Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

2


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

С.

Введение......................................................................................................................3

Глава 1. Характеристика муниципального района как основного  элемента системы местного самоуправления.......................................................8

1.1. Понятия и признаки  муниципального района...........................................8

1.2. Вопросы местного значения  муниципального района............................13

1.3. Совершенствование  организации органов управления

муниципальным районом...........................................................................23

Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31

2.1. Правовой  режим имущества муниципального  района...........................31

2.2. Проблемы  регулирования расходов и доходов  бюджетов.....................39

2.3. Проведение  муниципальных выборов, публичных  слушания 

и иные формы  участия граждан. Направления развития

социального участия граждан...................................................................45

Глава 3. Тенденции  социального развития муниципального района..........53

3.1. Проблемы  развития муниципального района.........................................53

3.2. Возможности  реформирования социального 

регулирования муниципального района..................................................60

Заключение...............................................................................................................69

Список использованных источников и литературы........................................73

Приложения..............................................................................................................79 

Введение

 

Муниципальное право  представляет собой комплексный  институт российского права, представляющий собой совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся при осуществлении местного самоуправления, а также при взаимодействии муниципальных образований с государством, физическими и юридическими лицами. С точки зрения Конституции РФ, право граждан на местное самоуправление можно рассматривать как интегральное право, объединяющее в себе следующие права и свободы граждан:

- участвовать в управлении делами  государства непосредственно через  участие в местных референдумах, а также не принимать в них участия;

- избирать в органы местного  самоуправления, а также не участвовать  в муниципальных выборах;

- быть избранным в органы  местного самоуправления, а также  отказаться от исполнения полномочий  выборного лица;

- иметь доступ к муниципальной службе и право увольнения с муниципальной службы;

- обращаться в органы местного  самоуправления и получать ответ  по существу своего заявления1.

Реализация многих направлений  деятельности органов местного самоуправления зависит от распределения финансов, от обеспечения конкретных функций системы местного самоуправления бюджетными и иными денежными средствами. В связи с этим в настоящее время достаточно актуальным остаётся вопрос экономической основы местного самоуправления, поскольку именно от качественного финансирования зависит, в конечном итоге, выполнение муниципальных программ.

Одним из главных условий жизнедеятельности  местного самоуправления является наличие  у него материально-финансовой базы. Развитие товарно-денежных отношений, юридическое закрепление многообразия форм собственности, появление множества субъектов реальных рыночных отношений поставили перед местным самоуправлением задачу формирования собственной финансово-экономической базы на новых основах. Эти обстоятельства привели к появлению в Федеральном законе 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», а затем в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. главы «Финансово-экономическая основа местного самоуправления»2. Закрепление на федеральном уровне экономической основы системы местного самоуправления имеет огромное значение в настоящее время. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ внес существенные изменения в правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации, по-новому конкретизировав его конституционные основы применительно к современным социальным условиям, в том числе с учетом практики реализации самих по себе муниципальных институтов российской государственности. Важным направлением развития законодательной регламентации местного самоуправления стала корректировка его организационно-правовой основы, затронувшая структуризацию органов муниципальной власти, порядок наделения их полномочиями, формы и механизмы взаимного сдерживания, взаимодействия, ответственности. Данные нововведения, безусловно, требуют обстоятельного научного анализа и оценки, прежде всего с точки зрения конституционных принципов и норм. Такая необходимость, кроме прочего, обусловливается особенностями вступления Федерального закона N 131-ФЗ в силу - в полном объеме он начал действовать с 1 января 2009 года, - что позволяет при наличии к тому оснований уточнить его нормативные положения, вызывающие сомнения, до указанного момента и тем самым предотвратить возможные негативные последствия их применения.

Одной из значимых новаций, предусмотренных  Федеральным законом N 131-ФЗ, явилось  введение в качестве общего правила  двухуровневой модели территориальной  организации местного самоуправления, предполагающей образование и функционирование органов муниципальной власти по поселенческому и одновременно территориальному принципу и, соответственно, формирование в качестве муниципальных образований сельских и городских поселений, с одной стороны, и муниципальных районов, с другой3. Особенности юридической природы данных публично-территориальных образований, содержание подлежащих их решению вопросов местного значения, состав полномочий их органов предопределили и особый характер их взаимоотношений между собой, в том числе при формировании представительных органов муниципальных образований районного звена.

Актуальность рассмотрения в настоящее  время отдельных особенностей функционирования муниципальных образований, в частности, муниципального района, связаны с определением конкретных проблем муниципального образования в сфере социального развития.

В настоящее время существуют отдельные  теоретические исследования, посвященные  проблемам формирования и функционирования муниципального района и его социального положения. Так, например, можно отметить работы Джагарян А.А., Шевченко Н.В., Васильева В. И., Блинкова О.Е., Филатова Е.О.4, Выдрина И.В., Кокотова А.Н.5, Егорова Ф. А.6, Тихомирова Ю. А. и др.7

Объектом настоящего исследования выступает детальная характеристика положения муниципального района как самостоятельного муниципального образования. При этом в качестве предмета работы важно отметить комплексный анализ социальный анализ функционирования муниципального района на примере муниципального района Свердловской области, определение основных направлений социального развития муниципального района Свердловской области.

