Системы государственного и муниципального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 00:43, курсовая работа

Краткое описание

Проводимая в России муниципальная реформа непосредственно затрагивает интересы каждого гражданина, так как именно с местным самоуправлением связано решение большинства повседневных проблем людей. Реформа местного самоуправления, как и реформа федеративных отношений, проводится в соответствии с государственной концепцией разграничения полномочий всех уровней власти и повышения эффективности осуществления полномочий в том числе органами местной власти. Определение четкой структуры и организации системы органов местного самоуправления является одной из задач муниципальной реформы. Актуальность обусловлена тем, что существует необходимость создания новых направлений муниципальной политики, основываясь на опыте, полученным за период советской истории.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая сергея.doc

— 243.50 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Структура органов местного самоуправления в РФ

 

В Федеральном законе под структурой органов местного самоуправления понимается их перечень (п. 6 ст. 34). Согласно п. 1 ст. 34 ее составляют представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Наличие в структуре  органов местного самоуправления представительного  органа, главы муниципального образования, местной администрации является обязательным [9, c.133].

Порядок формирования, полномочия, их срок, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а  также иные вопросы организации  и деятельности данных органов определяются уставом муниципального образования.

Наименования представительного органа, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) устанавливаются законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях нового муниципального образования или преобразования существующего определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью населения менее 100 человек – на сходе граждан) или представительным органом и закрепляется в уставе муниципального образования.

Назначение и обеспечение  проведения местного референдума (схода  граждан) по вопросу определения  структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования осуществляются органами государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей данного муниципального образования [9, c.137].

Органы государственной  власти субъекта РФ проводят этот референдум (сход граждан) в случае, если в течение одного месяца со дня вступления в силу закона субъекта РФ об установлении границ соответствующего муниципального образования с инициативой о проведении местного референдума (схода граждан) выступила группа избирателей муниципального образования, насчитывающая не менее 3% от их общей численности, организовавшая сбор подписей граждан и представившая подписные листы в избирательную комиссию субъекта РФ.

Эта комиссия субъекта РФ проверяет подлинность подписей, назначает дату проведения местного референдума (схода граждан), осуществляет иные предписанные полномочия. Организационное и материально-техническое обеспечение местного референдума (схода граждан) осуществляет исполнительный орган государственной власти соответствующего субъекта РФ. При отсутствии данной инициативы граждан о проведении местного референдума (схода граждан) структура органов местного самоуправления определяется представительным органом вновь образованного муниципального образования после его избрания.

В решении, принимаемом  на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления, порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры  осуществляется не иначе как путем  внесения изменений в устав муниципального образования. Решение представительного органа муниципального образования о ее изменении вступает в силу только по истечении срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего указанное решение.

Расходы на содержание органов местного самоуправления финансируются исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Поэтому структурное устройство местных органов должно быть прописано в уставах муниципальных образований, правовых документах, регулирующих организацию местного самоуправления (регламентах, положениях и т. д.) [11, c.236].

Закон выделяет два типа органов местного самоуправления:

–избираемые непосредственно  населением в соответствии с Федеральным  законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований;

–образуемые представительным органом местного самоуправления согласно уставам муниципальных образований.

К органам местного самоуправления не относятся: органы территориального общественного самоуправления населения; органы общественных объединений, действующие на территории муниципального образования; органы государственной власти РФ или соответствующих субъектов РФ, действующие на территории данного образования.

Органы местного самоуправления и органы государственной власти имеют определенные признаки как сходства, так и различия. Сходство прежде всего в том, что и те и другие являются властными органами, которые в соответствии с действующим законодательством наделяются властными полномочиями, правом издавать обязательные для исполнения правовые акты, обеспечивать их реализацию мерами государственного принуждения. Это вытекает из того, что данные органы представляют собой форму осуществления власти народа.

Различие состоит в  том, что органы государственной  власти осуществляют эту власть на государственном уровне и специфическими для нее методами, а органы местного самоуправления – на уровне только муниципального образования и также присущими им методами и в отличных от государственных органов формах.

Отличительные особенности органов местного самоуправления заключаются также в том, что:

– эти органы не образуют единой иерархической системы, в  которой нижестоящие органы подчинены  вышестоящим, а являются ее составной  частью;

– в их системе неприменим принцип разделения властей, обязательный как для федеральной системы государственной власти, так и для субъектов РФ [12, c.70].

Серьезные различия существуют в организации и функционировании государственной и муниципальной  службы, а следовательно, и в статусе  их служащих.

Кроме органов местного самоуправления полномочия по решению  вопросов местного значения осуществляют в муниципальном образовании также должностные лица местного самоуправления – выборные и иные должностные лица.

Должностное лицо – это  выборное либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее  исполнительно-распорядительные полномочия по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.

Выборное должностное  лицо местного самоуправления – это  должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.

В качестве выборного  органа местного самоуправления конкретно  указан лишь один орган – представительный орган местного самоуправления, а в качестве выборного должностного лица – глава муниципального образования. Что касается иных органов и должностных лиц местного самоуправления, то они могут быть предусмотрены в уставе муниципального образования. В их число входят, например, контрольный орган, избирательная комиссия, председатель представительного органа местного самоуправления, заместители главы муниципального образования, главы администраций районов в городе и т. д.

