. В обеспечении охраны общественного порядка на территории муниципального образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних, наблюдательные. Кроме того, возможно и участие населения в реализации данной функции путем создания народных дружин, использования других форм общественной самодеятельности граждан.

2.7. Защита интересов  и прав местного  самоуправления, гарантированных  государством.

    В Российской Федерации признается и  гарантируется местное самоуправление (ст. 12 Конституции Российской Федерации). Государство обеспечивает соблюдение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В Российской Федерации действует система государственных гарантий местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Таким образом, защита прав местного самоуправления — это важная сторона государственной деятельности.

    Вместе  с тем необходимо учитывать, что  нередко права и законные интересы местного самоуправления, как показывает практика реализации муниципального законодательства, нарушаются и ущемляются, в том числе и государственными органами. Органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебную и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования и нарушения. Все это дает основание выделить в качестве функции местного самоуправления деятельность граждан и органов местного самоуправления по защите интересов и прав муниципальных образований, их населения. Статья 46 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предоставляет гражданам, органам и должностным лицам местного самоуправления право на судебную защиту местного самоуправления. Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учета интересов населения муниципальных образований при решении тех или иных вопросов общественной и государственной жизни. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению.

    Одной из организационных форм, с помощью  которой осуществляется функция защиты интересов и прав местного самоуправления, являются ассоциации и союзы муниципальных образований. Они образуются в целях координации деятельности муниципальных образований, более эффективного осуществления своих прав и интересов. В Российской Федерации действуют общероссийские, межрегиональные и региональные ассоциации и союзы местного самоуправления, деятельность которых выступает важным фактором государственной и общественной жизни, в том числе и в плане обеспечения прав и законных интересов местного самоуправления на различных уровнях государственной власти. 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Понятие «местное самоуправление» отражает комплексное и многообразное  явление, которое, естественно, порождает  различные подходы к его исследованию.

1.  Местное  самоуправление можно рассматривать  в качестве основополагающего  принципа осуществления власти в обществе и государстве, который наряду с принципом разделения властей определяет систему управления демократического правового государства.

    Европейская Хартия местного самоуправления, принятая Советом Европы 15 октября 1985 г., в статье 2 устанавливает, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. Конституция Российской Федерации признает и гарантирует местное самоуправление, закрепляет его в качестве одной из демократических основ системы управления Российской Федерации (ст. 3, 12, гл. 8).

2.  Местное  самоуправление — это и право  граждан, местного сообщества  (населения данной территории) на  самостоятельное заведование     местными     делами.     Признавая     это     право, государство признает самостоятельность местного самоуправления  в  пределах  его  полномочий,  берет на себя обязанность создавать необходимые условия для их осуществления. Данное право, принадлежащее населению городских и сельских поселений и реализуемое им непосредственно, а также через органы местного   самоуправления,   обеспечивается   судебной   защитой, иными   гарантиями,   закрепленными   Конституцией   Российской Федерации и федеральным законодательством.

3.  Местное  самоуправление  можно охарактеризовать  и  как форму, способ организации и осуществления населением власти на местах, которая обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни с учетом исторических и иных местных традиций. Данная форма реализации власти на местах означает также, что граждане и формируемые ими органы местного самоуправления берут на себя ответственность за управление местными делами. Именно в этом суть местного самоуправления.

    Таким образом, местное самоуправление —  это система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное (под свою ответственность) решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории.

    Эта система представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления.

      Местное самоуправление, как любая другая разновидность социальной деятельности,имеет свои функции.

    Анализ  законодательства о местном самоуправлении, закрепляющего полномочия органов  местного самоуправления, позволяет  выделить следующие основные функции  местного самоуправления:

1.  Обеспечение  участия населения в решении местных дел.

2.  Управление  муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного управления.

3. Обеспечение  развития соответствующей территории.

4.  Обеспечение    потребностей    населения    в    социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.

5.  Охрана   общественного   порядка,   обеспечение   режима законности на данной  территории.

6.  Защита  интересов и прав местного  самоуправления, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством.

