Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций
Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения
Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
Наиболее полное определении налога дано в первой части Налогового Кодекса РФ. Статья 8 Кодекса определяет
«Налог-это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством платеж, уплачиваемый организациями и физическими лицами в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.
В настоящее время в экономической науке нет единой устоявшейся точки зрения на количество выполняемых налогом функций. При этом одни ученые называют только две такие функции – фискальную и экономическую, полагая, что они охватывают весь спектр налоговых отношений и их влияние как на экономику в целом, так и на отдельные хозяйствующие субъекты. По мнению других, кроме фискальной функции налоги выполняют, по меньшей мере, еще три: распределительную, стимулирующую и контрольную.
Однако, не упрощая данную проблему, все же выделяют четыре функции налога: фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную.
1) фискальная функция (лат. – государственная казна) является функцией налога. Фиском в Древнем Риме называлась военная касса, где хранились предназначенные к выдаче деньги. С конца 1 в. Фиском стала называться частная казна императора, находившаяся в ведении чиновников и пополнявшаяся доходами с императорских провинций.
Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые, согласно действующему законодательству, обязаны платить налоги. Она изначально характерна для любой налоговой системы, для любого налога. Часто считается, что все остальные функции налогов в какой-то мере являются произвольными фискальной, поскольку фискальная направленность налога хотя и не является исключительной, но всегда остается основообразующей.
Благодаря фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта. Ведь, в конечном счете, с помощью фискальной функции налогов происходит огосударствление строго необходимой части стоимости ВВП.
При этом с развитием
2) наиболее тесно связана с
фискальной функцией налога
Несомненно, особо важным представляется направление перераспределяемых финансовых ресурсов в инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие сектора экономики с длительными сроками окупаемости затрат, т.е. переложение повышенных рисков с экономических субъектов на государство. Система налоговых ставок, права органов государственной субъектов Федерации и местного самоуправления позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по территориям страны.
Устанавливая систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение доходов своих граждан, направляя часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части населения на содержание наименее обеспеченной.
3) как активный участник
Налоги в существенной мере влияют на уровень и структуру совокупного спроса, который в свою очередь может содействовать как развитию производства, так и его сдерживанию. От уровня налогов зависит во многом соотношение между издержками производства и ценой продукции, которое является определяющим для производства. Влияние налогов на совокупный спрос осуществляется также через налоговое регулирование оплаты труда.
С помощью налогов государство целенаправленно влияет на развитие экономики и ее отдельных отраслей, структуру и пропорции общественного воспроизводства, накопление капитала, ресурсосбережение. В этом проявляется тесная связь стимулирующей и распределительной функций налогов.
4) с распределительной и
Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет. Одновременно контрольная функция налогов препятствует уклонению от уплаты налогов и покрывает финансовую основу теневой экономики. Именно контрольная функция обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством своих функций.
Таким образом, экономическая сущность налога проявляется через фискальную, стимулирующую, распределительную и контрольную функции.
Вопрос 17. Классификация налогов
Классификация налогов это группировка налогов, обусловленная их назначением, методами взимания, источниками уплаты, характером применяемых ставок и др. признаками. Она позволяет установить их различия и сходство, свести их к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность признаков классификации налогов имеет то положительное значение, что один и тот же конкретный налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует всестороннему его познанию.
Существую различные признаки классификации налогов. Наиболее распространенными являются:
1) В зависимости от способа взимания налогов они делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги это налоги, взимаемые с доходов или имущества налогоплательщика. У прямого налога субъект и носитель налога одно лицо. Величина прямого налога зависит от суммы дохода или стоимости имущества. К таким налогам относятся, например, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и физических лиц и др. Косвенные налоги это налоги на товары (работы, услуги), установленные в виде надбавки к цене или тарифу (НДС, акцизы, таможенные пошлины и др.). Следовательно, косвенные налоги, в отличие от прямых налогов, непосредственно не связаны с доходами (стоимостью имущества) налогоплательщика.
Кроме того, плательщиком прямых налогов является лицо, которое получает доход или имеет в собственности имущество, а окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товаров, на которого налог перекладывается путем надбавки к цене.
