Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций
Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения
Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
10) По времени уплаты налоги бывают периодические и разовые. Под периодическими налогами подразумеваются такие налоги, платежи по которым осуществляются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким либо видом деятельности, приносящей доход. Например, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др. уплачиваются с определенной периодичностью. Кроме того, по периодическим налогам всегда устанавливается налоговый период. К разовым налогам обычно относятся налоги, уплата которых связана с наступлением каких либо нерегулярных событий, не образующих систему. Например, к разовым налогам относится налог на наследование и дарение, разовые сборы.
11) По методу взимания налогов. В практике налогообложения применяется несколько методов взимания налогов:
• метод начисления (декларационный метод);
• метод удержания;
• кадастровый метод.
При использовании декларационного метода, налогоплательщик должен представить в налоговый орган налоговую декларацию. Налоговая декларация официальное документальное заявление налогоплательщика о полученных им доходах, наличии имущества и т.п. за определенный период времени. Этот метод получил наибольшее распространение при взимании налогов в РФ НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.
Второй метод взимания налога заключается в том, что он удерживается у источника выплаты дохода. Лицо (налоговый агент), выплачивающее доход другому лицу, обязано одновременно производить удержание налога. Метод удержания применяется при взимании налога на доходы физических лиц, при налогообложении доходов, полученных в виде дивидендов, процентов. Данный метод облегчает осуществление контроля за правильностью исчисления налога и снижает риск уклонения от его уплаты.
При кадастровом методе сумма налогового платежа определяется на основе данных кадастра, который представляет собой документ, устанавливающий перечень типичных объектов, классифицируемых по внешним признакам, а также среднюю доходность объекта обложения. Например, этот метод используется при исчислении единого налога на вмененный доход.
Вопрос №18. Налоговые льготы как важнейший элемент налогового планирования.
Понятие налоговой льготы. Категории налогоплательщиков. Система налоговых льгот. Формы и способы предоставления льгот. Влияние налоговых льгот на развитие экономики.
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог и сбор либо уплачивать их в меньшем размере (ст.56 НК РФ).
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.
НК РФ определяет налоговую льготу как преимущество, предоставляемое отдельным категориям налогоплательщиков по сравнению со всеми другими налогоплательщиками.
Налоговые льготы могут состоять в уменьшении размера подлежащего уплате налога, предоставлении отсрочки налогового платежа.
Отсрочка налогового платежа (ст.64 НК РФ) представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных гл.9 НК РФ ( Глава 9 НК РФ. Изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени), на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Отсрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства РФ. Отсрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ ( Кудрин Алексей Леонидович – министр финансов – это для справки, на всякий случай).
Отсрочка по уплате налога может быть предоставлена по одному или по нескольким.
Отсрочка по уплате налога может быть предоставлена заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер. Перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации;
6) основания для предоставления отсрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом РФ.
Решение о предоставлении отсрочки по уплате налога с указанием оснований подается в соответствующий уполномоченный орган. К этому заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие оснований. Копия указанного заявления направляется заинтересованным лицом в пятидневный срок в налоговый орган по месту его учета. Решение о предоставлении отсрочки по уплате налога или об отказе в её предоставлении принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами гос-ых внебюджетных фондов) в течение одного месяца со дня получения заявления заинтересованного лица. По ходатайству заинтересованного лица уполномоченный орган вправе принять решение о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности заинтересованным лицом. Копия такого решения предоставляется заинтересованным лицом в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня принятия решения.
Отличительным признаком налоговой льготы служит то, что она дает определенные преимущества именно отдельным категориям налогоплательщиков. Это подразумевает, что все остальные налогоплательщики определяют соответствующий объект налогообложения, исчисляют налоговую базу и сумму налогов в полном объеме согласно установленным законом общим правилам.
