Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

Налоговая льгота является активно действующим элементом, побуждающим хозяйствующий субъект инвестировать прибыль в развитие собственной производственной базы, что, в свою очередь, приведет к увеличению налоговой базы и поступлений налога на прибыль в бюджете будущем. Другого пути нет. Об этом давно говорят ученые Российской академии наук. Это подтверждает опыт многих стран мира, которые через реализацию механизма налоговых льгот оживляли экономику, меняли направления производства.

Возврат к инвестиционной льготе поможет решить часть проблем, несвязанных напрямую с пополнением бюджета. Это и снижение уровня безработицы за счет создания новых рабочих мест, и улучшение экологической обстановки, и снижение рисков техногенных катастроф, возникающих при эксплуатации изношенного оборудования, и так далее.

Из последних докладов Минэкономразвития России следует, что в России в последние годы наблюдается снижение инвестирования прибыли в реальный сектор экономики. И существенное влияние на этот процесс оказала отмена инвестиционной налоговой льготы.

Не надо бояться коррупции при установлении налоговых льгот. К коррупции вел порядок установления льгот, действовавший в начале 90-х годов. А именно, когда на уровне исполнительной власти решался вопрос о предоставлении льгот конкретному налогоплательщику. Но позднее было установлено, что льготы могут предоставляться не отдельным налогоплательщикам, а только категориям налогоплательщиков. Это же положение закреплено в части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

От политики отмены налоговых льгот необходимо немедленно отказаться. Если этого не сделать, если продолжать следовать курсу, взятому на тотальную отмену налоговых льгот, то выполнение основной задачи развития экономики будет весьма затруднено.

Но при возврате к инвестиционной льготе в рамках главы 25 НК РФ необходимо определить четкий алгоритм ее предоставления, исключающий неоднозначное трактование нормы со стороны налоговых органов и налогоплательщиков. При этом целесообразно проанализировать опыт применения такой льготы в условиях действия Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций": причины налоговых споров и возможные "лазейки" для снижения налоговых выплат при использовании инвестиционной льготы.

 

(Дополнительная  информация  в качестве примера по налоговым  льготам) Категории налогоплательщиков, имеющие право на налоговые льготы на примере ЕСН, Земельного налога и по Государственной пошлине:

  1. по ЕСН от уплаты налога освобождаются:
  • физическое лицо, являющееся инвалидом 1, 2 или 3 группы;
  • общественные организации инвалидов ,среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, их региональные и местные отделения;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а доля з/п инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
  • учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов.
  1. по Земельному налогу освобождаются от уплаты:
  • религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания ,строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения;
  • общероссийские организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%;
  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;
  • организации – в отношении земельных участков, занятых гос-ми автомобильными дорогами общего пользования;
  • ФЛ, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири, Дальнего Востока РФ;
  • и др.
  1. по Государственной пошлине от уплаты освобождаются:
  • федеральные органы гос-ой власти, гос-ые внебюджетные фонды РФ, бюджетные учреждения и организации ,полностью финансируемые из фед-ого бюджета, редакции средств массовой информации, за искл. Средств массовой информации рекламного характера и эротического характера, общероссийские общественные объединения, религиозные объединения, политические партии;
  • суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи;
  • Центральный Банк РФ;

ФЛ – Герои Сов. Союза, Герои РФ, участники и инвалиды ВОВ, малоимущие ФЛ и др

Вопрос 19. Порядок исчисления налога

 

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Форма налогового уведомления устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

 

Статья 54. Общие вопросы исчисления налоговой базы

1. Налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе  данных регистров бухгалтерского  учета и (или) на основе иных  документально подтвержденных данных  об объектах, подлежащих налогообложению  либо связанных с налогообложением.

При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).

В случае невозможности определения периода совершения ошибок (искажений) перерасчет налоговой базы и суммы налога производится за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки (искажения).

2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские  кабинеты, исчисляют налоговую базу  по итогам каждого налогового  периода на основе данных учета  доходов и расходов и хозяйственных  операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

3. Остальные налогоплательщики - физические  лица исчисляют налоговую базу  на основе получаемых в установленных  случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о  суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а  также данных собственного учета  полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным  формам.

5. В случаях, предусмотренных настоящим  Кодексом, налоговые органы исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе  имеющихся у них данных.

 

Сроки уплаты налогов и сборов

1. Сроки уплаты налогов и сборов  устанавливаются применительно  к каждому налогу и сбору.

Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

2. При уплате налога и сбора  с нарушением срока уплаты  налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Сроки уплаты налогов и сборов  определяются календарной датой  или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами  и днями, а также указанием  на событие, которое должно наступить  или произойти, либо действие, которое  должно быть совершено. Сроки  совершения действий участниками  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, устанавливаются  настоящим Кодексом применительно  к каждому такому действию.

4. В случаях, когда расчет налоговой  базы производится налоговым  органом, обязанность по уплате  налога возникает не ранее  даты получения налогового уведомления.

 

Статья 58. Порядок уплаты налогов и сборов

1. Уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога  либо в ином порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом и другими  актами законодательства о налогах  и сборах.

2. Подлежащая уплате сумма налога  уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком  или налоговым агентом в установленные  сроки.

3. В соответствии с настоящим  Кодексом может предусматриваться  уплата в течение налогового  периода предварительных платежей  по налогу - авансовых платежей. Обязанность  по уплате авансовых платежей  признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.

В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Кодекса.

Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

4. Уплата налога производится в  наличной или безналичной форме.

При отсутствии банка налогоплательщики (налоговые агенты), являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги через кассу местной администрации либо через организацию федеральной почтовой связи.

В этом случае местная администрация и организация федеральной почтовой связи обязаны:

- принимать  денежные средства в счет уплаты  налогов, правильно и своевременно  перечислять их в бюджетную  систему Российской Федерации  на соответствующий счет Федерального  казначейства по каждому налогоплательщику (налоговому агенту). При этом  плата за прием денежных средств  не взимается;

- вести учет принятых в счет  уплаты налогов и перечисленных  денежных средств в бюджетную  систему Российской Федерации  по каждому налогоплательщику (налоговому  агенту);

- выдавать при приеме денежных  средств налогоплательщикам (налоговым  агентам) квитанции, подтверждающие  прием этих денежных средств. Форма квитанции, выдаваемой местной администрацией, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- представлять  в налоговые органы (должностным  лицам налоговых органов) по их  запросам документы, подтверждающие  прием от налогоплательщиков (налоговых  агентов) денежных средств в счет  уплаты налогов и их перечисление  в бюджетную систему Российской  Федерации.

Денежные средства, принятые местной администрацией от налогоплательщика (налогового агента) в наличной форме, в течение пяти дней со дня их приема подлежат внесению в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.

В случае, если в связи со стихийным бедствием или иным обстоятельством непреодолимой силы денежные средства, принятые от налогоплательщика (налогового агента), не могут быть внесены в установленный срок в банк или организацию федеральной почтовой связи для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации, указанный срок продлевается до устранения таких обстоятельств.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим пунктом обязанностей местная администрация и организация федеральной почтовой связи несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Лекции по "Налогам"