Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
• переводчиков;
• экспертов;
• иных специалистов.
Привлечение экспертов в ходе проведения инвентаризации обязательно в случаях необходимости:
- оценки выявленных инвентаризацией неучтенных объектов;
- определения суммы увеличения или снижения балансовой стоимости объекта.
Оформление результатов инвентаризации. Все полученные в ходе инвентаризации результаты заносятся в инвентаризационные описи. Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Составленные инвентаризационные описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии, материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии и отсутствие у них каких-либо претензий к членам комиссии.
Акт инвентаризации по окончании налоговой проверки подлежит приложению к акту налоговой проверки. Акт инвентаризации составляется не менее чем в двух экземплярах.
6.5. Проведение опроса
Проведение опроса свидетеля в рамках налоговой проверки заключается в даче им показаний относительно обстоятельств, имеющих значение для осуществления налогового контроля в форме налоговой проверки, и последующей фиксации полученной информации.
Состав яиц, подвергаемых опросу в качестве свидетеля. Процедуре опроса в качестве свидетеля могут быть подвергнуты любые физические лица, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля
Опросу в качестве свидетеля могут быть подвергнуты и лица, участвовавшие в проведении отдельных действий налоговой проверки в качестве привлеченных специалистов.
Опрос не может быть проведен в отношении лиц, которые:
- в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля (пп. 1 п. 2 ст. 90 НК);
- получили информацию, необходимую для проведения налогового контроля, в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей, и подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц, в частности адвокат, аудитор (пп. 2 п. 2 ст. 90 НК).
Проведение опроса. По общему правилу опрос свидетеля производится в помещении налогового органа. До момента получения свидетельских показаний должностное лицо, проводящее опрос, обязано предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний.
При проведении опроса свидетель имеет право воспользоваться нормой п. 3 ст. 90 НК, дающей ему возможность отказаться от дачи показаний по основаниям, предусмотренным законодательством РФ. В этом случае будут задействованы нормы ст. 57 Конституции, предусматривающей возможность отказа гражданина от дачи свидетельских показаний против своих близких родственников или самого себя.
Проведение опроса свидетеля в случае невозможности его явки в налоговый орган. Налоговым кодексом предусмотрено, что опрос свидетеля может быть проведен по месту его пребывания в случаях:
- болезни свидетеля;
- старости свидетеля;
- инвалидности свидетеля;
- иных достаточных причин по усмотрению проверяющего должностного лица.
Оформление результатов опроса. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Обязательными элементами протокола являются:
• его наименование (пп. 1 п. 2 ст. 99 НК);
• место и дата производства конкретного действия (пп. 2 п. 2 ст. 99 НК);
• время начала и окончания действия (пп. 3 п. 2 ст. 99 НК);
• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол (пп. 4 п. 2 ст. 99 НК);
• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о тхэм, владеет ли он русским языком (пп. 5 п. 2 ст. 99 НК);
• содержание действия, последовательность его проведения (пп. 6 п. 2 ст. 99 НК);
• выявленные при производстве действия существенные для дела факты и обстоятельства (пп. 7 п. 2 ст. 99 НК).
Помимо указанных требований в протоколе должна быть сделана отметка о том, что перед началом дачи показаний свидетель был предупрежден об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний. Данная отметка должна быть удостоверена подписью свидетеля.
К протоколу могут прилагаться выполненные при производстве выемки документов и предметов:
• фотографические снимки и негативы;
• киноленты;
• видеозаписи;
• другие материалы.
После составления протокола он должен быть прочитан всеми лицами, участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. Указанные лица вправе делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.
Оформление протокола завершается подписанием его должностным лицом проверяющего органа, составившего протокол, а также всеми лицами участвовавшими в производстве опроса или присутствовавшими при его проведении. По окончании проверки протокол опроса свидетелей подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.
6.6. Проведение экспертизы
Причины назначения экспертизы. Экспертиза назначается в том случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные познания в науке, искусстве, технике или ремесле.
Предмет проведения экспертизы должен находиться в пределах специальных познаний эксперта. Вопросы, поставленные эксперту, не могут выходить за пределы его специальных познаний.
Формы проведения экспертизы. Нормами НК определена возможность проведения в рамках налоговой проверки трех форм экспертизы:
• первичной;
• дополнительной;
• повторной.
