Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................
- регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования;
- создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
- создание и ликвидация местных
(муниципальных) органов
- назначение руководителей
- строительство зданий и
- контроль условий аренды
- использование государственных
и муниципальных
- установление дополнительных
налогов и льгот,
- учет детей, подлежащих
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные и финансовые ресурсы для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
Разграничение компетенции в области образования между органами местного самоуправления регулируется в порядке, установленном уставом (положением) органов местного самоуправления (см. Приложение 1).
Полномочия по финансовому обеспечению
образовательного процесса, отнесенные
к полномочиям органов
Органы местного самоуправления имеют и другие полномочия в образовательной сфере, а также в сфере организации отдыха детей.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 устанавливают, что к ведению органов местного самоуправления в вопросах охраны здоровья граждан относятся:
- контроль за соблюдением
- защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья;
- формирование органов
управления муниципальной
- формирование собственного бюджета в части расходов на здравоохранение;
- обеспечение санитарно-
- координация и контроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль за качеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системе здравоохранения;
- формирование целевых фондов, предназначенных для охраны здоровья граждан; осуществление мер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
- охрана окружающей природной
среды и обеспечение
- создание и обеспечение
- регулярное информирование
- реализация мер по охране
семьи, материнства, отцовства
и детства; санитарно-
Первичная медико-санитарная помощь в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях оказывается органами местного самоуправления путем создания муниципальной системы здравоохранения.
К муниципальной системе
Муниципальные органы управления здравоохранением несут ответственность за санитарно-гигиеническое образование населения, обеспечение доступности населению гарантированного объема медико-социальной помощи, развитие муниципальной системы здравоохранения на подведомственной территории, осуществляют контроль за качеством оказания медико-социальной и лекарственной помощи предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой24.
Финансирование деятельности предприятий,
учреждений и организаций муниципальной
системы здравоохранения
Скорая медицинская помощь оказывается
специальной службой скорой медицинской
помощи государственной или
Кроме того, предусмотрена взаимная возможность передачи части своих полномочий органами местного самоуправления муниципального района и входящих в него поселений. При этом передача полномочий обязательно должна сопровождаться передачей необходимых для их осуществления финансовых ресурсов. Для передачи части полномочий органы местного самоуправления муниципального района и поселения должны заключить соглашение, в котором указываются основания и порядок прекращения его действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также финансовые санкции за неисполнение соглашения26.
Указанные соглашения могут заключаться теми органами местного самоуправления, в чью компетенцию входит передаваемое полномочие. В то же время, исходя из того, что передача полномочий обязательно сопровождается выделением денежных средств из бюджета муниципального образования, представляется, что они должны утверждаться представительными органами муниципальных образований.
В целом, можно выделить следующие сферы регулирования, связанные с осуществлением муниципальными районами конкретных вопросов местного значения:
1) в области управления
2) в области бюджетно-финансовой деятельности;
3) в области коммунального и
бытового обслуживания
4) в области транспорта и связи;
5) в области градостроительной
деятельности и земельных
6) в жилищной сфере;
7) в сфере поддержки
8) в области здравоохранения;
9) в области опеки и попечительства;
10) в области образования и культуры;
11) в области организации отдыха населения, физической культуры и спорта;
12) в области погребения и похоронного дела;
13) в области охраны окружающей среды и природопользования;
14) в области охраны общественного порядка;
15) в области обеспечения
16) в области гражданской обороны и мобилизационной подготовки.
1.3. Совершенствование организации
органов управления
Одной из значимых новаций,
предусмотренных Федеральным
Согласно ч. 4 ст. 35 Федерального закона N 131-ФЗ представительный орган муниципального района может формироваться двумя способами: путем прямых выборов либо путем вхождения в его состав по должности глав поселений, расположенных на территории данного муниципального района, и одновременно представителей из числа депутатов представительных органов соответствующих поселений, избираемых этими органами27. Первый из названных способов является непосредственным выражением требования ч. 2 ст. 130 Конституции РФ о наличии выборных органов в структуре органов муниципального образования. В прежнем правовом регулировании он предусматривался в качестве единственно возможного. Второй же, по существу, предполагает опосредованное представительство территориальных коллективов поселений на районном уровне. Данный подход, не являющийся оригинальным изобретением в отечественной истории развития муниципального права28, встретил существенные возражения в юридической литературе. По мнению ряда авторов, формирование представительных органов муниципальных районов путем делегирования, в частности, вступает в противоречие с вытекающим из Конституции РФ и Европейской хартии местного самоуправления принципом обязательного наличия в структуре органов местного самоуправления представительных коллегиальных органов муниципальной власти, избираемых непосредственно населением, нарушает право населения муниципального района самостоятельно через избираемые им органы местного самоуправления решать вопросы местного значения районного уровня, чрезмерно и необоснованно ограничивает право граждан на участие в осуществлении муниципальной власти. Вместе с тем из содержания приводимых в обоснование данной точки зрения аргументов можно вывести также и тезис более общего характера, а именно: поскольку местное самоуправление по сути своей выступает публичным управлением особого рода, основываясь на сочетании начал вертикального управления и самоорганизации (самодеятельности), и предполагает обеспечение иного качества и большего в сравнении с государственным управлением уровня интенсивности обратных связей с населением, повышенной включенности граждан в управление муниципальными делами, введение механизмов опосредованного представительства в муниципальных районах сужает демократические начала муниципальной власти, искажает и деформирует самое природу местного самоуправления.
Представляется, однако, что детальный
систематический анализ конституционных
и международных