Характеристика муниципального района

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа

Краткое описание

Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Коротаев. Анализ социально-эк. развития МР.doc

— 380.00 Кб (Скачать файл)

- население муниципального района - соответственно собрание граждан  назначается представительным органом  муниципального района в порядке,  установленном уставом муниципального района;

- представительный орган муниципального  района - собрание назначается представительным  органом муниципального района;

- глава муниципального района - назначается главой муниципального  района;

- в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления, порядок назначения и проведения определяется уставом территориального общественного самоуправления.

Конференция граждан - это также  форма непосредственного участия  жителей муниципального образования в обсуждении и решении вопросов местного значения. Решения конференции принимаются большинством голосов от списочного состава делегатов. Конференция может принять по рассматриваемому вопросу (вопросам) решение, обращение к органам власти или жителям, заключение на решение (проект решения) органа власти. Предъявляются требования к решению, принятому на конференции. Оно не может нарушать имущественных и иных прав граждан, объединений собственников жилья и других организаций58.

Формы участия населения в осуществлении местного самоуправления могут быть различными. Думается, в данном случае законодатель имел в виду то, что на местном уровне могут существовать и не предусмотренные данным Законом формы осуществления местного самоуправления. Существование такой нормы свидетельствует, что российский законодатель поощряет эти формы. Вместе с тем они не должны вступать в противоречие с Конституцией РФ, федеральными законами, включая данный Федеральный закон, и законами субъектов РФ.

В качестве таких форм могут выступать, например, митинги, уличные шествия, пикеты, марши и др.

Право граждан на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетировании  закреплено в ст. 31 Конституции РФ.

Оно является одной из гарантий свободы мысли и слова, выражения мнений и убеждений, права на создание общественных объединений и др. Реальное осуществление этого права рассматривается как залог народовластия, непосредственной демократии, поскольку публичное выражение требований, мыслей, убеждений имеет цель воздействовать на органы государственной власти или институты гражданского общества для решения определенных проблем59.

Право граждан на проведение публичных  мероприятий принадлежит только гражданам Российской Федерации. Оно  регламентируется Федеральным законом  от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Митинг - массовое присутствие граждан  в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно  общественно-политического характера.

Шествия и демонстрации можно определить как формы выражения общественного  настроения, связанные с передвижением  по какому-либо маршруту. Особенность  демонстрации по сравнению с уличным  шествием выражается в использовании  ее участниками средств наглядной агитации (знамен, стягов, лозунгов, транспарантов, портретов и др.)60.

Собрание - совместное присутствие  граждан в специально отведенном или приспособленном для этого  месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Названные публичные мероприятия  проводятся с целью свободного выражения  и формирования мнений, а также  выдвижения требований по различным  вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и  пикетированиях" называет два принципа проведения публичных мероприятий: законность и добровольность.

Организатором публичного мероприятия  могут быть один или несколько  граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия. При этом законодатель в зависимости от формы публичного мероприятия предусмотрел различный возраст для организаторов: 18 лет - демонстрация, шествие и пикетирование, 16 лет - митинги и собрания.

Организаторами публичного мероприятия  не могут быть61:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

2) политическая партия, другое общественное  объединение и религиозное объединение,  их региональные отделения и  иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Участниками публичного мероприятия  признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Закон предусматривает следующие  основания прекращения публичного мероприятия:

1) создание реальной угрозы для  жизни и здоровья граждан, а  также для имущества физических  и юридических лиц;

2) совершение участниками публичного мероприятия противоправных действий и умышленное нарушение организатором публичного мероприятия требований закона, касающихся порядка проведения публичного мероприятия.

Решение о прекращении публичного мероприятия принимает орган  местного самоуправления. Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них со стороны должностных лиц может быть обжаловано в суд в соответствии со ст. 46 Конституции РФ, Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан"62.

Таким образом, выборы - один из основных институтов прямой демократии, непосредственного  волеизъявления жителей и принятия ими публичных кадровых решений. Эта черта выборов особо выделяется законодателем. В ст. 2 Закона об основных гарантиях избирательных прав выборы названы формой прямого волеизъявления граждан, осуществляемой в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Выборы выступают не только в  качестве формы прямого волеизъявления граждан, но как часть и исходное начало представительного властвования жителей. Конечно, главное и решающее в выборном процессе - акт непосредственного коллективного гражданского волеизъявления, но для успешного проведения выборов требуется организационная активность органов власти и управления, средств массовой информации, системы избирательных комиссий, групп поддержки кандидатов, общественных объединений.

Выборы являются наиболее распространенной формой заявления населением своих  интересов. Вместе с тем, на практике используются различные формы представления интересов населения муниципального района. Это, в частности, выражено в рамках функционирования Камышловского района Свердловской области.

