Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
С момента выявления отклонения действий проверяемого от норм законодательства в ходе налоговой проверки проверяющими предпринимается попытка выяснения причин и характера этих отклонений, а в случае установления противоправного содержания таких действий — попытка их квалификации. Все указанные действия необходимо расценивать как проведение налогового расследования в режиме налогового законодательства.
Следует обратить внимание, что налоговая проверка «переключается» в режим налогового расследования только в отношении конкретного перечня выявленных отклонений, проверка всех остальных фактов хозяйственной деятельности проверяемого, в которых нарушений не было выявлено, происходит по-прежнему в контрольно-проверочном режиме.
Виды налоговых проверок. Основными видами налоговых проверок следует признать камеральные и выездные.
Данная классификация налоговых проверок произведена по признаку места их проведения.
Налоговые проверки можно также классифицировать на первоначальные и встречные.
Камеральная налоговая проверка производится строго по месту нахождения налогового органа.
Выездная налоговая проверка предполагает ее проведение по месту деятельности проверяемого: выезд и нахождение проверяющих должностных лиц на территории или в помещении указанного лица.
Субъекты, проводящие налоговые проверки. Основным субъектом, наделенным правом на проведение налоговых проверок, как и в отношении остальных форм налогового контроля, являются налоговые органы.
Тем не менее на определенных этапах развития и совершенствования налоговой системы РФ и механизмов налогового администрирования право проводить налоговые проверки получали и некоторые другие органы государственной власти. В числе таковых можно назвать органы налоговой полиции и таможенные органы РФ.
Особенности компетенции налоговых органов при проведении налоговых проверок. Право проводить налоговые проверки в установленном НК порядке предоставлено налоговым органам нормой пп. 2 п. 1 ст. 31.
Лица, подлежащие налоговой проверке. Налоговые проверки могут проводиться в отношении:
• налогоплательщиков;
• плательщиков сборов;
• налоговых агентов.
Период деятельности, подлежащий налоговой проверке. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
За пределы указанной даты проверяющие не вправе выходить при проведении проверки.
Установленное ограничение имеет своей целью выявить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.
5.4. Цели и методы камеральных проверок
Камеральная налоговая проверка производится строго по месту нахождения налогового органа.
Проведение камеральной налоговой проверки позволяет представителям налоговой администрации:
- выявить арифметические ошибки в поступившей от проверяемого отчетности;
- осуществить сверку данных в документах, поступивших из различных источников.
Функции камеральной налоговой проверки. В современной системе налогового администрирования камеральная проверка выполняет две функции:
- контроля за правильностью и достоверностью составления налоговых деклараций;
- отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.
Объекты камеральной налоговой проверки. Состав объектов, подвергающихся камеральной налоговой проверке, может быть условно разделен на три части:
• информация и документы, предоставляемые налогоплательщиком;
• информация и документы о деятельности налогоплательщика, получаемые налоговым органом из иных источников;
• информация и документы о налогоплательщике, накопленные в ходе деятельности самого налогового органа. Объектами камеральной налоговой проверки в НК названы:
• налоговые декларации;
• документы, предоставленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога;
• иные документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа.
Документы, предоставленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, — это документы, которые налогоплательщик обязан представить вместе с налоговой декларацией либо вместо нее.
К этой группе не относятся документы, дополнительно истребуемые налоговым органом в ходе проверки.
Под иными документами о деятельности налогоплательщика, имеющимися у налогового органа, следует понимать в первую очередь налоговую отчетность, представленную налогоплательщиками по другим налогам, а также ранее представленные налогоплательщиком налоговые декларации и документы за предшествующие налоговые или отчетные периоды.
Основание для проведения камеральной налоговой проверки. Камеральная налоговая проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа.
Срок проведения камеральной налоговой проверки ограничен тремя месяцами со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием исчисления и уплаты налога. В НК не предусмотрено оснований для продления сроков проведения камеральной налоговой проверки, но содержится оговорка, что законодательством о налогах и сборах могут быть установлены иные сроки проведения камеральной налоговой проверки.
Контрольно-проверочные мероприятия камеральной налоговой проверки. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе не ограничиваться имеющимися у него данными о деятельности налогоплательщика и получить дополнительную информацию с использованием предусмотренных методов налогового контроля, в частности путем:
- получения объяснений налогоплательщика на основании абз. 4 ст. 88 НК;
- истребования дополнительных документов, подтверждающих правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов и сборов, в порядке, предусмотренном ст. 93 НК;
- проведения встречной проверки, предусмотренной ст. 87 НК;
- опроса свидетелей в порядке, предусмотренном ст. 90 НК;
- назначения экспертизы, проводимой на основании имеющихся у налогового органа документов, в порядке, предусмотренном ст. 95 НК.
