Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 21:49, курсовая работа
Цель настоящей работы – определить характеристики социального развития муниципального района Свердловской области, выявить способы повышения эффективности развития муниципального района Свердловской области.
При этом задачами настоящей работы являются:
- характеристика направлений социального развития муниципального района Свердловской области;
- исследование тенденций социального развития муниципального района Свердловской области;
- анализ действующего нормативно-правового и локально-правового материала, регламентирующего вопросы социального развития муниципального района Свердловской области.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Характеристика муниципального района как основного элемента системы местного самоуправления.......................................................8
1.1. Понятия и признаки муниципального района...........................................8
1.2. Вопросы местного значения муниципального района............................13
1.3. Совершенствование организации органов управления
муниципальным районом...........................................................................23
Глава 2. Социальная основа развития муниципального района..................31
2.1. Правовой режим имущества муниципального района...........................31
2.2. Проблемы регулирования расходов и доходов бюджетов.....................39
2.3. Проведение муниципальных выборов, публичных слушания
и иные формы участия граждан. Направления развития
социального участия граждан...................................................................45
Глава 3. Тенденции социального развития муниципального района..........53
3.1. Проблемы развития муниципального района.........................................53
3.2. Возможности реформирования социального
регулирования муниципального района..................................................60
Заключение...............................................................................................................69
Список использованных источников и литературы........................................73
Приложения..............................................................................................................
Суд установил, что в рамках дела о банкротстве МУП "Подчерский лескомхоз" (N А29-7632/2006-3Б) временный управляющий Паролло А.В. 03.05.2007 г. представил в суд анализ финансово-хозяйственной деятельности и первичные документы Предприятия, и поэтому должен был знать о принятом постановлении Администрации от 16.10.2006 N 10/520 и мог реализовать право на защиту прав и интересов Предприятия в срок, установленный в части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако не предпринял необходимых мер для обжалования данного постановления40.
При указанных обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что заявитель без уважительных причин пропустил установленный законом срок для обжалования постановления Администрации и не заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Зачастую споры, связанные с правовой природой муниципального имущества, связаны с распорядительными функциями органов управления муниципального района. Так, в соответствии с одним из рассмотренных дел, ФАС Поволжского округа определил, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов. Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное41.
Интересно также в качестве примера рассмотреть также следующие материалы дела. Общество с ограниченной ответственностью "ЕХЕ. Столица" обратилось в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации г.Смоленска (далее - Администрация) об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной щитовой конструкции по адресу: г. Смоленск, Рославльское шоссе - пр. Строителей (правый) (3-я зона), от 28.12.06 г. N 3638/23.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 19.02.07 г. в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.08 г. решение суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба Общества - без удовлетворения.
Как видно из материалов дела, на основании договора купли-продажи от 01.12.06 г. Общество приобрело у ООО "Центр Медиа" рекламные конструкции, в том числе конструкцию, установленную по адресу: г. Смоленск, Рославльское шоссе - пр. Строителей (правый) (3-я зона)42.
В ответ на обращение Общества о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по вышеуказанному адресу Администрация в письме от 28.12.06 г. N 3638/23 отказала в выдаче такого разрешения, сославшись на то обстоятельство, что в соответствии с п. 6.1 "Порядка размещения рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска", утвержденного решением 30-й сессии Смоленского городского Совета III созыва от 30.06.06 г. N 314 рекламное место, определенное и предназначенное для размещения рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности, может быть предоставлено юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения щитовой конструкции большого формата (3 х 6 м) в первой, второй и третьей зонах установки рекламных конструкций согласно Генеральной схеме установки рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска на основании результатов аукциона.
Отказывая в удовлетворении
заявления Общества, суды первой и
апелляционной инстанций
Согласно ч. 9 ст. 19 Федерального закона
"О рекламе" от 13.03.06 г. N 38-ФЗ установка
рекламной конструкции
Таким образом, выдача разрешения на
установку рекламной
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.03 г. N 131-ФЗ по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
В соответствии с пунктом 4 Порядка вся территория г. Смоленска разделена на 4 зоны установки рекламных и информационных конструкций.
Согласно п. 6.1. Порядка рекламное место, определенное и предназначенное для размещения рекламной конструкции на объектах муниципальной собственности, может быть предоставлено юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю для размещения щитовой конструкции большого формата (3 х 6 м) и среднего формата (3 х 4 м) в 1, 2, 3-й зонах установки рекламных конструкций согласно Генеральной схеме установки рекламных и информационных конструкций на территории города Смоленска на основании результата аукциона, проведенного в соответствии с Положением о порядке подготовки и проведения открытых аукционов на право установки рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности.
В силу п. 7.2 Порядка для оформления разрешительной документации заинтересованное лицо обращается в Администрацию г. Смоленска с заявлением о выдаче разрешения, к которому прилагается, в том числе, подтверждение в письменной форме согласия собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества на присоединение к этому имуществу рекламной конструкции, если заявитель не является собственником или иным законным владельцем недвижимого имущества. В соответствии с п. 7.2.2 Порядка, если недвижимое имущество является муниципальной собственностью, заявитель должен получить согласие Администрации г. Смоленска в письменной форме на использование данного имущества. Администрация г. Смоленска вправе отказать заявителю в использовании муниципального имущества в определенных пунктом 7.2.2 Порядка случаях, в том числе, в случае необходимости проведения аукциона на право установки рекламной конструкции по указанному в заявке рекламному месту.