2) По объекту налогообложения налоги могут быть классифицированы на:
• налоги, взимаемые с доходов (выручки, прибыли (дохода) заработной платы), к числу которых относятся НДС, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др;
• налог с имущества (организаций и граждан);
• налоги с определенных видов операций, сделок и деятельности, налог на операции с ценными бумагами и др.
3) По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:
• налоги, взимаемые только с физических лиц, налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и некоторые другие;
• налоги, взимаемые только с юридических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и др.;
• налоги, взимаемые как с физических, так и юридических лиц, единый социальный налог, налог на землю, транспортный налог, налог на операции с ценными бумагами и др.
4) По степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов они делятся на федеральные, региональные и местные.
Федеральные налоги и сборы устанавливаются и вводятся высшим органом государственной (законодательной) власти РФ. Они взимаются на всей территории страны. Региональные и местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся законодательными (представительными) органами субъектов РФ и представительными органами местного самоуправления. Например, к федеральным налогам и сборам, в соответствии со ст. 13 НК РФ, относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, таможенная пошлина и таможенные сборы, водный налог и др.; к региональным (ст. 14 НК РФ) налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес и др.; к местным (ст. 15 НК РФ) налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог на наследование или дарение и др.
5) По принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленными называют налоги и сборы, поступления от которых на длительный период полностью или в частях закрепляются в качестве доходного источника конкретного бюджета (бюджетов). Например, к закрепленным налогам и сборам относятся: таможенные пошлины и сборы, НДС и иные платежи, зачисляются в доходную часть федерального бюджета, а также большинство местных налогов и сборов.
Регулирующие это налоги и сборы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты разных уровней, в целях перераспределения средств между бюджетами для покрытия дефицита. К таким налогам относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ нормативы отчислений должны устанавливаться не менее чем на три года. Распределение поступлений федеральных налогов и сборов по звеньям бюджетной системы устанавливается законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
6) По целевой направленности
использования налоговых
Целевые налоги могут вводиться государством также в особых случаях. Например, как это было с налогом на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, средства которого расходовались на общественное воспитание и содержание детей в детских учреждениях, а также на оказание помощи многодетным семьям.
7) По источнику уплаты налогов они делятся на:
• налоги, включаемые в стоимость продукции (работ, услуг) и оплачиваемые ее потребителями (НДС, акцизы);
• налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (единый социальный налог, земельный налог, плата за пользование водными объектами в пределах установленных лимитов (водный налог) и др.);
• налоги, относимые на финансовый результат (налог на имущество организаций, налог на рекламу и др.);
• налоги, уплачиваемые за счет прибыли (дохода), налог на прибыль организаций. Плата за сверхнормативные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, пени и штрафы за нарушение налогового законодательства уплачиваются за счет той части прибыли, которая поступает в распоряжение предприятий после уплаты налога на прибыль и др. обязательных платежей.
• налоги, уплачиваемые за счет заработной платы, налоги, взимаемые с физических лиц.
8) По степени налогообложения выделяют следующие группы налогов:
• пропорциональные налоги, когда тяжесть налогообложения изменяется пропорционально росту доходов или величины объекта. К этой группе налогов относятся, например, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др.;
• прогрессивные налоги, когда тяжесть налогообложения возрастает с ростом размеров дохода или другого объекта налогообложения. К данной группе относятся: транспортный налог, налог на игорный бизнес, налог на наследование или дарение и др.;
• регрессивные налоги, когда тяжесть обложения снижается с ростом дохода или иного объекта обложения, единый социальный налог.
9) По времени действия налоги бывают регулярные и чрезвычайные. К регулярным относятся такие налоги, которые действуют в течение длительного периода времени. При введении регулярных налогов как правило не оговаривается срок их действия (налог на прибыль, НДС, налог на имущество и др.). К чрезвычайным налогам относятся налоги, введение которых вызвано наступлением каких либо чрезвычайных обстоятельств войны, стихийные бедствия и т.п. Обычно при введении таких налогов особо оговаривается либо период, в течение которого будет взиматься тот или иной налог, либо момент окончания чрезвычайного обстоятельства. Чрезвычайные налоги особо популярны были в нашей стране в периоды Первой и Второй мировых войн.