Первоначальной является экспертиза, назначаемая впервые по поводу разъяснения определенных вопросов.
Дополнительной признается экспертиза, назначаемая по окончании проведения первичной экспертизы при недостаточной ясности или полноте данного экспертом первоначального заключения.
Дополнительная экспертиза может быть назначена в случаях, если:
- форма ответов эксперта на поставленные вопросы при производстве первичной экспертизы подразумевает возможность неоднозначного понимания сущности и смысла таких ответов;
- ответы эксперта на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, и в связи с этим объем первоначального заключения эксперта не может быть признан полным;
- в рамках одной и той же налоговой проверки после проведения первичной экспертизы возникли новые вопросы, для разъяснения которых необходимо привлечение к участию в деле эксперта.
Проведение дополнительной экспертизы, как правило, поручается тому же эксперту, который проводил первичную экспертизу.
Повторной признается экспертиза, назначаемая при необоснованности или ошибочности первоначального заключения эксперта. Повторная экспертиза проводится в случаях:
- необоснованности заключения эксперта;
- сомнений в правильности заключения.
Проведение повторной экспертизы всегда поручается другому эксперту.
Назначение экспертизы. Экспертиза назначается соответствующим постановлением должностного лица, проводящего выездную налоговую проверку.
В постановлении о назначении экспертизы должны быть указаны:
• основания для назначения экспертизы;
• фамилия эксперта;
• наименование организации, в которой должна быть произведена экспертиза;
• перечень вопросов, поставленных перед экспертом;
• перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Постановление о назначении экспертизы подлежит включению в состав приложений к акту налоговой проверки.
По факту ознакомления проверяемого лица с постановлением о назначении экспертизы и разъяснением ему в связи с этим его прав составляется отдельный протокол,
Отвод эксперта. Право заявлять отвод эксперту как при назначении, так и в ходе производства экспертизы предоставлено проверяемому лицу.
Оформление результатов экспертизы. По результатам экспертизы эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются:
• проведенные им исследования;
• сделанные в результате их выводы;
• обоснованные ответы на поставленные вопросы.
Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
Заключение эксперта по окончании проверки подлежит обязательному приложению к акту налоговой проверки.
Отказ эксперта от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы и его последствия. Эксперт может отказаться от дачи заключения по результатам проведенной экспертизы в следующих случаях:
- если предоставленные ему материалы являются недостаточными для проведения экспертизы;
- если эксперт не обладает необходимыми знаниями для проведения экспертизы.
Отказ эксперта имеет форму сообщения о невозможности дать заключение.
6.7. Осуществление перевода
Проведение перевода может быть поручено только тому специалисту, который обладает статусом переводчика.
Переводчиком является не заинтересованное в исходе дела лицо, владеющее языком, знание которого необходимо для перевода. В том числе и лицо, понимающее знаки немого или глухого физического лица.
Назначение проведения перевода. Инициатива назначения проведения перевода согласно НК может принадлежать только должностному лицу со стороны проверяющего. Привлечение переводчика для осуществления перевода происходит на основании соответствующего вызова.
При проведении налоговой проверки лицо в качестве переводчика может быть привлечено только на договорной основе.
Обязанности переводчика заключаются:
- в обязательстве явиться по вызову назначившего его должностного лица для проведения процедуры перевода (п. 3 ст. 97 НК);
- в обязательстве точно выполнить порученный ему перевод (п. 3 ст. 97 НК).
Обязанность точно выполнить перевод предполагает осуществление по возможности дословного перевода. Если же таковая процедура невозможна в силу лингвистических особенностей языка, с которого осуществляется перевод, то основным требованием к переводу является точная передача смысла сказанного (написанного, если речь идет о переводе документа).
Оформление результатов перевода. По результатам проведения перевода оформляется соответствующий протокол. В протоколе о проведении перевода должен быть отмечен факт предупреждения переводчика об ответственности за отказ или уклонение от выполнения своих обязанностей либо за заведомо ложный перевод. Указанная запись должна быть удостоверена подписью переводчика.
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НАЛОГОВЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения
Налоговое правонарушение — это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК установлена ответственность.
Формы вины при совершении налогового правонарушения. Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий таких действий (бездействия).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.
Лица, подлежащие ответственности за совершение налоговых правонарушений. Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Среди видов налоговых правонарушений, предусмотренных действующим НК, следует прежде всего назвать:
• нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116НК);
• уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117НК);