Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:16, курс лекций
Возникновение системы налогообложения связано скорее не с процессом появления прибавочного продукта и классовым расслоением общества, а с объективно назревшей необходимостью разделения труда и профессионализации трудовой деятельности. Благо-даря системе общественного перераспределения получаемых материальных ценностей часть членов родоплеменной группы была освобождена от общеобязательного процесса добывания пищи и иных благ и получила возможность профессионально заняться выпол-нением иных общественных функций (управление, военная защита и т.д.). Как правило, на налоговые поступления в то время содержались вождь, совет старейшин, а в отдельных случаях — служители религиозного культа и та часть воинов, которая относилась к «регулярной» армии указанной общественной группы.
Общая часть. ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ...........................................................3
Тема 1. СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ………………………………………………………....3
1.1. Понятие налогов и сборов…………………………................................................3
1.2. Экономическая сущность налогов………………………………………………...4
1.3.Функции налогов и их взаимо-связь………………………………………………..8
1.4. Элементы налога и их характеристи-ка……………………………………………9
1.5. Способы уплаты налогов…………………………………………………………10
1.6. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате
налогов и сборов……………………………………………………………………….13
1.7. Порядок изменения срока уплаты налога, сбора и пе-ни………………………..18
1.8. Налоговые кредиты……………………………………………………………….23
Тема 2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА……………………………………………………....26
2.1. Принципы налогообложе-ния…………..................................................................26
2.2. Методы налогообложения……………………………………………..................27
2.3. Классификация налогов..........................................................................................27
2.4. Особенности построения налоговой системы в Рос-сии......................................29
2.5. Налоговый механизм……………………………………………………………...32
Тема 3. НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПРЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И
НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ………………………………………………………………....33
3.1. Налогоплательщики и плательщики сборов, их права и обязанно-сти………...33
3.2. Налоговые агенты как участники налоговых правоотноше-ний………………..37
3.3. Представители налогоплательщика, плательщика сборов или
налогового агента……………………………………………………………………...39
Тема 4. НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ……………………………………40
4.1. Налоговая политика государства...........................................................................40
4.2. Налоговое регулирование и его особенности в Рос-сии.......................................46
4.3. Права, обязанности и ответственность органов налоговой администра-ции….46
4.4. Состав, структура и полномочия налоговых орга-нов..........................................48
4.5. Состав и структура, права, обязанности, ответственность ФСЭНП…………..53
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирова-ния....55
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ………………………....56
5.1. Сущность и формы налогового контроля.............................................................56
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль..................................................57
5.3. Налоговые проверки, их ви-ды................................................................................58
5.4. Цели и методы камеральных проверок.................................................................59
5.5. Цели и методы выездных проверок.......................................................................60
Тема 6. НАЛОГОВО-ПРОВЕРОЧНЫЕ ДЕЙСТВИЯ………………………………….64
6.1. Истребование документов......................................................................................64
6.2. Выемка документов и предметов..........................................................................65
6.3. Проведение осмотра................................................................................................68
6.4. Проведение инвентаризации……………………………………………………..69
6.5. Проведение опроса………………………………………………………………..70
6.6. Проведение экспертизы…………………………………………………………..72
6.7. Осуществление перевода…………………………………………………………73
Тема 7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВЫХ
ПРАВОНАРУШЕНИЙ…………………………………………………………………...74
7.1. Общая характеристика налогового правонарушения..........................................74
7.2. Порядок привлечения к ответственности за совершение налогового
правонарушения..............................................................................................................75
7.3. Налоговые санк-ции..................................................................................................77
7.4. Меры административной ответственности за совершение налогового
правонарушения………………………………………………………………………..79
7.5. Уголовная ответственность за налоговые преступле-ния.....................................80
Тема 8. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ………………..........................................................82
8.1. Налог на добавленную стоимость..........................................................................82
8.2. Акцизы......................................................................................................................84
8.3. Налог на доходы физических лиц..........................................................................88
8.4. Единый социальный на-лог…………………..........................................................95
8.5. Налог на прибыль организа-ций…………………………………………………..97
8.6. Налог на добычу полезных ископаемых……………………………………….100
8.7. Водный налог…………………………………………………………………….101
8.8. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и даре-ния……...102
Тема 9. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ СБОРЫ……………………………………………………...103
9.1. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование
объектами водных биологических ресур-сов..............................................................103
9.2. Государственная пошлина………………………………………………………104
Тема 10. РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ……………………………………106
10.1. Транспортный налог...........................................................................................106
10.2. Налог на игорный бизнес....................................................................................107
10.3. Налог на имущество организаций......................................................................108
Тема 11. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ…………………………………………….110
11.1. Налог на имущество физических лиц................................................................110
11.2. Земельный налог..................................................................................................111
Тема 12. СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ………………………………...112
12.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводите-лей..................................................................................................112
12.2. Упрощенная система налогообложения.............................