Существуют некоторые положения закона, которые предусматривают, что те или иные виды деятельности, те или иные хозяйственные операции не подлежат обложению налогом, либо предоставляют всем налогоплательщикам право произвести определенные вычеты. Такие положения не причисляются к налоговым льготам.
Нормы такого рода входят составной частью в совокупность адресованных каждому налогоплательщику правил, которые устанавливают порядок определения конкретного объекта налогообложения и исчисления налоговой базы по данному объекту.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить её использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии со ст.19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Чрезвычайно актуальна проблема – носит ли использование налоговых льгот заявительный характер, и если да, то в какие сроки может быть заявлено об использовании той или иной льготы. Налоговые органы в большинстве случаев настаивали на том ,что налогоплательщик обязан заявить о своем намерении использовать в конкретном периоде налоговую льготу и такое заявление должно быть сделано в ходе исчисления подлежащего уплате налога за соответствующий период.
Установление и отмена льгот осуществляется следующим образом:
Организация имеет возможность получить инвестиционный налоговый кредит.
Инвестиционный налоговый кредит (ст.66 НК РФ) – это изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
2)осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
3)выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению;
4)выполнение организацией государственного оборонного заказа (вступил в силу с 01.01.2009г.)
Основания для получения
инвестиционного налогового
Виды налоговых льгот:
Влияние налоговых льгот на развитие экономики.
Самой большой ошибкой законодателей является - отмена налоговых льгот, и, прежде всего инвестиционной налоговой льготы.
До 1 января 2002 года при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль уменьшалась на сумму фактически произведенных затрат, направленных предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам. Воспользовавшись указанной льготой, налогоплательщик мог уменьшить налог на прибыль до 50 процентов.
Налоговая льгота является экономической категорией. В законодательстве многих стран мира налоговые льготы играют существенную роль и используются как инструмент проведения государством экономической политики, поощрения развития приоритетных экономических направлений. Российские законодатели и Минфин России сочли возможным исключить льготы при налогообложении прибыли, что является совершенно неправильным. Таким образом, государство фактически самоустранилось от стимулирования инвестиций налоговыми методами.
Главнейшая задача развития экономики - это удвоение валового продукта страны к 2010 году. Не стоит вдаваться в подробности расчета экономических показателей ежегодного прироста ВВП или реальных сроков выполнения поставленной задачи. Решение этой задачи лежит через обеспечение длительного поступательного развития страны. Реальна ли эта задача? Да.
Необходимо коренным образом изменить структуру производства, поднять значение обрабатывающих отраслей промышленности, сельского хозяйства и капитального строительства. Российские промышленные организации должны изготавливать продукцию на базе высоких наукоемких технологий, выйти с этой продукцией на внешний рынок. Безусловно, это не произойдет сразу. Для этого нужны инвестиции в экономику.
Государство имеет не так уж много возможностей, чтобы влиять на поведение и действия отдельных хозяйствующих субъектов. В условиях рыночной экономики каждая организация определяет самостоятельно свою линию поведения. Роль государства состоит в том, чтобы определить приоритеты развития и поощрять тех, кто в соответствии с этими приоритетами действует. Каким образом поощрять? Естественно, не путем прямого инвестирования в отдельные организации. Это приведет к возникновению различных вопросов и недовольства со стороны других собственников, не получивших государственные инвестиции. Речь идет об умелом использовании такого инструмента, находящегося целиком и полностью в руках государства, как налоговая система. Внутри налоговой системы наиболее действенным стимулом для поощрения приоритетных направлений развития экономики являются налоговые льготы. Рассматривая другие элементы налогообложения можно убедиться в их нейтральности. Например, одной из составляющих любого налога является налоговая ставка. С 1 января 2002 года произошло существенное снижение ставки налога на прибыль ( с 35 % до 24%). Ставка налога на прибыль в 24% создала потенциальную возможность для расширения производства за счет того, что большая часть прибыли остается в распоряжении предприятия. А что произошло в результате такого снижения? Да практически ничего.