Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................
Муниципальный район является структурной
единицей муниципального образования.
Муниципальный район
Муниципальный район создается
для осуществления местного самоуправления,
оно выступает пространственной сферой
деятельности субъектов местного самоуправления
по реализации его компетенции, то есть
предметов ведения и полномочий, законодательно
закрепленных за данным видом муниципального
образования. Таким образом, муниципальные
образования имеют иную цель, чем административно-
- объектов электро- и
- автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений вне границ населенных пунктов на территории муниципального района;
- иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления муниципального района15.
Местное самоуправление, как правило,
осуществляется на локализованной территории
(в поселениях, муниципальных районах,
городских округах и др.), которая является
одновременно территорией соответствующих
административно-
Территориальная организация местного самоуправления представляет собой форму устройства муниципальной власти как одной из разновидностей публичной власти, осуществляемой в муниципальных образованиях. Устройство муниципальной власти достигается посредством институционального обособления территориальных структур местного самоуправления, оно определяет их расположение в системе других публично-территориальных, в том числе государственно-властных, образований16.
Таким образом, понятие «муниципальный
район» появилось после принятия
Федерального закона от 6 октября 2003 года
№ 131-ФЗ «Об общих принципах
1.2. Вопросы
местного значения
В ст. 15 Федерального закона
«Об общих принципах
а) иной вопрос не относится к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключен из компетенции органов местного самоуправления поселения федеральными законами и (или) законами субъектов РФ;
б) существуют собственные материальные ресурсы и финансовые средства (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ).
Органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, так же как и органам местного самоуправления муниципального района, предоставлено право заключать соглашения о взаимной передаче части своих полномочий. Одновременно должны предоставляться субвенции на их финансирование. Таким образом, допускается ситуация асимметричных полномочий органов местного самоуправления муниципального района на своей территории.
Можно более детально рассмотреть отдельные полномочия муниципального района.
Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления было рекомендовано17:
- учитывать положения настоящего Указа в своих законодательных и иных нормативных актах, а также уставах муниципальных образований;
- создавать организационные,
- предусматривать в уставах
муниципальных образований
Тем не менее, формирование муниципальных органов охраны общественного порядка не было доведено до конца в силу отсутствия у муниципальных образований финансовых и материальных ресурсов, а также из-за отсутствия законодательной базы деятельности муниципальной милиции.
Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" устанавливает следующие полномочия органов местного самоуправления в области экологической экспертизы18:
- делегирование экспертов для
участия в качестве
- принятие и реализация в
пределах своих полномочий
- организация общественных
- организация по требованию
населения общественных
- информирование специально
- информирование органов
- осуществление в соответствии
с законодательством
Органы местного самоуправления имеют право:
- получать от соответствующих государственных органов необходимую информацию об объектах экологической экспертизы, реализация которых может оказывать воздействие на окружающую природную среду в пределах территории соответствующего муниципального образования, и о результатах проведения государственной экологической экспертизы и общественной экологической экспертизы;
- направлять в письменной форме
специально уполномоченным
В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. К особо охраняемым природным территориям местного значения относятся лечебно-оздоровительные местности и курорты.
Особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.
К полномочиям органов
местного самоуправления по регулированию
отношений в области
- представление в органы
- участие в реализации
- контроль за рациональным использованием и охраной природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей, курортов и их земель в пределах своей компетенции;
- участие во
В соответствии с лесным и водным законодательством Российской Федерации органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями по охране лесов и вод законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 68 Закона об охране окружающей среды муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный контроль в области охраны окружающей среды (муниципальный экологический контроль) на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К исключительной компетенции в области образования органов местного самоуправления относятся21:
- планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования;
- формирование местных бюджетов
в части расходов на
- обеспечение гражданам,