- провести личный досмотр, досмотр находящихся при них вещей и досмотр принадлежащих им транспортных средств;
- произвести проверку и изъятие необходимых документов и предметов;
- проверить наличие лицензий и специальных разрешений;
- направить требование или самостоятельно произвести проверку финансово-хозяйственной документации, а также ревизию деятельности проверяемого лица;
- получить устные и письменные объяснения от проверяемых лиц;
- применять меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;
- использовать средства документирования произведенных действий.
При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных НК к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел, как и расформированная налоговая полиция, лишены НК права проводить самостоятельно налоговые проверки в режиме налогового контроля.
Расследуя дело о налоговом преступлении, должностные лица органов внутренних дел, помимо вышеуказанных действий, имеют возможность:
- вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции;
- подвергать приводу в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;
- производить в предусмотренных законом случаях и порядке уголовно-процессуальные действия;
- задерживать и содержать под стражей в соответствии с уголовно-процессуальным законом лиц, подозреваемых в совершении преступления;
- осуществлять оперативно-розыскную деятельность в соответствии с федеральным законом.
4.6. Полномочия финансовых органов в сфере налогового администрирования
В рамках формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти на основании Указа Президента РФ от 09.03.2004 Минфину России были переданы функции налоговых органов по принятию нормативных правовых актов в налоговой сфере, а также по ведению разъяснительной работы в отношении законодательства РФ о налогах и сборах. Ранее Минфин России отвечал преимущественно лишь за формирование общегосударственной политики в сфере налогообложения.
В результате федеральные, региональные и местные финансовые органы получили полномочия по ведению разъяснительной работы по вопросам применения налогового законодательства. Законодатель разграничивает сферу компетенции этих органов в зависимости от уровня нормативного акта законодательства о налогах и сборах, подлежащего разъяснению.
В настоящее время Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в том числе функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности.
Минфин России полномочен давать разъяснения только по вопросам применения актов законодательства о налогах и сборах федерального уровня. В дополнение к указанной обязанности этот финансовый орган утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.
Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора, федеральной службы финансово-бюджетного надзора и федеральной службы по финансовому мониторингу, а также контроль за исполнением Федеральной таможенной службой нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Что же касается применения регионального или местного законодательства о налогах и сборах, то за разъяснением указанных актов необходимо обращаться соответственно в уполномоченные в области финансов органы исполнительной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления.
Следует помнить, что региональные и местные финансовые органы не входят в систему Минфина России, а подчиняются руководству исполнительной власти субъекта РФ или муниципального образования.
Тема 5. ФОРМЫ И МЕТОДЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ
5.1. Сущность и формы налогового контроля
Налоговый контроль — вид контроля, выделяемый по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля служат границы самой налоговой сферы.
Теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов теории налогового администрирования.
Налоговый контроль — это особая разновидность контроля, реализуемого в налоговой сфере, цели и основные задачи которого имеют четко выраженный налоговый характер, а их достижение осуществляется посредством функционирования особой системы в специфическом правовом поле в отношении ограниченного контингента контролируемых лиц и объектов контроля, при соблюдении установленных условий для выполнения контрольных процедур.
Налоговый контроль в Российской Федерации — это особая разновидность контрольного процесса, реализуемая органами государственной налоговой администрации России в пределах своей компетенции в специфическом правовом поле налогового законодательства в отношении лиц, признаваемых налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами (табл. 5.1).
Налоговый контроль является одним из элементов государственного налогового администрирования. Его цели и основные задачи отличает четко выраженный налоговый характер, а их непосредственное достижение и руководство самим процессом налогового контроля становится возможно посредством реализации взаимосвязанной системы мероприятий и процедур, действий и операций, приемов, способов и методик контрольного, проверочного, аналитического и процессуального характера.
Таблица 5.1
Состав органов, осуществляющих налоговый контроль в Российской Федерации (1999—2004 гг.)