 

 

Глава 3. Тенденции  социального развития муниципального района

 

3.1. Проблемы развития  муниципального района

 

Эффективная деятельность местных органов определяется не только имеющейся экономической  базой, но и возможностью решения  целого ряда социальных задач. В этой связи, в дальнейшем значение и влияние  органов местного самоуправления должно постоянно повышаться, что будет способствовать росту доверия населения к данным органам власти и усилению их активности в решении задач местного значения.

Для создания условий, способствующих повышению эффективности функционирования муниципальных образований необходимо решение следующих задач:

¾ определение наиболее перспективных направлений развития муниципальных образований;

¾ формирование финансовой базы их развития;

¾ повышение финансовой поддержки со стороны федеральных органов власти;

¾ создание федеральными властями условий для формирования местного бюджета за счет собственных средств муниципалитетов;

¾ расширение функций органов местного управления при повышении ответственности за реализацию управленческих решений;

¾ повышение доверия населения к органам местного самоуправления;

¾ рост контрольной функции региональных органов власти63.

При этом становится необходимым формирование инвестиционно-инновационной стратегии, что может повысить социально-экономический  уровень развития района при росте  конкурентоспособности экономики. Таким образом, стратегические меры управленческой направленности будут способствовать повышению показателей эффективного функционирования и развития муниципальных органов власти.

Важным компонентом стратегии  комплексного социально-экономического развития муниципальной социально-экономической системы являются управленческие решения по распределению финансовых средств, при этом главная роль отводится инвестиционному климату, отражающему инвестиционную деятельность муниципальных образований.

Инвестиционный климат определяется взаимодействием двух его составных  частей – инвестиционной привлекательности  и инвестиционной активности на территории района64. Успешное выполнение мероприятий, предусмотренных грамотной инвестиционной политикой, значительно повысит привлекательность муниципального образования для инвесторов, подтвердит надежность его экономического состояния, усилит стабильность социально - экономической обстановки, послужит залогом привлечения дополнительных средств для инвестиционной деятельности в муниципальном образовании. Активизация инвестиционной деятельности в муниципальном образовании укрепит экономическое состояние предприятий, что, в свою очередь, позволит достичь устойчивого социально-экономического развития муниципального образования, приведет к повышению уровня жизни населения65.

Рассматривая особенности социально-экономического развития Камышловского района Свердловской области, необходимо отметить следующие  моменты.

Рассматриваемый район характеризуется  высоким промышленным потенциалом. На крупных и средних предприятиях работает 48% от экономически активного населения. На территории представлены практически все отраслевые комплексы. Среди предприятий работают производственные подразделения крупных российских корпораций.

В последние 3 года в экономике района сохранялась тенденция улучшения общеэкономической и финансовой ситуации. Сформировалась положительная динамика промышленного и сельскохозяйственного производства. В структуре промышленного производства 82 % объемов отгруженной продукции продолжает оставаться за предприятиями трубопроводного транспорта.

Наибольший вклад в 2008 году в  прирост промышленного производства внесли три отрасли: строительство, производство и распределение электроэнергии, обрабатывающие производства. В последние годы некоторый импульс развитию стройиндустрии придало увеличение объемов строительства и реконструкции объектов социальной сферы, автомобильных дорог, благоустройства.

В агропромышленном комплексе увеличиваются  объемы производства мяса свиней и яиц, но произошло снижение объемов молока и мяса КРС.  Поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках национального проекта, областной целевой программы «Развитие АПК» и комплексной программы района.

В рамках Камышловского района Свердловской области достаточно высокий трудовой потенциал. Более 60% составляет население трудоспособного возраста и около 30 тысяч молодежи в возрасте до 30 лет.

По уровню официально зарегистрированной безработицы район значительно  ниже среднеобластного показателя. Учитывая реализацию проектов, которые планируются в настоящее время, встает остро не проблема безработицы, а нехватка квалифицированных рабочих кадров66.

Малый бизнес на территории района сформировался  как самостоятельный сектор экономики. Поддержка и развитие малого бизнеса служит дополнительным источником средств в бюджет района.

Положительная динамика развития реального  сектора экономики способствовала увеличению наполняемости бюджетов всех уровней и обеспечению выполнения расходных обязательств. Поступления налоговых доходов, зачисляемых в бюджет области и района в 2007 году, составили более 1,6 млрд. рублей67.

В структуре доходов бюджета  более 40% занимают собственные доходы, в расходной части бюджета  наибольшая доля приходится на сферу  образования.

Наиболее важной проблемой является демографическая ситуация. На сегодня, как и во всей России, процессов естественного воспроизводства недостаточно. Однако на территории района, впервые за последние 15 лет, наметилась положительная тенденция превышения рождаемости над  смертностью, которая сохраняется и в течение 3 месяцев текущего года. Улучшение демографической ситуации связано с успешной реализацией национальных проектов «Здоровье», «Материнский капитал» и регионального проекта «Качественное здравоохранение».

Информация о работе Характеристика муниципального района