Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 11:18, дипломная работа
Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует
систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных
уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими
лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим
налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики
обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в
определенные сроки.
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
1.1. Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля
1.2. Формы, методы и виды налогового контроля
2. ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРККИ
3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
3.1. Проблемы проведения налогового контроля
3.2. Пути совершенствования налогового контроля
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной
деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.
Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки
предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с
момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют
проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также
достоверность текущего учета.
Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является
проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается
результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность
которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на
территорию другой инспекции.
Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в
настоящее время получили мировое распространение факты уклонения
налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского
учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают
невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность
работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных
механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и
кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского
учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для
исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в
налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех
случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод,
что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически
не представляет
налоговым органам права
налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о
налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности
и в налоговых декларациях.
В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в
развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления
налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:
Метод общего сопоставления имущества:
Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на
две части:
1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
2) учет произведенного
и личного потребления за
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного
потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный
период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается
вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный
период.
Метод, основанный на анализе производственных запасов:
Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в
отчетности объекта продаж с затратами на производство.
Основной задачей совершенствования форм и методов налогового контроля
является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без
улучшения работы с кадрами.
Тут полезным может быть введение системы бальной оценки работы налоговых
инспекторов, осуществляющих контрольные проверки. Сущность такой оценки,
состоит в том, что в зависимости от категории каждого проверенного
предприятия, - исходя из классификации на крупные, средние, малые и мелкие, а
также отраслевой принадлежности - налоговому инспектору защитывается
определенное количество баллов. При этом за отчетный период каждый налоговый
инспектор должен набрать определенное минимальное количество баллов.
Количество набранных баллов может служить основанием для вывода о его
служебном соответствии. Кроме того, балльный норматив может служить основой
для составления планов проверок на предстоящий отчетный период в части
наиболее оптимального распределения нагрузки между отдельными инспекторами.
Но в конце надо отметить, что никакое совершенствование форм не даст
положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно
совершенствовать свои знания в области налогообложения.
Как уже отмечалось ранее, субъекты налогообложения обязаны вносить налоговые
платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ.
Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную
среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по
конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в
форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров,
более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения
бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного
устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по
уплате налогов оставляет желать лучшего.
По оценкам специалистов, в хозяйственной практике присутствует четыре
основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и
технические.
Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное
финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее
намерение скрыть налоги.
Еще одна из причин уклонения от налогов – сложность и противоречивость
налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят
от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности
налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также
от уровня знаний
граждан и организаций в
На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать
законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового
контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из
зарубежного опыта в этой области.
Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный,
текущий и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение,
обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и
выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля,
который сочетает в себе все методы.
Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также
вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается
безрезультатно.
В результате проделанной работы можно отметить, что важнейшим фактором
повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является
совершенствование действующих процедур налогового контроля:
-системы отбора
налогоплательщиков для
-использование
системы оценки работы
-форм и методов налоговых проверок.
Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию
налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора
налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление
использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При
совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на
балльную оценку работы налоговых инспекторов.
Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по
следующим направлениям:
-увеличение количества совместных проверок с органами федеральной службы
налоговой полиции;
-повторные проверки
предприятий, допустивших
размерах;
-проведение перекрестных проверок;
-использование косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы при наличии
законодательных норм.
Как показывает анализ зарубежного опыта, применение косвенных методов
является общепринятой в мировой практике. Например, в Германии
законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а
существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном
признании судами
доказательств размера
применении косвенных методов исчисления.
Наиболее распространенными из них являются следующие:
-метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого
дохода данным методом подразделяется на две части:
1) учет изменения имущественного положения за отчетный период;
2) учет произведенного
и личного потребления за
Сумма имущественного прироста, с одной стороны, и производственного и личного
потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный
период. На основании прироста имущества неизвестного происхождения делается
вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный
период;
-метод, основанный на анализе производственных запасов. Используя данный
метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта
продаж с затратами на производство.
Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является
исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной
работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых
направлениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
1. Об основах налоговой системы в Российской Федерации.
Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 (в редакции Федерального закона от
08.07.99 № 142-ФЗ) // Рос. газ.. – 1999. – 15 июля.
2. О налоговых органах Российской Федерации. Закон РФ от 21
Информация о работе Выездные налоговые проверки как форма налогового контроля