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.

При этом задачами настоящей работы являются:

- характеристика направлений  социального развития муниципального  района Свердловской области;

- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;

- анализ действующего нормативно-правового  и локально-правового материала,  регламентирующего вопросы социального  развития муниципального района  Свердловской области.

В конечном итоге, важно определить, что все усиливающееся воздействие социальной инфраструктуры на различные стороны общественной жизни, возрастание значения в воспроизводственном процессе делает ее средством интенсификации общественного производства. Поэтому вопросы повышения эффективности функционирования не только отдельных отраслей социальной сферы, но и всей ее совокупности в целом приобретают все большую актуальность8.

Однако в связи с необходимостью оценки эффективности вложенных  средств с целью совершенствования  отраслей социальной инфраструктуры возникает ряд вопросов методологического характера. В литературе можно встретить множество довольно противоречивых теоретических вариантов их решения. Сложность проблемы и разнообразие подходов к ее решению определяются сегодня чрезвычайной значимостью задач, связанных с развитием социальной инфраструктуры муниципального района в целом.

При этом чтобы установить влияние  социальной инфраструктуры на общий  уровень социального развития территории, проведено исследование как уровня развития социальной инфраструктуры, так и эффективности сельскохозяйственного производства всех административных районов области. Информационным материалом послужили статистические данные о социальном  развитии района Свердловской области.

В связи с этим в первую очередь хочется отметить, что именно официально опубликованные статистические данные чрезвычайно ограничивают, а при простом сопоставлении их, предположим, в динамике даже искажают объективную оценку состояния "социальной атмосферы" в регионе. Например, показатели, характеризующие социальную сферу и социальную политику, в основном носят форму макроэкономических пропорций и сопоставлений. Существенно меньше применяются показатели (либо они вовсе отсутствуют), дающие представление о жизненном уровне различных слоев населения, который формируется с помощью бюджетного распределения финансов и который отражал бы очевидно бюджетную политику государства и его участие в социальном развитии регионов9.

Более или менее реальную оценку социальной сферы какой-либо территории можно получить, применив метод сопряженного статистического анализа.

Таким образом, для определения  конкретных направлений социального  развития муниципального района на примере  отдельного муниципального района следует  провести комплексное исследование. 
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления

 

1.1. Понятие  и признаки муниципального района

 

Федеральный закон "Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ внес существенные изменения в правовое регулирование местного самоуправления в Российской Федерации, по-новому конкретизировав его конституционные основы применительно к современным социально-экономическим условиям, в том числе с учетом практики реализации самих по себе муниципальных институтов российской государственности. Важным направлением развития законодательной регламентации местного самоуправления стала корректировка его организационно-правовой основы, затронувшая структуризацию органов муниципальной власти, порядок наделения их полномочиями, формы и механизмы взаимного сдерживания, взаимодействия, ответственности. Одной из значимых новаций, предусмотренных Федеральным законом N 131-ФЗ, явилось введение в качестве общего правила двухуровневой модели территориальной организации местного самоуправления, предполагающей образование и функционирование органов муниципальной власти по поселенческому и одновременно территориальному принципу и, соответственно, формирование в качестве муниципальных образований сельских и городских поселений, с одной стороны, и муниципальных районов, с другой10. Особенности юридической природы данных публично-территориальных образований, содержание подлежащих их решению вопросов местного значения, состав полномочий их органов предопределили и особый характер их взаимоотношений между собой, в том числе при формировании представительных органов муниципальных образований районного звена.

Субъектом компетенционных отношений  от имени местного самоуправления выступает муниципальное образование, которое в данном случае следует рассматривать как особое системное образование. Однако простое указание на то, что носителем компетенции местного самоуправления является муниципальное образование, само по себе не решает всех вопросов, поскольку только адекватное отображение в нормативном правовом акте сущностных характеристик объекта правового воздействия позволяет добиться желаемого результата. Поэтому для соответствующего качества правового регулирования вопросов компетенции местного самоуправления необходимо определить, какие именно свойства и характеристики муниципального образования являются значимыми в этом смысле и должны отражаться в законодательстве. Объем компетенции, ее конкретное содержание напрямую связаны с возможностями определенного муниципального образования. К примеру, Э. Макварт говорит следующее: «внутренние (небольшие, расположенные в границах другого муниципального образования) муниципальные образования решают все вопросы местного значения, которые они в состоянии решить, и передают более крупным муниципальным образованиям, в границах которых они находятся, решение тех вопросов, которые не могут быть эффективно решены на базовом уровне»11. От вида муниципального образования зависит также и возможность наделения его отдельными государственными полномочиями.

Информация о работе Характеристика муниципального района