Федеральным  органам   государственной   власти   Российской

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 133) органы местного самоуправления вправе обращаться за зашитой своих  прав в судебные органы, добиваться компенсации за дополнительные расходы, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти функции местного самоуправления тесно  взаимосвязаны  и взаимно дополняют друг друга. 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ  ЛИТЕРАТУРА. 

1 .Нормативные акты.

    1. Конституция Российской Федерации 1993 г.

    2. Европейская Хартия местного  самоуправления / / Народный депутат, 1993, № 11, ст. 57.

    3. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  № 113 от 6.10. 2003   (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 N 53-ФЗ, от 12.08.2004 N 99-ФЗ, от 28.12.2004 N 183-ФЗ, от 28.12.2004 N 186-ФЗ, от 29.12.2004 N 191-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 30.12.2004 N 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 N 34-ФЗ, от 29.06.2005 N 69-ФЗ, от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 21.07.2005 N 97-ФЗ, от 12.10.2005 N 129-ФЗ, от 27.12.2005 N 198-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 31.12.2005 N 206-ФЗ, от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 15.02.2006 N 24-ФЗ, от 03.06.2006 N 73-ФЗ, от 18.07.2006 N 120-ФЗ, от 25.07.2006 N 128-ФЗ, от 27.07.2006 N 153-ФЗ, от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 01.12.2006 N 198-ФЗ, от 04.12.2006 N 201-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 02.03.2007 N 24-ФЗ, от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 10.05.2007 N 69-ФЗ, от 15.06.2007 N 100-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ)

 

   2. Литература. 

  1. Актуальные  проблемы формирования местного самоуправления / / Государство и право. 1995. № 5.
  2. Баранчиков В.А. Муниципальное право: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ - ДАНА, Закон и право, 2000. – 125 с.
  3. Борисов А. Самоуправление: европейская традиция и Россия / / Государственного управление. 1996. № 1.
  4. Бондарь Н.С., Авсеенко В.И., Бочаров С.Н. и др. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.С. Чеботарев. – М.: Юрист, 2005. – 559 с.
  5. Буров А.Н. Местное самоуправление в России: исторические традиции и современная практика.- Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2000.- 662 с.
  6. Вебер М. Город / / Избранное. Образ общества. М., 1994. – 102 с.
  7. Выдрин И.В., Кокотков А.Н. Муниципальное право России. Учебник для вузов.- М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОМА-ИНФРА М), 2000. - 368 с.
  8. Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М., 1991. – 1250 с.
  9. Институты самоуправления: историко-правовые исследование. М., 1995.- 256 с.
  10. Карамзин Н. М. Записки о древней и новой России. М., 1991. – 552 с.
  11. Кутяфин О.Е., Фадеев В.И. Муниципальное право России Российской Федерации: учебник. – 2-ое изд., перераб. и доп.- М.: Юрист, 2004. – 559 с.
  12. Ланда Р. Г. Восток: цивилизация, формация, социум // Вопросы истории. 1995. № 4
  13. Левитин И.Б. Гражданское общество на западе и в России / / Политический исследования. 1996. № 5.
  14. Местное самоуправление: Сборник нормативных актов. - М.: «Издательство ПРИОР», 2001. – 210 с.
  15. Прудников А.С., Еремян В.В., Лимонов А.М. Муниципальное право России: Курс лекций.2-ое издание, перераб. и доп.- М.: «Книжный мир», 2005.- 365 с.
  16. Развитие федеративных отношений в России / / Российская Федерация. 1998. № 2.
  17. Система муниципальной управы: Учебник для вузов. 3-е изд./ Под редакцией В.Б.Зотова. – СПб.: Питер, 2007. – 125 с.
  18. Сергеев А.А. Местного самоуправление РФ: проблемы правового регулирования. – М.: ТК Вологда  изд-во Проспект, 2006. – 256 с.
  19. Штимпфл Г., Шоллер Х. Местное самоуправление. М., 1995 С. 17. – 265 с.
  20. Шугрина Е.О. Муниципальное право: Учебное пособие. Новосибирское изд-во Новосибирского ун-та, 1995. – 651 с.

Информация о работе Понятие и структура функций местного самоуправления