Судебная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат

Краткое описание

Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).

Вложенные файлы: 1 файл

Судебная власть.docx

— 92.32 Кб (Скачать файл)

установленным порядком приостановления  и прекращения полномочий судьи;

правом судьи на отставку;

неприкосновенностью судьи;

системой органов судейского сообщества;

предоставлением судье за счет государства материального  и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.

2. Для того чтобы судебная  власть была самостоятельной  и независимой от законодательной  и исполнительной, она должна  быть наделена реальными полномочиями  и механизмами контроля над  законностью деятельности органов  законодательной и исполнительной  власти, над соответствием принимаемых  ими решений Конституции РФ.

Формы судебного контроля различны. Часть 2 комментируемой статьи на самом высоком, конституционном, уровне предусматривает одну из них. Требование к суду принимать решение в соответствии с законом, если при рассмотрении дела будет установлено несоответствие ему акта государственного или иного органа, означает, что суд, принимая решение по существу, одновременно осуществляет контроль над содержанием подзаконных актов. Подзаконные нормативные акты (приказы, распоряжения, инструкции) принимаются на основе и во исполнение конкретных законов и должны им соответствовать.

Конституционной обязанностью суда при рассмотрении гражданского или уголовного дела является проверка соответствия закону актов, принятых государственным  или иным органом. В данном случае предусмотрена форма конкретного  судебного контроля над содержанием  подзаконного акта при рассмотрении конкретного дела, и это является неотъемлемой чертой правосудия.

Конституционный Суд РФ осуществляет высшую форму судебного контроля. Предметом его деятельности является проверка соответствия Конституции  федеральных законов, нормативных  актов высших органов государственной  власти и управления России и субъектов  РФ. Таким образом, создается гарантия соблюдения законности. Это тем более  важно, что с расширением прав республик в составе Российской Федерации - ее субъектов и приравненных к ним краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов, они получили право иметь свое законодательство. Проверка соответствия Конституции принимаемых ими законов означает судебный контроль в форме конституционного надзора.

 

Статья 121

1. Принцип разделения властей  обеспечивает самостоятельность  и независимость судебной власти, взятой в целом как совокупности  органов, отправляющих правосудие. Но он не гарантирует независимости  каждого отдельного судьи, который  может опасаться, что, если  его деятельность не понравится  кому-либо (органам государственной  власти), он может лишиться своего  места. "Пока такое опасение  возможно, в беспристрастии судей  нельзя быть уверенным. Чтобы  устранить это, есть одно средство: несменяемость судей. Она состоит  в том, что судья не может  быть без собственного желания  или судебного приговора, ни  удален от занимаемой им должности,  ни перемещен на низшую или  равную должность, ни оставлен  за штатом без содержания."*(659)

Установленный данной нормой принцип несменяемости судей, во-первых, является одним из основополагающих демократических начал организации  и деятельности суда; во-вторых, служит гарантией подлинной независимости  и стабильности в работе судей, полномочия которых не ограничены определенным сроком.

Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип  несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном  порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности  на профессиональной основе.

Федеральным законодательством  предусмотрены положения о несменяемости  судей (ч. 1 ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"). При этом, согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Определении от 15 февраля 2005 г. N 1-О, распространение на действующих судей нормы, устанавливающей предельный возраст пребывания в должности судьи, меньший по сравнению с установленным законом, на основании которого они были избраны, является нарушением конституционного принципа несменяемости судей (абз. 5 п. 3.1 мотивировочной части).

Федеральный конституционный  закон "О судебной системе Российской Федерации" устанавливает, что в  Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность  судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Постановлении от 19 февраля 2002 г. N 5-П, признание за законодателем права изменять статус, которым действующие судьи уже обладают, несовместимо с самостоятельностью и независимостью судебной власти.

Согласно абз. 2 п. 1 ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), предельный возраст пребывания в должности судьи - 65 лет. Положениями п. 1 и 4 ст. 11 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 5 апреля 2005 г. N 33-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации") был установлен предельный возраст пребывания в должности судьи для всех судей, в том числе для судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ, - 70 лет.

2. В части 2 комментируемой статьи говорится о том, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. Несменяемость судьи, гарантируемая Конституцией РФ, означает, что любое изменение должностного положения судьи может иметь место только с согласия судьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен без изменения должностного положения в состав других коллегий и структурных подразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел и т.д.

Полномочия судьи могут  быть прекращены или приостановлены только по решению соответствующей  квалификационной коллегии судей. Если судья был назначен (избран) на определенный срок или до достижения им определенного  возраста, его полномочия считаются  прекращенными по истечении этого  срока или достижении им этого  возраста (ст. 15 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации"). Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или прекращения полномочий судей общих и арбитражных судов дан в Законе РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 13 и 14).

