Правовые механизмы и организационно-кадровые технологии реализации государственной кадровой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 19:09, дипломная работа

Краткое описание

Понятие механизма реализации государственной кадровой политики представляет собой сложную теоретическую проблему, слабо разработанную в социологической науке. В теоретическом обосновании нуждаются практически все аспекты избранной проблемы: механизмы формирования кадровой политики и механизмы её реализации, приводящие её в функциональное состояние.
Основой механизма реализации государственной кадровой политики служит теоретико-методологическая сторона кадровой политики (её концепция), отсутствие которой как целостной системы в сфере государственного управления весьма негативно сказывается на формировании и современном состоянии механизмов реализации ГКП, то есть перевода теории, замыслов, концепций, программ кадровой политики в область практической деятельности.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Правовые механизмы и организационно – кадровые технологии реализации государственной кадровой политики 5
1.1. Государственная кадровая политика: понятие, субъекты и объекты, механизма формирования и реализации кадровой политики… 5
1.2.Формирование и реализация государственной политики: принятие нормативных правовых актов 21
1.3. Механизмы реализации государственной кадровой политики как социальная система, их роль и место в управлении государственного аппарата………………………………………………………………………… 40
Глава 2. Состояние кадрового потенциала в ЧР (на примере Аппарата Парламента ЧР) 42
2.1. Правовое положение Аппарата Парламента ЧР и анализ его кадровой политики в сфере государственной службы……………………………… 42
2.2. Эффективные технологии и современные методы кадровой работы на государственной службе Аппарата Парламента ЧР……………………… 55
Заключение…………………………………………………………………… 63
Список использованной литературы…………………………………... 66

Вложенные файлы: 1 файл

Глава1.doc

— 320.00 Кб (Скачать файл)

        Учебно-методическое обеспечение ГКП. Учебно-методическое обеспечение государственной кадровой политики составляет еще один важнейший элемент механизма ее реализации. В систему учебно-методического обеспечения  входят все звенья подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В первую очередь это касается системы среднего, среднего специального и высшего образования. Учебно-методическое обеспечение кадровой политики включает два основных направления. Первое заключается в подготовке людей к тому, чтобы сохранить и развить ту систему общественных отношений, в которой они живут. В этой области немало проблем, связанных главным образом с переходом нашей страны на стандарты современного цивилизованного общества, переподготовкой специалистов.

        Второе  направление предполагает создание  и постоянное развитие системы  подготовки и переподготовки  кадров. Здесь и реорганизация сети образовательных учреждений всех типов, их перепрофилирование в связи с

новыми условиями, разработка программного обеспечения учебной  деятельности, подготовка современных учителей и преподавателей, издание

учебной литературы и т.п. Современная реформа образования должна привести к созданию такой системы подготовки и переподготовки кадров, которая позволит всем членам общества систематически получать необходимые знания и навыки. Вполне уместным здесь может быть использование как нашего исторического, так и современного зарубежного опыта в образовательной деятельности.

        Организационное обеспечение ГКП. Механизмом организационного обеспечения государственной кадровой политики является созданная в системе органов государственной власти специальной структуры, занимающаяся формированием, координированием и контролированием на федеральном, региональном и местном уровне кадровую деятельность. На федеральном  уровне такой структурой являются Совет по кадровой политике при Президенте Российской Федерации, Главное управление по вопросам государственной службы и кадров Президента Российской Федерации, специальные комиссии, чья деятельность направлена на реализацию государственной кадровой политики на региональном и федеральном уровнях.

        В  этой сфере на муниципальном уровне могут создаваться специальные

управления, отделы и службы кадров. Они должны быть заняты сбором и анализом кадровой информации, ее обобщением, составлением банка кадровой информации. Важным направлением их деятельности является также составление прогноза потребности в кадрах, ведение на уровне современных требований кадровой деятельности, работ по учету и продвижению кадров.