Оформление результатов камеральной налоговой проверки. По результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе:
- сообщить налогоплательщику о выявленных в ходе проверки ошибках и несоответствиях с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок (на основании п. 3 ст. 88 НК);
- направить требование об уплате доначисленной в результате проверки суммы налога и пени.
Оформление результатов камеральной проверки в форме соответствующего акта НК не предусмотрено. Нет в нем и прямого запрета на такое действие.
5.5. Цели и методы выездных проверок
Выездная налоговая проверка предполагает ее проведение по месту деятельности проверяемого: выезд и нахождение проверяющих должностных лиц на территории или в помещении указанного лица.
Классификация видов выездной налоговой проверки. В современной практике наиболее часто используется классификация выездных налоговых проверок в зависимости от способа их проведения. По этому основанию выделяют:
• сплошную (комплексную) проверку;
• выборочную (тематическую) проверку.
Представляется возможным выделить специфические модификации выездной налоговой проверки сразу по двум критериям: в зависимости от основания проверки и от особенностей ее проведения.
К модификациям выездной налоговой проверки, выделенным на основе классификации по основанию ее проведения, относятся:
• выездная налоговая проверка, проводящаяся в связи с
реорганизацией или ликвидацией проверяемого;
• выездная налоговая проверка, осуществляемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за органом, проводившим проверку.
При использовании в качестве основы для классификации признака особенности проведения проверки следует выделить такую модификацию выездной налоговой проверки, как повторная выездная налоговая проверка.
Действующим законодательством о налогах и сборах предусмотрена возможность существования смешанных модификаций выездных налоговых проверок. Следует различать два вида выездных налоговых проверок смешанной модификации:
• повторная выездная налоговая проверка, проводимая в связи с реорганизацией или ликвидацией проверяемого;
• повторная выездная налоговая проверка, осуществляемая вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за органом, проводившим проверку.
Предметом выездной налоговой проверки является деятельность налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты одного или нескольких налогов.
Объекты выездной налоговой проверки. Основным объектом выездной налоговой проверки служат различные документы. При этом объектом проверки могут стать как документы на бумажных, так и на магнитных носителях.
Состав лиц, подлежащих выездной налоговой проверке. Выездная налоговая проверка может проводиться в отношении:
• налогоплательщика;
• налогового агента;
• плательщика сборов.
Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора).
В первоначальной редакции НК физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, были исключены из состава лиц, в отношении которых могла быть проведена выездная налоговая проверка. С принятием поправок эта норма НК была изменена, и в настоящее время, начиная с 17.08.1999, в отношении указанных лиц выездная налоговая проверка стала возможной.
Основание для проведения выездной налоговой проверки. Для осуществления выездной проверки требуется наличие специального документального решения на ее проведение. Форма решения о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается ФНС России.
Периодичность выездной налоговой проверки. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Действующий запрет не ограничивает общее число проверок, если они проводятся по разным налогам.
Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.
Установленные запреты не распространяются на выездные налоговые проверки, осуществляемые:
- в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика, плательщика сбора — организации;
- вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа.
Срок проведения выездной налоговой проверки. Согласно общему правилу выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев.
Срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, порядок же календарного исчисления сроков, установленный ст. 6.1 ПК, в этих случаях не применяется.
Основаниями для продления сроков выездной налоговой проверки признаются:
• исключительные случаи;
• наличие у проверяемого налогоплательщика-организации филиалов и представительств.
При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Доступ проверяющих на территорию и в помещения проверяемого. Проведение выездной налоговой проверки предполагает доступ проверяющих и их непосредственное нахождение на территории и в помещениях проверяемого.
Необходимость доступа проверяющих в помещение или на территорию проверяемого может быть вызвана следующими причинами:
- обеспечением проверяющим необходимых условий для проведения выездной налоговой проверки;
- принятием решения о проведении осмотра или инвентаризации имущества проверяемого;
- принятием решения о выемке документов и предметов.
Особенности процедуры доступа во всех указанных случаях зависят от правового статуса необходимого проверяющим помещения или территории. По этому критерию можно выделить: