Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат
Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).
5. Под толкованием в
праве понимается уяснение и
разъяснение содержательных
По отношению к действующей
Конституции России ее законодателем
выступили граждане страны, принявшие
ее в ходе референдума 12 декабря 1993
г. Таким образом, официальное толкование
ее положений оказалось
Большое значение имеет, например, постановление Консти
Во исполнение полномочия, возложенного на него федеральным законом, Правительство РФ издало постановление от 6 декабря 2005 г. N 737 "О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей прокуратуры, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями в 2005 году". Согласно п. 1 этого постановления ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на 2005 год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей прокуратуры, направляются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением к специализированному жилищному фонду России.
Постановлением Конституционног
1) признать не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 118, 120 (часть 1) и 124, положение п. 2 ст. 14 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в той мере, в какой оно, в силу своей неопределенности, создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства Российской Федерации и тем самым снижения уровня гарантий материального обеспечения судей;
2) федеральный законодатель,
исходя из требований Конституц
6. Наряду с основными
полномочиями Конституционного
Суда в Основном законе
Спорным является вопрос о
том, с какого момента акт или
его часть, признанные неконституционными,
утрачивают силу. Конституция и Федеральны
Однако ст. 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" устанавливает, что решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях*(681). Это позволяет говорить в отдельных случаях об обратной силе решений Конституционного Суда, отменяющих неконституционный акт с момента его принятия (вступления в силу). Однако это не происходит автоматически.
7. И, наконец, последнее
важнейшее полномочие
Статья 126
Принципиальное значение
данной конституционной нормы
Решение вопроса о месте Верховного Суда РФ на конституционном уровне означает, что он создан на основании прямой нормы Конституции РФ и его упразднение возможно только путем внесения поправок в Основной закон страны.
Верховный Суд РФ - высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Верховный Суд является непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к верховным судам республик, судам иных субъектов Федерации, военным судам.
Верховный суд субъекта РФ является высшим судебным органом субъекта РФ и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов субъекта Федерации. Состав суда:
Президиум суда субъекта РФ - имеет право законодательной инициативы или постановки вопроса о толковании закона субъекта РФ. Постановления принимаются большинством голосов при открытом голосовании. Рассматривает дела в качестве надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;
судебные коллегии - утверждаются
президиумом суда субъекта РФ из числа
судей суда субъекта РФ; делятся
по гражданским и уголовным делам;
рассматривают в пределах своих
полномочий дела в качестве суда первой
инстанции, кассационном порядке и
по вновь открывшимся
секретари судебного заседания
- проводят подготовительную работу для
рассмотрения дел на судебном заседании,
ведут протоколы судебного
канцелярия суда - делится на канцелярию по гражданским делам и на канцелярию по уголовным делам. Осуществляет те же функции, что и канцелярия районного суда;
отдел кодификации законодательных и правовых актов;
архив суда.
Состав Верховного Суда РФ:
Пленум Верховного Суда РФ
- рассматривает и решает вопросы
о внесении представлений в порядок
осуществления законодательной
инициативы, о толковании законов. Проекты
постановлений Пленума для
Президиум Верховного Суда РФ - рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства;
кассационная коллегия - рассматривает
в качестве суда второй инстанции
гражданские и уголовные дела
по жалобам и протестам на решения,
приговоры, определения и постановления
по этим делам, а также рассматривает
дела по вновь открывшимся
судебная коллегия по гражданским делам и уголовным делам и военная коллегия - рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам в пределах своих полномочий.
По первой инстанции Верховный Суд РФ рассматривает уголовные дела в отношении членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, судей федерального суда по их ходатайству, а также иные уголовные дела, отнесенные к его подсудности в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (п. 4 ст. 31 УПК РФ).
Перечень гражданских дел, рассматриваемых Верховным Судом РФ в качестве суда первой инстанции, определен ст. 27 Гражданско-процессуального кодекса РФ. К ним отнесены дела:
об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, палат Федерального Собрания и Правительства РФ;
об оспаривании нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы и законные интересы граждан и организаций;
об оспаривании постановлений
о приостановлении или о
об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии (за исключением тех, которые принимаются на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий);
о ликвидации или приостановлении деятельности политических партий общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух и более субъектов РФ;
по разрешению споров, переданных ему Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ, между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ.
Федеральными законами к подсудности Верховного Суда РФ могут быть отнесены и другие дела.
По второй инстанции Верховный Суд РФ, выполняя функцию судебного надзора за деятельностью судов общей юрисдикции, обеспечивает правосудие в точном соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.
В качестве кассационной инстанции
Верховный Суд РФ рассматривает
дела по жалобам и протестам на
не вступившие в законную силу решения,
приговоры и определения
Важное уточнение, обеспечивающее
реализацию конституционных прав граждан
на рассмотрение их дел в вышестоящем
суде, было введено в действующее
законодательство в соответствии с Постановлением Конституционн
Во исполнение Постановления Ко