        Одной  из основных задач сегодня  является формирование высокопрофессионального, стабильного и сбалансированного  государственного аппарата, обеспечивающего выполнение субъектом государственного управления своих задач. Поэтому приоритетной в ее решении становится разработка и внедрение системы привлечения специалистов высокой квалификации и профессионализма, обеспечение профессионального и карьерного роста на основе создания системы повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала, аттестации, планирования и реализации карьеры, стимулирования

эффективной служебной деятельности. Эта работа должна основываться на использовании соответствующих  требованиям дня методик работы с кадрами, современных технологий, позволяющих определить уровень соответствия кадров их должности, системы критериев, обеспечивающих оценить эффективность деятельности кадров и  кадровой работы. На этом пути для решения поставленных задач целесообразно создание центров оценки профессиональных, деловых и личностных качеств персонала, предоставляющих возможность обогатить содержание банков кадровой информации. При проведении таких мероприятий как аттестация, проводимая в соответствии с установленными в законодательстве сроками, представляется целесообразной использование

услуг специалистов центра оценки. Они могут на высоком уровне оценить профессиональные и деловые, личностные качества кадров, выработать рекомендации для их дальнейшего использования.

        Представляется  также целесообразным в деятельности  по совершенствованию механизма  реализации государственной кадровой  политики организовать и регулярно  проводить мероприятия по выявлению эффективности стимулов для служебного роста персонала государственных органов. В случае  необходимости создать и использовать дополнительные стимулы повышения эффективности деятельности государственного аппарата.

        Организационный механизм реализации государственной кадровой политики  невозможен без целенаправленной деятельности по использованию таких форм и методов работы как конкурсная и контрактная система найма персонала, кооптация и ротация, перепрофилирование, отставка и принудительная отставка.

         Деятельность организационного механизма реализации государственной  кадровой политики основывается на усилении контроля за кадровой  деятельностью государственных органов. Такой контроль осуществляется государственными органами более высокого уровня управления в пределах их  полномочий, а также в соответствии с принципом разделения и взаимного сдерживания властей, закрепленных в федеральной конституции, а также в Конституциях и Уставах регионов. Значительную роль при этом играют  демократические институты, позволяющие осуществить общественный контроль над деятельностью государственных органов.

        Организационный  механизм основывается на реализации  основных положений и  принципов, закрепленных на федеральном  законе об основах государственной службы, других законодательных и нормативных актах, а также законах и нормативных актах регионов.

        Следует  признать, что современные технологии, методы и формы, процедуры кадровой  работы составляют важную часть  культуры общества. В кадровой работе необходимо усилить внимание на использование современных методов и форм. Если уровень общественной культуры в этой сфере сохраняется относительно низкой, то государство как главный субъект государственной кадровой политики должно приложить особые усилия и уделить внимание работе в данном направлении. При этом кадровая политика, осуществляемая ее различными субъектами должна оставаться в рамках, установленных в государственной кадровой политике, для наиболее и целенаправленного использования кадрового потенциала общества. Это возможно лишь при согласованных действиях государственных структур федерального, регионального уровня, а также системы местного самоуправления, действующей в этой сфере в рамках своих полномочий.

        Таким  образом, деятельность механизма реализации государственной

кадровой политики эффективна лишь при наличии обоснованной концепции

государственной кадровой политики. При этом особое значение имеет также

наличие кадров, кадровых служб федерального, регионального и местного

уровня, решающих кадровые вопросы на основе использования современных кадровых технологий, методов и форм. Для проведения государственной  кадровой политики важно также существование учебно-методической, научно-информационной, законодательной и организационной ее базы.

      Кадровая политика организации. Под  кадровой политикой организации, как правило, понимается система правил, в соответствии с которой действуют люди, входящие в организацию. Важнейшая составная часть стратегически ориентированной политики организации — ее кадровая политика, которая определяет философию и принципы, реализуемые руководством в отношении человеческих ресурсов. Цель кадровой политики — обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров в соответствие с потребностями самой организации, требованиями действующего законодательства и состоянием рынка труда.4

        Термин  «кадровая политика» может иметь  широкое и узкое  толкование. В  широком смысле: это система осознанных и определенным образом сформулированных и скрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в  соответствие с долговременной стратегией фирмы.

        Нередко  при широком понимании кадровой  политики необходимо обращать  внимание на особенности реализации властных полномочий и стиля руководства. Косвенно это находит свое отражение в философии организации, коллективном договоре и правилах внутреннего распорядка.

        Отсюда  следует, что все мероприятия  по работе с кадрами — отбор, составление штатного расписания, аттестация, обучение, продвижение —

могут заранее планироваться и согласовываться со стратегическими целями

и текущими задачами организации. В узком смысле: это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений (зачастую неосознаваемых), реализующихся, как в процессе непосредственных  взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и организацией в целом.

