Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:24, реферат
Проблема рационального устройства судебной системы и ее органов существует столько же времени, сколько существует государство как форма организации общества. Проблемы судебной системы сродни проблемам государственного устройства.
Основополагающий принцип правового демократического государства заключается в том, что его органы, должностные лица и граждане обязаны соблюдать нормы права, соотносить свои решения и действия с правом. В реальной жизни столкновение разных интересов и оценок действующих норм законодательства неизбежно порождает правовые конфликты. Задачу по их предотвращению и разрешению, обеспечению законности и правопорядка выполняет суд, используя особое положение в системе органов государственной власти и специфические средства воздействия, ему присущие*(639).
Правовой статус прокуратуры РФ в Конституции РФ до сих пор не определен. Система органов прокуратуры закреплена в Федеральном законе "О прокуратуре Российской Федерации" и представляет собой разветвленную сеть территориальных, военных и иных специализированных прокуратур, научных и образовательных учреждений, других организаций, являющихся юридическими лицами, организационно между собой взаимосвязанных и взаимообусловленных единством решаемых задач по обеспечению режима законности и правопорядка.
Система органов прокуратуры
строится в соответствии с государственно-федеративным
и административно-
Систему органов прокуратуры РФ составляют:
Генеральная прокуратура РФ;
прокуратуры субъектов Федерации и приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры;
прокуратуры городов и районов и приравненные к ним военные и специализированные прокуратуры;
научные и образовательные учреждения.
Система органов прокуратуры
РФ, которую возглавляет
Высшим звеном является Генеральная прокуратура РФ во главе с Генеральным прокурором РФ.
К прокуратурам второго звена
относятся прокуратуры
К прокуратурам третьего (низового)
звена органов прокуратуры
Вопросы совершенствования
структуры органов прокуратуры
и повышения эффективности
1) от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур";
2) от 26 июля 2001 г. N 47 "Об организации надзора за исполнением законов в оборонно-промышленном комплексе";
3) от 12 апреля 2001 г. N 23 "Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах";
4) от 30 марта 2001 г. N 17 "О
полномочиях прокуроров, осуществляющих
надзор за исполнением законов на особо
режимных объектах и в закрытых административно-
5) от 21 октября 1996 г. N 57 "Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением";
6) от 3 декабря 2002 г. N 70 "О порядке представления специальных донесений о чрезвычайных происшествиях и преступлениях, а также иной обязательной информации в органах прокуратуры Российской Федерации";
7) от 3 января 1996 г. N 1 "Об образовании при Генеральной прокуратуре Российской Федерации Научно-консультативного совета";
8) от 2 сентября 2002 г. "Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах".
К территориальным прокуратурам относятся: Генеральная прокуратура, прокуратуры края, области, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, прокуратура автономной области, прокуратуры автономных округов, городов и районов, иные территориальные (межрайонные) прокуратуры.
Специализированные органы
прокуратуры являются неотъемлемым
элементом прокурорской системы, создаваемым
в тех случаях, когда существует
объективная необходимость
Свои полномочия органы военной прокуратуры осуществляют в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 4 ст. 46 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Приказом Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002 г. N 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур" на военных прокуроров возложен:
1) надзор за исполнением Конститу
2) надзор за исполнением
законов при производстве
3) надзор за исполнением
должностными лицами органов
и войск Федеральной
4) уголовное преследование
по уголовным делам о
2. Системой органов прокуратуры
руководит Генеральный
Если предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ не получит требуемого количества голосов членов Совета Федерации, Президент РФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ в порядке, установленном Советом Федерации, приводит к присяге лицо, назначенное на должность Генерального прокурора РФ.
В отсутствие Генерального прокурора РФ или в случае невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а в случае отсутствия Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей - один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязанностей между заместителями.
Срок полномочий Генерального прокурора РФ - пять лет. Сообщение о назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности публикуется в печати.
Генеральный прокурор РФ ежегодно лично представляет палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению.
В Генеральной прокуратуре
РФ образуется коллегия в составе
Генерального прокурора РФ (председатель
коллегии), его первого заместителя
и заместителей (по должности) и других
прокурорских работников, назначаемых
Генеральным прокурором РФ. Коллегия
Генеральной прокуратуры
Структура Генеральной прокуратуры РФ, так же как и иных прокуратур, не статична, она изменяется в соответствии с изменениями задач, стоящих перед прокуратурой, функций и приоритетов в ее деятельности.
Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"*(699) на территории России было создано семь федеральных округов. В связи с этим приказом Генерального прокурора РФ от 5 июня 2000 г. N 98 "Об образовании управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах" в составе Генеральной прокуратуры РФ были образованы управления в Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. Функции управления Генеральной прокуратуры в Южном федеральном округе были возложены на Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональным отношениям на Северном Кавказе.
3. Согласно ст. 13 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокуроры субъектов РФ назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов РФ, определяемыми самими субъектами РФ.
Прокуроры субъектов РФ подчинены и подотчетны Генеральному прокурору РФ и только им могут быть освобождены от занимаемой должности.
4. Иные прокуроры назначаются
Генеральным прокурором РФ. К
ним относятся прокуроры
Сообщения о назначении прокуроров
на должность и об освобождении их
от должности публикуются в
5. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", прокуратура РФ - это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России.
В 1995 г. была принята новая редакция Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", где прокурорский надзор сохранился как одно из важнейших направлений деятельности прокуратуры. В частности, в данном Законе содержится специальная гл. 2 "Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина". В качестве особой функции на прокуратуру возложена координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью (п. 2 ст. 1, ст. 8, п. 2 ст. 35).
В Конституции РФ о задачах и полномочиях прокуратуры не упоминается. Это объясняется тем, что ко времени принятия Основного закона еще не был решен вопрос о том, нужно ли оставлять за прокуратурой функции надзора за исполнением законов или по примеру англо-американских государств ограничить ее полномочия лишь поддержанием в суде государственного обвинения. Таким было и требование Совета Европы как условие вступления в него России*(700).
Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" поставил перед прокуратурой следующие задачи:
обеспечение верховенства закона;
обеспечение единства и укрепления законности;
защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
В целях выполнения этих задач прокуратура РФ осуществляет надзор за:
исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;