Название
| С 1.01.1999
| С 16.08.1999
| С 1.01.2001
| С 1.01.2004
|
Налоговые органы Таможенные органы Органы внебюджетных фондов*
| + - - | + + + | + + (+) | + - (+) |
* С 1 января 2001 г. компетенция органов государственных внебюджетных фондов существенно ограничена за счет передачи налоговым органам полномочий по осуществлению налогового контроля в отношении единого социального налога (взноса). Тем не менее право осуществлять налоговый контроль до 2004 г. за ними сохранялось.
Под формой налогового контроля следует понимать относительно устойчивый комплекс определенных мероприятий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих налоговому контролю субъектов.
Содержание нормы ст. 82 «Формы налогового контроля» представляет собой контаминацию понятий, имеющих совершенно различную природу и сущность. Если налоговые проверки действительно относятся к категории форм налогового контроля, то все остальные элементы, перечисляемые в п. 1 ст. 82 НК, — не что иное, как методы налогового контроля, используемые при реализации той или иной его формы.
Именно методами налогового контроля, а не его формами являются упоминаемые в статье:
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).
Главная отличительная черта методов налогового контроля от его форм заключается в том, что методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо определенной формы налогового контроля.
Можно выделить четыре формы налогового контроля:
• учет налогоплательщиков;
• контроль налоговых поступлений;
• контроль соответствия расходов и доходов налогоплательщиков;
• налоговые проверки.
Каждая из указанных форм имеет свое предназначение в единой системе налогового контроля.
5.2. Органы, осуществляющие налоговый контроль
На протяжении действия НК состав субъектов, наделяемых полномочиями в области осуществления налогового контроля, неоднократно изменялся. В первоначальной редакции НК (ч. 1: Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ) реализация налогового контроля была возложена единолично на налоговые органы.
В 1999 г. в состав субъектов налогового контроля были дополнительно включены таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.
На этапе принятия ч. 2 НК полномочия органов внебюджетных фондов в сфере налогового контроля были ограничены. С 01.01.2001 в соответствии с нормами ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000 № 118-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации. При этом в отношении плательщиков единого социального налога (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные НК мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, проводят зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК.
Хотя органы внебюджетных фондов и были сохранены до середины 2004 г. в составе субъектов налогового контроля, воспользоваться этим правом они практически не могли. Ранее они осуществляли налоговый контроль в отношении уплаты страховых взносов, но с введением ч. 2 НК эти выплаты были заменены на уплату единого социального налога (ЕСН), контроль за поступлением которого был передан налоговым органам.
В свою очередь, иные взносы, помимо ЕСН, уплачиваемые в государственные внебюджетные фонды, к налоговым платежам не относятся, и на них действие НК не распространяется. Таким образом, при наличии права осуществлять налоговый контроль органы внебюджетных фондов фактически были лишены объектов для такого контроля.
Очередное изменение состава субъектов налогового контроля произошло в связи с принятием в 2003 г. нового Таможенного кодекса РФ. С 01.01.2004 вступила в законную силу предусмотренная в составе заключительных положений ТК (разд. 4 «Заключительные положения», ст. 438) норма, исключающая упоминание о таможенных органах из состава ст. 82 НК. Следовательно, с этого момента таможенные органы не являются и субъектами, осуществляющими налоговый контроль.
5.3. Налоговые проверки, их виды
Общая характеристика и особенности проведения налоговой проверки в рамках налогового контроля. Одной из особенностей процедуры проведения налоговой проверки в Российской Федерации является объединение законодателем в рамках указанного процесса решения задач как контрольно-проверочного, так и аналитического характера, относимых к сфере налогового расследования. Проведение налоговой проверки позволяет органам налоговой администрации не только проконтролировать соблюдение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами их обязанностей по исчислению и уплате налоговых платежей, но и в случае выявления фактов нарушения этих обязанностей выяснить причины таких отклонений.
Заметим, что в рамках проведения налоговой проверки при решении задач контрольно-проверочного характера и задач, касающихся налогового расследования, налоговые органы пользуются одним и тем же набором процедур, поэтому разграничить указанные виды деятельности на практике зачастую достаточно сложно.
При проведении налоговой проверки граница между решением задач контрольно-проверочного характера и задач налогового расследования в правовом режиме налогового законодательства проявляется в момент выявления факта отклонения действий проверяемого лица от норм законодательства. До момента выявления этого факта проведение налоговой проверки имеет четко выраженный контрольно-проверочный характер. Заметим, что если факт отклонения так и не будет выявлен, то налоговая проверка не выйдет за пределы контрольно-проверочной сферы.