        Анализ существующей в конкретных организациях  кадровой   политики   позволяет  выделить, как минимум, два основания для их группировки.

        Первое  основание связано с уровнем  осознанности тех правил и  норм, которые лежат в основе  кадровых мероприятий. По данному  основанию можно выделить следующие  типы кадровой политики: пассивная; реактивная; превентивная; активная.

        Вторым  основанием для дифференциации  кадровых политики могут быть  степень открытости организации  по отношению к внешней среде  при формировании кадрового состава, ее принципиальная ориентация  на внутренние или внешние источники комплектования. По этому основанию традиционно выделяют два типа кадровой политики — открытую и закрытую.

       

1.2. Формирование  и реализация государственной политики: принятие нормативных   правовых актов.

      

       Понятие «политика» неразрывно связано с государством (греч. polis — государство), хотя в современных условиях оно применяется в более широком смысле. Политика — это искусство управления государством, ведения государственных дел, целенаправленные, заранее обоснованные действия органов власти. Наряду с идеологией политика является надстройкой над экономическим базисом, определяет содержание и направление деятельности государства, опираясь на теорию общественного развития. Государственное управление приобретает политический характер, если затрагивает интересы социальных групп, классов, национальностей, широких народных масс.  5

      Политика всегда отражает определенные интересы, обусловливается состоянием общества и является эффективной, если соответствует потребностям развития, находит консенсус, обеспечивающий стабильность. В то же время политика обладает самостоятельностью и влияет на все сферы жизни, в том числе на экономику, выражая ее в концентрированном виде. Если государственная политика выражает интересы не всего народа, а только отдельных его слоев, то ее основной целью становится удержание власти. В этом случае политика первенствует над экономикой в интересах сохранения власти.

      Государственное управление призвано  поддерживать планомерность и пропорциональность развития социально-экономической  системы, всех ее составных элементов, ориентировать организационные структуры хозяйствующих субъектов в направлении решения стратегических и краткосрочных задач. Это и составляет предмет практической, реальной политики. Основным вопросом при ее реализации является выбор приоритетов. Выбор служит точкой фиксации политики. Он обязателен для органа управления. Промедление с выбором означает стояние на месте, отставание в политике.

       Кроме государственной власти в политическую систему общества входят профсоюзы, партии, церковь и другие организации, преследующие свои цели, стремящиеся к расширению влияния на массы, обладающие относительной автономией и ответственные перед обществом. Каждая социальная группа имеет свои, интересы, которые не обязательно совпадают в главном с интересами общества, это осложняет проведение государством политики.

       Политика должна соответствовать  времени, ожиданиям населения и учитывать при этом социальную дифференциацию общества. Опасно играть на доверии народа, проводить двойственную политику. Она быстро вызовет недовольство, которое проявится в отстраненности людей от политических институтов, нигилизме в случае навязывания умозрительных схем, падении доверия к политическим лидерам и политике вообще.

      Политика вырабатывается и реализуется  под влиянием всех звеньев политической структуры общества, с учетом всех ветвей и уровней власти. В зависимости от конфигурации структуры органов власти распределяются их роли в выработке и реализации государственной политики.

       В мировой практике главной  структурой, устанавливающей общественные ценности, выражающей политическую волю государства, признается представительная (законодательная) власть. Она может изменять статус исполнительных органов, расходоваться бюджетные средства без неё ведома, не могут. Часть своих полномочий законодатели делегируют исполнительной власти, например принятие на основе вступивших в силу законов конкретных правил и распоряжений. Однако законодательные инициативы обычно поступают от исполнительной власти.

      В парламентских республиках  правительства выступают активными проводниками государственной политики, а в президентских они нередко становятся техническими кабинетами с символической ролью в решении политических вопросов. Большую ответственность за государственную политику несет партийное правительство, т.е. формируемое победившими на выборах партиями. У власти может оказаться одна партия, ею может стать президентская партия. Монополия одной партии не несет никакой опасности. В западных демократиях формирование однопартийных правительств не является редкостью. В России правительство надпартийно, ни одна партия не может сформировать правительство, набрав даже 100% голосов избирателей. В результате представительная власть не может влиять на исполнение принимаемых ею законов.

Информация о работе Правовые механизмы и организационно-кадровые технологии реализации государственной кадровой политики