Приостановление полномочий судьи означает временное лишение  его властных функций, связанных  с занимаемой должностью, а также  возможности выполнять иные действия, вытекающие из должностного положения. В период приостановления полномочий у судьи сохраняются права  и обязанности, вытекающие из трудового  законодательства, а также, за исключением  случаев, когда судья привлекается к уголовной ответственности  и к нему в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, ему начисляется и выплачивается  заработная плата в полном объеме, сохраняется уровень материального  обеспечения*(660).

Судья, полномочия которого приостановлены в соответствии с  одним из двух последних пунктов  или которому отказано в приостановлении  полномочий, может обжаловать это  решение в Высшую квалификационную коллегию в течение 10 дней со дня  получения копии решения. Решение  Высшей квалификационной коллегии судей  может быть обжаловано в Верховный  Суд РФ в тот же срок.

Прекращение полномочий судьи  означает полное прекращение трудовых отношений с судом, в котором  он работал. Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает два вида прекращения полномочий: дающее право на отставку и сохранение в составе судейского сообщества и лишающее этих прав. Право на отставку судья получает в случае:

1) если им подано письменное  заявление об отставке;

2) неспособности по состоянию  здоровья или по иным уважительным  причинам в течение длительного  времени исполнять обязанности  судьи. Квалификационная коллегия  судей может прекратить полномочия  судьи по этим основаниям, однако  она не вправе принять такое  решение, если судья вернулся  к исполнению своих обязанностей;

3) истечения срока полномочий  судьи;

4) увольнения судьи военного  суда с военной службы по  достижении предельного возраста  пребывания на военной службе;

5) вступления в законную  силу решения суда об ограничении  дееспособности судьи либо о  признании его недееспособным;

6) отказа судьи от перевода  в другой суд в связи с  упразднением или реорганизацией  суда.

Право на отставку служит одной  из гарантий независимости судьи, она  может быть прекращена только в предусмотренных  федеральным законом случаях. Основаниями  для прекращения полномочий судьи  является также:

1) письменное заявление  судьи о прекращении его полномочий  в связи с переходом на другую  работу или по иным причинам;

2) прекращение гражданства  Российской Федерации;

3) занятие деятельностью,  несовместимой с должностью судьи;

4) вступление в законную  силу обвинительного приговора  суда в отношении судьи либо  судебного решения о применении  к нему принудительных мер  медицинского характера;

5) совершение поступка, позорящего  честь и достоинство судьи  или умаляющего авторитет судебной  власти;

6) смерть судьи или вступление  в законную силу решения суда  об объявлении его умершим*(661).

В случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении  полномочий судьи или отмены состоявшегося  о нем обвинительного приговора  суда либо судебного решения о  применении к нему принудительных мер  медицинского характера судья подлежит восстановлению в прежней должности  с выплатой причитающейся ему  заработной платы. Таким образом, другие ветви государственной власти не могут влиять на приостановление  или прекращение полномочий судей, что обеспечивает объективность  и беспристрастность суда.

Большинство судей выполняют  свой служебный долг безупречно. Вместе с тем тревогу вызывают участившиеся суждения председателей судов о  том, что отдельные судьи подрывают  авторитет судов своим поведением, весьма своеобразно истолковывают  свою независимость*(662). Закон предъявляет к судьям ряд требований, перечень которых устанавливается в ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации".

Правовые гарантии деятельности судей арбитражных судов содержатся и в иных нормативных актах  РФ. Например, Федеральный закон  от 22 марта 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной  защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" указывает, что среди лиц, подлежащих государственной  защите, находятся и судьи арбитражных  судов, и предусматривает различные  меры и способы этой защиты (ст. 2, 5 и 20).

 

Статья 122

1. Судьями в соответствии  с законом являются лица, наделенные  в конституционном порядке полномочиями  осуществлять правосудие и исполняющие  свои обязанности на профессиональной  основе. Судьи независимы и подчиняются  только Конституции РФ и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подчинены*(663).

В соответствии с положениями ст. 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" и п. 1 ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией; особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, также и законами субъектов РФ.

Положениями ст. 12 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" установлено, что судья несменяем; он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия, и его полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как по основаниям и в порядке, установленном данным Законом.

Лицо, наделенное полномочиями судьи с нарушением требований, установленных  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, не может осуществлять правосудие. Состав суда, в котором заседает такое лицо, является незаконным, а  вынесенные им судебные постановления  подлежат отмене*(664).

Единство статуса судей  обусловлено тем, что каждый судья - полноправный носитель государственной  власти и при исполнении обязанностей судьи принимает решения самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам. Содержание этого единства выражается в общих принципах назначения судей на должности, едином порядке прекращения полномочий судей, в их несменяемости и неприкосновенности, в общих принципах реализации права на отставку судей, а также в том, что эти права судьи защищаются федеральным законом в равной мере, независимо от должности*(665). Однако есть и целый ряд существенных различий в правовом положении судьей в зависимости от объема полномочий и компетенции*(666).

Информация о работе Судебная власть