Таким образом, проанализировав действующее законодательство, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что обжалуемый отказ не противоречит Федеральному закону "О рекламе" от 13.03.06г. N 38-ФЗ, и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований44.
В рамках функционирования Камышловского района Свердловской области можно рассмотреть некоторые практические особенности формирования муниципальной собственности в рамках указанного района. Так, можно отметить Распоряжение Минимущества РФ от 24.12.2003г. N 7189-р "О передаче имущественного комплекса в собственность муниципального образования "Камышловский район" Свердловской области". Согласно указанному Распоряжению был утвержден конкретный перечень имущества, передаваемый в собственность района.
В соответствии с положениями действующего законодательства, В собственности муниципальных районов могут находиться: 1) имущество, предназначенное для электро- и газоснабжения поселений в границах муниципального района; 2) автомобильные дороги общего пользования между населенными пунктами, мосты и иные транспортные инженерные сооружения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания; 3) пассажирский транспорт и другое имущество, предназначенные для транспортного обслуживания населения между поселениями на территории муниципального района45; 4) имущество, предназначенное для организации и осуществления экологического контроля; 5) имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; 6) имущество, предназначенное для организации охраны общественного порядка на территории муниципального района муниципальной милицией; 7) имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время; 8) имущество, предназначенное для оказания на территории муниципального района скорой медицинской помощи (за исключением санитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов; 9) имущество, предназначенное для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; 10) архивные фонды, в том числе кадастр землеустроительной и градостроительной документации, а также имущество, предназначенное для хранения указанных фондов; 11) имущество, включая земельные участки, предназначенное для содержания на территории муниципального района межпоселенческих мест захоронения и организации ритуальных услуг; 12) межпоселенческие библиотеки и библиотечные коллекторы; 13) имущество, необходимое для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации; 14) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с федеральными законами; 15) обособленные водные объекты на территории муниципального района, расположенные на межселенной территории муниципального района.
Содержание права
В целом, экономическую основу местного
самоуправления составляют находящееся
в муниципальной собственности имущество,
средства местных бюджетов, а также имущественные
права муниципальных образований. В широком
смысле такую основу составляет местная
экономика в целом, включая деятельность
хозяйствующих субъектов, не находящихся
в муниципальной собственности. Местное
самоуправление опирается также на экономическую
поддержку государства. Таким образом,
основой хозяйственной деятельности органов
местного самоуправления является муниципальная
собственность. Основным субъектом права
муниципальной собственности Конституция РФ (ст. 130)
определила население муниципального
образования, которое владеет, пользуется
и распоряжается муниципальной собственностью.
Это принципиальное положение получило
дальнейшее развитие в Гражданском кодексе
РФ, в п. 1 ст. 215 которого субъектами права
муниципальной собственности объявлены
городские и сельские поселения и другие
муниципальные образования. Соответственно,
субъектами муниципальной собственности
являются различные муниципальные (публично-правовые)
образования в целом, а не их органы управления.
2.2. Проблемы регулирование
расходов и доходов бюджетов
Федеральный закон 2003 г. также определил полномочия органов местного самоуправления в сфере бюджетных отношений. Так, органы местного самоуправления, в том числе органы управления муниципального района, обеспечивают сбалансированность местных бюджетов и соблюдение установленных федеральными законами требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита местных бюджетов, уровню и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств муниципальных образований. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Законом органы местного самоуправления представляют в федеральные органы государственной власти и (или) органы государственной власти субъектов Российской Федерации отчеты об исполнении местных бюджетов.
В местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов47.
В Федеральном законе (ст. ст. 60, 61) предусмотрено положение о выравнивании уровня бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов, округов. Так, выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений осуществляется путем предоставления дотаций из образуемого в составе расходов бюджета субъекта Российской Федерации регионального фонда финансовой поддержки поселений и образуемых в составе расходов бюджетов муниципальных районов районных фондов финансовой поддержки поселений. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) осуществляется путем предоставления дотаций из региональных фондов финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов).
Вопрос вопросов - обеспечение местных бюджетов собственными доходными источниками. Законов и других нормативных документов на сей счет за годы реформ выпущено немало, а проблема не решена. Хуже того, финансовая зависимость местных бюджетов от вышестоящих властей не только не ослаблялась, но даже усиливалась48.
В соответствии со статьей 55 Федерального закона 2003 г. к собственным доходам местных бюджетов относятся: 1) средства самообложения граждан, т.е. разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения, которые устанавливаются в абсолютной величине равными для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30 процентов от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен; 2) доходы от местных налогов и сборов; 3) доходы от региональных налогов и сборов; 4) доходы от федеральных налогов и сборов; 5) безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований; 6) доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности; 7) часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов; 8) штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; 9) добровольные пожертвования; 10) иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.