Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
• процедуру доступа в жилые помещения;
• процедуру доступа в нежилые помещения и на территорию.
При проведении выездной налоговой проверки проверяющие могут попасть в жилое помещение:
- с согласия проживающих в нем физических лиц;
- в случаях, установленных федеральным законом;
- на основании судебного решения.
Основанием для доступа проверяющих в нежилые помещения и на территорию налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) является решение о проведении выездной налоговой проверки. Дополнительного согласия проверяемого или иных установленных законом оснований в данном случае не требуется.
Доступ на территорию и в помещения проверяемого предусмотрен для должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, при предъявлении этими лицами:
- служебных удостоверений;
- решения о проведении выездной налоговой проверки этого лица.
В случае воспрепятствования доступу проверяющих в любые (как жилые, так и нежилые) помещения или на территорию или в помещения проверяемого составляется соответствующий акт.
Состав налогово-проверочных действий. Общий перечень налогово-проверочных действий, возможных при проведении налоговой проверки, включает:
• инвентаризацию имущества налогоплательщика;
• осмотр (обследование) помещений и территорий;
• истребование документов;
• выемку документов;
• проведение опроса;
• проведение экспертизы;
• осуществление перевода.
Оформление результатов выездной налоговой проверки. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий должен составить справку о проведенной проверке. В содержании справки должны быть указаны:
• предмет проверки;
• сроки проведения проверки.
По итогам любой выездной налоговой проверки в срок не позднее двух месяцев с момента оформления справки о ее проведении должен быть составлен акт налоговой проверки. Форма и требования к составлению акта налоговой проверки устанавливаются ФНС России.
В содержании акта налоговой проверки должны быть указаны:
• документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки (или отсутствие таковых);
. • выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений;
• ссылки на статьи ПК, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Составленный акт налоговой проверки подписывается как проверяющими, так и проверяемым. Каждое приложение к акту налоговой проверки должно быть также подписано проверяющими и самим проверяемым или его представителем.
Со стороны проверяющих акт подписывает уполномоченное должностное лицо.
Подписать акт налоговой проверки от лица проверяемого имеют право:
• руководитель проверяемой организации (если в ходе выездной налоговой проверки проверялась организация);
•индивидуальный предприниматель (если в процессе выездной налоговой проверки проверялась именно его деятельность);
• представитель проверяемого (в обоих вышеуказанных случаях).
Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте.
Особенности документального оформления фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства о налогах и сборах яйцами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. При обнаружении подобных фактов (в том числе в отношении фактов совершения налоговых правонарушений) должностным лицом налогового органа должен быть составлен в установленной форме акт, подписываемый этим должностным лицом и лицом, совершившим нарушение законодательства о налогах и сборах.
Об отказе лица, совершившего нарушение законодательства о налогах и сборах, подписать акт делается соответствующая запись в этом акте. В случае, когда указанное лицо уклоняется от получения акта, должностным лицом налогового органа делается соответствующая отметка в акте.
В акте должны быть указаны:
- документально подтвержденные факты нарушения законодательства о налогах и сборах;
- выводы и предложения должностного лица, обнаружившего факты нарушения законодательства о налогах и сборах, по устранению выявленных нарушений и применению санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Порядок направления акта налоговой проверки. После подписания один из экземпляров акта остается на хранении в налоговом органе, а другой вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю или их представителям.
Акт налоговой проверки может быть передан проверяемому следующими способами:
- непосредственно вручен проверяемому или его представителю под расписку;
- отправлен по почте заказным письмом;
- передан иным способом, позволяющим подтвердить дату его получения проверяемым.
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.
Порядок предоставления объяснений и возражений налогоплательщика по результатам выездной налоговой проверки. В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих налогоплательщик может в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган:
• письменное объяснение мотивов отказа подписать акт;
• возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
К письменному объяснению (возражению) могут быть приложены или в согласованный срок переданы налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.
Порядок рассмотрения результатов выездной налоговой проверки. Акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в течение 14 дней по истечении срока, отведенного для предоставления объяснений и возражений налогоплательщика.