Содержательная классификация органов местного самоуправления сводится к их делению на представительные и исполнительные [12, c.73].

Представительные органы (по определению выборные) осуществляют проектную функцию, которая заключается  в выявлении интересов местного населения и в разработке решений, определяющих пути развития муниципального образования.

Проектные решения требуют  в свою очередь решений и действий, направленных на претворение намеченного  в жизнь. Этим занимаются Исполнительные органы – выборные и невыборные.

Главный признак представительного  органа состоит в том, что, будучи выборным, он объединяет в своем  лице все местное сообщество и  уполномочен им на решение важнейших  вопросов его жизнедеятельности. Могут  быть избраны иные коллегиальные  органы, которые будут осуществлять отдельные функции местного самоуправления, но они не получат и не вправе выполнять по закону те функции общего характера, которыми наделены представительные органы.

Представительный орган  не может быть единоличным. Его основное назначение – интегрирование интересов различных групп населения, представленных депутатами. Ни один из них в отдельности не может претендовать на выражение мнения всего населения. Поэтому свои решения от имени всего населения представительный орган принимает в коллегиальном порядке [9, c.139].

Вопросы, касающиеся исполнительно-распорядительной сферы, оперативного управления муниципальным  хозяйством, эффективнее и целесообразнее решать на основе единоначалия, когда  конкретными участками деятельности руководят профессионалы, несущие персональную ответственность за результаты своей деятельности. Но и здесь наиболее существенные решения также могут приниматься коллегиальными органами.

По своему назначению органы местного самоуправления подразделяются на органы общей и специальной компетенции, т. е. органы, решающие широкий спектр вопросов, не ограниченный какой-либо одной сферой, и органы, предназначенные руководить отраслью, специфическим кругом дел. К первым можно отнести представительные органы, исполнительные коллегиальные (типа действовавших ранее исполкомов), ко вторым – отделы, управления, департаменты местной администрации.

Таким образом, в структуру органов местного самоуправления РФ входят представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган), контрольный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО  САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ

3.1 Проблемы местного самоуправления в РФ и пути их решения

 

На современном  этапе развития местного самоуправления выделяют следующие проблемы:

  • Не получил до сих пор в законодательстве адекватного решения вопрос местных бюджетов.

Для решения  данной проблемы настоятельной необходимостью является внедрение практики формирования бюджетов «снизу вверх», разграничение бюджетов и источников их наполнения на основе чёткого разграничения функций и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления, создание региональных фондов поддержки территорий, обеспечение уровня закреплённых местных бюджетов до 70% их доходной части, как это вытекает из Федерального закона «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краёв, областей, городов Москвы и Санкт - Петербурга, органов местного самоуправления», полная компенсация органам местного самоуправления дополнительных расходов, связанных с установлением органами государственной власти более высоких социальных нормативные и нормативов и введением повышенных цен и тарифов, разработка и внедрение механизма возмещения ущерба, наносимого местному самоуправлению решениями органов государственной власти [10, c.69].

  • Территориальная организация местного самоуправления.

Необходимо предпринять следующие меры, которые бы способствовали реализации назначения органов местного самоуправления:

– изменение административно-территориального устройства (деления), сложившегося ещё в тридцатые годы и являющегося сегодня тормозом развития местного самоуправления.

– Распространение полномочий органов местного самоуправления на территориях всех без исключения городских и сельских поселений;

–Недопустимость изменения границ территорий местного самоуправления без учёта волеизъявления населения соответствующих территорий;

– Установление соподчинённости территорий местного самоуправления как друг другу, так и органам государственной власти любого уровня;

– Создание механизма изменения границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление на основе волеизъявления населения соответствующих территорий.

Еще одна из проблем - это финансовая слабость местного самоуправления, разрыв между возлагаемыми на него обязанностями и их ресурсным обеспечением; невозможность по финансовым соображениям выполнять свои обязательства перед населением подрывает авторитет местной власти, зачастую дестабилизируя обстановку на местах [10, c.71].

В настоящее  время правовые предпосылки для  формирования финансово-экономической  основы местного самоуправления имеются. Конституция РФ не только предусматривает  местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя России, но и определяет его экономическую основу, закрепив в качестве таковой особую, отдаленную от государственной, форму собственности - муниципальную собственность и сформулировав фундаментальное положение о праве муниципальных образований иметь свой собственный бюджет. Однако реальными возможностями формирования своих бюджетов за счет собственных источников доходов муниципальные образования, по-прежнему, не располагают, основная масса формирующих доходы местных бюджетов поступлений является финансовой помощью из бюджетов вышестоящего территориального уровня, имеет место несоответствие финансовых ресурсов исполняемым органами местного самоуправления функциями. Вследствие недостаточного финансирования органы власти на местах зачастую не справляются с реализацией своих социальных обязательств.

Также проблемам  развития местного самоуправления относят слабость гражданского общества, низкий уровень общественной активности, низкая правовая культура населения, дефицит знаний о сущности и возможностях самоуправления

Информация о работе Системы государственного и муниципального управления