Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

 

Статья 57 Конституции РФ определяет, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом Конституция РФ не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти.

В соответствии со ст. 1 НК РФ законодательство о налогах и сборах включает:

  1. Федеральное законодательство о налогах и сборах:

а) НК РФ

б) иные, принятые в соответствии с НК РФ, федеральные законы о налогах и сборах

  1. Региональное законодательство о налогах и сборах:

а) законы субъектов РФ, принятые в соответствии с НК РФ

б)иные нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ

3) нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  представительными органами местного  самоуправления.

Акты органов исполнительной власти не включены в законодательство о налогах и сборах.

Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы МСУ в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Налог и сбор может быть установлен только законом. Налоги, которые взимаются не на основании закона не могут считаться законно установленными.

НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

  1. виды налогов и сборов, взимаемых в РФ
  2. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов
  3. Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов.
  4. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений., регулируемых законодательством о налогах и сборах
  5. Формы и методы налогового контроля
  6. Ответственность за совершение налоговых правонарушений
  7. порядок обжалования актов налоговых органов и  действий (бездействий) их должностных лиц

Налоговое законодательство - совокупность норм, содержащихся в законах РФ и субъектов РФ, актов органов МСУ, которые устанавливают систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и т.д.

Налоговые правоотношения – это общественные правоотношения в финансовой области, которые регулируются нормами налогового права. Они возникают по поводу взимания налогов с организаций и граждан и иных категорий налогоплательщиков.

Согласно п.2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отноешнпя по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ и отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основное содержание налогового правоотношения – это обязанность налогоплательщика по внесению в бюджетную систему денежной суммы  в соответствии с установленными ставками и в конкретно определенные сроки, а обязанность компетентных органов- обеспечить уплату налогов.

Методом регулирования налоговых правоотношений является метод властных предписаний. Заключается он в том, что права и обязанности участников налоговых правоотношений определяются законами и иными нормативными актами.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, согласно п.9 НК РФ являются:

  1. налогоплательщики или плательщики сборов;
  2. налоговые агенты
  3. налоговые органы
  4. таможенные органы
  5. сборщики налогов и сборов
  6. органы государственных внебюджетных фондов.

Признаки налоговых правоотношений:

1. имущественный характер

2. односторонняя обязанность

3. субъективная определенность  –налоговое обязательство имеет  строго определенный состав участников. Платеж всегда производится адресно

4. активность. Налоговое обязательство-правоотношение  активного типа. Налогоплательщик  обязан совершить действие- заплатить  налог, а налоговый орган имеет  право требовать выполнения этой  обязанности.

5. Целенаправленность. Налогоплательщик  вносит платежи в пользу государства  для формирования ресурсов субъектов  публичной власти

6. Гарантированность . Налоговое обязательство  понуждается санкциями

7. Положительное содержание. Налоговому  обязательству  не свойственны  требования воздержания от совершения  действий.

 

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.

Акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

С 1 января 2009 г. вступает в силу норма п. 5 статьи 101.2 Налогового кодекса РФ, устанавливающая, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

В результате с 01.01.2009 вступает в силу новый порядок обжалования решений налоговых органов. В соответствии с п. 5 ст. 101.2 НК РФ решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется с того дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу. Это положение было закреплено п. 75 ст. 1 и п. 16 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров» (в редакции Федерального закона от 30.11.2006 № 268-ФЗ).

До 01.01.2009 налогоплательщики еще имеют право обжаловать решение о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения одновременно в вышестоящий орган и в суд в соответствии с п. 1 ст. 138 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 138 НК РФ судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Постановлением Президиума ВАС РФ от 04.10.2005 № 7445/05 было разъяснено, что налогоплательщик вправе оспорить нормативный правовой акт, принятый налоговым органом, несмотря на то, что у него имеется возможность оспорить в судебном порядке конкретные действия налоговых органов, основанные на положениях такого акта.

Следовательно, в случае обращения организации или индивидуального предпринимателя с заявлением непосредственно в арбитражный суд при оспаривании «решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» арбитражный суд, начиная с 01.01.2009, будет оставлять такое заявление без рассмотрения, указав, что истцом (заявителем) не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком в соответствии с ч. 2 ст. 148 АПК РФ.

Таким образом, с 01.01.2009 Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в суд по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены судом в порядке, установленном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

В случае обжалования актов налоговых органов, действий их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган по заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены по решению вышестоящего налогового органа.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному

 

Вопрос 6. Структура налогового законодательства РФ.

Общая характеристика налогового кодекса. Основные виды законодательных актов области налогов и сборов и их действие во времени; приказы, инструкции МинФин РФ.

 Налоговый кодекс занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные правовые акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия НК РФ. В настоящее время НК РФ состоит из 2х частей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанности по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действия или бездействия  должностных лиц. Вторая часть регулирует порядок введения и взимания конкретных видов налогов. Налоговый кодекс РФ рассчитан на применение в качестве нормативного правового акта прямого действия, исключающего как правило, детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами.

Под нормативным правовым актом  следует понимать изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, который содержит правовые акты.

К нормативным правовым актам –источникам налогового права – относятся:

Международные договоры.

1) нормативные правовые акты  законодательных (представительных) органов  государственной власти:

А) Конституция РФ

Б) НК РФ

В) другие, принятые в соответствии с НК РФ, федеральные законы о налогах и сборах

Г) законы субъектов РФ

Д) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами субъектов РФ

Е) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами МСУ.

Особенности нормативных правовых актов законодательных (представительных) органов гос. Власти:

  • надлежащая форма. Нормативные акты о налогах и сборах на федеральном и региональном уровнях могут иметь исключительно форму закона. На местном уровне акты о налогообложении чаще всего имеют форму решений;
  • закон (нормативный акт) о налогах должен приниматься с соблюдением определенного порядка, установленного положениям Конституции РФ и законодательством о налогах и сборах РФ.
  • Закон о налогах должен вводится в действие в соответствии с нормами, закрепленными в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах.

Информация о работе Лекции по "Налогам"