По истечении установленного срока в течение 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.
В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:
- о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Тема 6. НАЛОГОВО – ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
6.1. Истребование документов
Истребование документов является фактически единственным налогово-проверочным действием, возможность осуществления которого предусмотрена как при проведении камеральной, так и выездной налоговой проверки.
Процедура истребования документов в рамках налоговой проверки включает необходимость выполнения двух действий:
• направление требования о предоставлении документов;
• получение истребованного.
Целью истребования служит получение конкретизированной документально зафиксированной информации, проведение анализа которой необходимо для решения задач налоговой проверки.
Функциональная сущность истребования имеет вид властного обращения должностного лица, проводящего проверку, к проверяемому лицу с требованием предоставить, с соблюдением установленного срока, в его распоряжение конкретно определенные документы или выборки документов, необходимые для проведения дальнейшей налогово-проверочной деятельности, а также процедуру передачи проверяемым истребованного.
Объекты истребования. Налоговые органы имеют право требовать любые документы, которые служат основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов. При этом формы таких документов должны быть установлены государственными органами и органами местного самоуправления. Истребованы могут быть только те документы, которые необходимы для проведения налоге вой проверки.
Порядок предоставления истребуемых документов. Процедуру истребования документов можно условно разделить на два этапа.
Этап первый. В рамках проведения налоговой проверки проверяющее должностное лицо составляет в адрес проверяемого требование о предоставлении документов. Указанное требование должно содержать наименование необходимых проверяющему документов.
Этап второй. Проверяемый в течение пяти дней с даты получения требования направляет или выдает проверяющему надлежащим образом заверенные копии затребованных документов.
Требование о предоставлении документов. Требование предоставить необходимые для проведения проверки документы может иметь как устную, так и письменную форму. При этом несоблюдение проверяющими письменной формы требования фактически лишает их возможности:
- документально подтвердить дату направления и получения требования;
- приостановить проведение выездной налоговой проверки на срок между направлением требования и получением затребованных документов;
- привлечь к налоговой ответственности лиц, отказавшихся представить указанные в требовании документы или представивших документы позже установленного срока;
- произвести выемку документов в случае неисполнения требования об их добровольном представлении.
6.2. Выемка документов и предметов
Функциональная сущность выемки предполагает принудительное изъятие соответствующих объектов — носителей информации.
Основаниями для проведения выемки в ПК названы:
• отказ проверяемого лица, которому направлено требование, от представления запрашиваемых документов;
• непредставление запрашиваемых документов в установленные сроки.
Причинами проведения выемки документов в НК названы:
- наличие у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты[1], изменены или заменены (абз. 5 ст. 89 и пп. З п.1 ст.31НК);
- отказ налогоплательщика, плательщика сбора или на-логового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки (п. 2 ст. 93 НК).
Соотношение понятий «выемка» и «изъятие». Нередко в составе ст. 94 НК законодатель наряду с понятием «выемка» оперирует термином «изъятие», при этом не давая разъяснений, идет ли речь о тождественных понятиях, или каждое из них имеет собственное содержание. Несмотря на неоднозначную трактовку соотношения понятий «выемка» и «изъятие» в контексте ст. 94 НК, будем придерживаться позиции, что при проведении процедуры выемки статус изъятых приобретают все подлежащие выемке документы и предметы.
Объекты выемки. Выемке подлежат две категории документов:
• свидетельствующие о совершении правонарушений;
• запрошенные у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не предоставленные им в установленные сроки.
Документы и предметы, не имеющие отношения к предмету проверки, в ходе выемки изъяты быть не могут.
Документальные основания для проведения выемки. Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа. На основании этого постановления проверяющие получают право на проведение самой выемки.
В случае, если в ходе выездной налоговой проверки требуется осуществить у проверяемого лица выемку документов, проверяющими в дополнение к постановлению составляется акт выемки документов, в котором указывается полный перечень документов, подлежащих изъятию. При этом сам акт выемки документов без надлежащим образом оформленного постановления не дает проверяющим права на производство выемки.