Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
Выемка документов производится по акту, составленному должностными лицами, проводящими налоговую проверку. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов.
Копия акта о выемке документов передается проверяемому.
Лица, участвующие в процедуре выемки документов и предметов. Одним из условий возможности проведения выемки названо обязательное присутствие при проведении этой процедуры:
• понятых;
• лиц, у которых производится выемка документов и предметов.
В необходимых случаях для оказания проверяющим организационной и технической помощи для участия в производстве выемки может быть приглашен специалист.
В процессе проверки проверяющие вправе обратиться за помощью к работникам органов МВД России в случаях, если:
- проверяемый или его представители оказывают противодействие проведению процедуры изъятия документов и предметов;
- в отношении объектов изъятия создана реальная угроза их уничтожения, сокрытия и т.п.
Общий порядок проведения выемки документов и предметов. Проведение выемки документов и предметов не допускается в ночное время.
До начала выемки должностное лицо налогового органа:
- предъявляет постановление о производстве выемки;
- разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности.
Затем указанное должностное лицо предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их. В случае отказа выемка производится принудительно.
По общему правилу выемка проводится в отношении копий документов, однако в исключительных случаях изъятию могут быть подвергнуты и оригиналы.
Все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки.
Изъятие подлинников документов может быть произведено при соблюдении следующих условий:
- для проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов проверяемого;
- у проверяющих есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.
При проведении изъятия оригиналов документов с них изготавливают копии, которые заверяются проверяющим и передаются лицу, у которого они изымаются.
При невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов проверяющий передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия.
Оформление результатов выемки. По результатам выемки документов и предметов составляется соответствующий протокол.
Обязательными элементами протокола являются:
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 ПК);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 ПК);
• время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 ПК);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп. 4 п. 2 ст. 99 ПК);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99 ПК);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2 ст. 99 ПК);
• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК).
Дополнительно в протоколе (или в прилагаемых к нему описях) перечисляются и описываются все изъятые в ходе выемки документы и предметы. При этом в отношении изъятых предметов в протоколе (или прилагаемой к нему описи) должны быть обязательно указаны:
• точное наименование изъятого предмета;
• количество изъятых предметов;
• индивидуальные признаки изъятых предметов.
Дополнительно, в случае возможности определения таковой, в протокол (опись) вносится и стоимость изъятых предметов.
К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе выемки действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов выемки подтверждается подписями понятых.
После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами участвовавшими в производстве действия или присутствовавшими при его проведении.
Копия протокола о выемке документов и предметов должна быть вручена под расписку или выслана по почте лицу, у которого эти документы или предметы были изъяты.
Оригинал протокола может быть приложен к акту налоговой проверки.
6.3. Проведение осмотра
Целью проведения осмотра (обследования) является получение информации, необходимой для решения задач выездной налоговой проверки, путем установления соответствия документальной информации, предоставленной проверяемым, фактическому состоянию.
Функциональная сущность осмотра состоит во всестороннем визуальном изучении объектов осмотра.
Возможными причинами проведения осмотра в ходе выездной налоговой проверки в ПК названы:
- необходимость определения соответствия фактических данных об указанных объектах документальным данным, предоставленным налогоплательщиком (п. 2 ст. 91 НК);
- выяснение обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК).
Объекты осмотра. НК названы четыре объекта, осмотр которых возможен в рамках налоговой проверки:
• территория проверяемого налогоплательщика;
• помещения проверяемого налогоплательщика;
• документы;
• предметы.
Осмотр помещений и территорий. Налоговым органам в пп. 6 п. 1 ст. 31 НК и в п. 4 ст. 7 Закона «О налоговых органах» предоставлено право осматривать независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории:
- используемые налогоплательщиком для извлечения дохода;
- связанные с содержанием объектов налогообложения.
Проводящим налоговую проверку должностным лицом налогового органа могут быть осмотрены только те помещения и территории налогоплательщика, которые используются им для осуществления предпринимательской деятельности.
Осмотр документов и предметов. В отличие от осмотра помещений и территорий осмотр документов и предметов может производиться и вне рамок выездной налоговой проверки. К таким исключениям отнесены ситуации, когда:
- документы и предметы были получены должностным лицом налогового органа в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля;
- при согласии владельца этих предметов на проведение их осмотра.
Лица, участвующие в проведении осмотра. При проведении любого осмотра независимо от его формы в обязательном порядке должны присутствовать понятые.
Право проводить осмотр непосредственно реализуется проводящими налоговую проверку должностными лицами налогового органа.
Также имеют право участвовать в проведении осмотра:
• проверяемый (лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка);
• представитель проверяемого;
• привлеченные специалисты.
Решение о личном участии при проведении осмотра или об участии своего представителя проверяемый принимает самостоятельно.
Привлечение специалиста для участия в осмотре возможно как по инициативе проверяющего, так и проверяемого лица.
Применение специальных средств при проведении осмотра. НК предусмотрена возможность использования при проведении осмотра так называемых спецсредств. В частности, при проведении осмотра возможно использование:
• фотосъемки;
• киносъемки;
• копировальных аппаратов (для снятия копий с документов);
• иных специальных средств.
Использование специальных средств может быть осуществлено и по инициативе проверяемого лица.
Оформление результатов осмотра, О производстве осмотра составляется отдельный протокол. Обязательными элементами протокола являются:
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК);
• время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп. 4 п. 2 ст. 99 НК);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2 ст. 99 НК);
• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК).
К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
В протокол заносятся замечания понятых по произведенным в процессе осмотра действиям. Удостоверение факта, содержания и результатов осмотра подтверждается подписями понятых.
После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами участвовавшими в производстве осмотра или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол прилагается к акту налоговой проверки.
6.4. Проведение инвентаризации
Целями проведения инвентаризации являются:
• выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению;
• сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
• проверка полноты отражения в учете обязательств.
Инвентаризация имущества, принадлежащего налогоплательщику, производится в рамках выездной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов.
Правовая основа проведения инвентаризации. Налоговый кодекс не содержит специальной статьи, посвященной процедуре инвентаризации. В настоящее время этот вопрос урегулирован предписаниями «Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке», утвержденного совместным приказом МНС и Минфина России от 10.03.1999 (далее — Положение об инвентаризации имущества).
Объекты инвентаризации. В составе имущества налогоплательщика, подлежащего инвентаризации, названы:
• основные средства;
• нематериальные активы;
• финансовые вложения;
• производственные запасы;
• готовая продукция;
• товары;
• прочие запасы;
• денежные средства;
• кредиторская задолженность;
• иные финансовые активы.
В рамках налоговой проверки инвентаризация производится в отношении имущества, внесенного в соответствующий перечень. При этом инвентаризации может быть подвергнуто любое имущество налогоплательщика независимо от места его нахождения.
Документальное основание проведения инвентаризации. Основанием для проведения инвентаризации имущества является письменное распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Указанное распоряжение может быть принято руководителем или заместителем руководителя налоговой инспекции по месту нахождения:
- проверяемого налогоплательщика;
- принадлежащего проверяемому недвижимого имущества;
- принадлежащих проверяемому транспортных средств.
Перечень имущества, подлежащего инвентаризации в ходе налоговой проверки, устанавливается руководителем или заместителем руководителя налогового органа.
Лица, участвующие в проведении инвентаризации. Если этого требуют обстоятельства, представители налоговых органов имеют право при проведении инвентаризации воспользоваться профессиональной помощью: