Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций
Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения
Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
Специальные налоговые режимы устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке установленном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах. К специальным налоговым режимам относится: ЕСХН, УСН, ЕНВД, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 настоящего Кодекса.
Налоговые льготы. Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Вопрос 11. Развитие налоговых систем в странах Европы и США.
Налоговая политика зарубежных стран. Налоговое регулирование в зарубежных странах.
Особенности налоговой системы США. Эволюция налогов. Налоговая реформа 1986г., ее роль в становлении современной налоговой системы. Федеральные налоги. Роль федеральных налогов в формировании бюджета. Структура федеральных налогов. Классификация основных средств по группам амортизации. Льготы по налогу на прибыль. Налоговая декларация. Федеральный подоходный налог на доходы граждан. Ставки налогов. Налоговые скидки и кредиты. Федеральные акцизы.
Общее состояние налоговой сферы и основные характеристики налоговых систем иностранных государств в значительной степени определяются проводимой ими налоговой политики. В большинстве государств налоговая политика в целом строиться в направлении постепенного ограничения налоговых притязаний посредством сокращения общего числа налогов, снижения их размеров и упрощения соответствующих фискальных процедур. Хотя имеются примеры и ужесточения условий налогообложения, но это скорее исключение из правила. На снижение налогового бремени в стране в первую очередь указывает уменьшение ставок по бюджетоообразующим налогам (подоходный налог с физических лиц, налог на корпорации и налог на капитал). ( В Германии снижен налог на корпорации с 40 до 25%, В Киргизии до 10% подоходный налог, Канада снижает ставку налога на капитал до 0,3 %).
В русле снижения размера налогов проводится политика предоставления налоговых льгот различным категориям налогоплательщиков. Предоставление льгот физическим лицам, как правило, преследует цель оказать финансовую поддержку наименее обеспеченным категориям граждан. Льготирование же предпринимателей является одной из действенных мер, позволяющих стимулировать их хозяйственную активность в тех или иных секторах экономики.
В некоторых странах налоговая политика направлена исключительно на усовершенствование порядка уплаты налогов (Венгрия).
Комплексное изменение состава налогов и сборов и порядка их уплаты осуществляется посредством проведения налоговых реформ. К радикальному реформированию этой сферы государства обычно прибегают, когда действующие налоги в значительной степени не соответствуют изменившимся социально-экономическим условиям, подавляют хозяйственную активность предпринимателей, а в обществе сложилось устойчивое мнение относительно несовершенства и неэффективности налоговых механизмов. (Австралия, Кипр, Литва).
Некоторые страны делают реформы налогообложения определенной отрасли, так Китай провел реформу сельского хозяйства.
Зарубежные специалисты в области налогообложения обращают внимание на то, что в процессе анализа и выработки налоговой политики на первый план все больше выходит международные факторы. Реформы налогообложения в ряде стран осуществляются с целью привести национальное налоговое законодательство в соответствие с некими общими требованиями. При этом сходство достигается как в части правовых норм, определяющих состав налогов и сборов, так и норм, регулирующих порядок их исчисления и уплаты. Подобная практика обуславливается общемировыми интеграционными процессами, именуемые унификацией законодательства. В данном случае законодательство реформируется не в интересах отдельного государства, а с учетом экономических интересов всех стран – участников того или иного международного объединения. Международные организации как раз и определяют общее направление и содержание налоговых реформ, проводимых в государствах в них входящих. Согласованные действия государств по осуществлению налоговой политики и реформированию налогового законодательства составляют существо гармонизации налогообложения. ЕЕ основная цель – устранить различия в налоговом законодательстве разных стран, препятствующих экономической интеграции, а также установление единообразного унифицированного порядка регулирования межгосударственных налоговых отношений. В конечном счете этот процесс должен привести к установлению сходных правил налогообложения на территориях всех государств, входящих в то или иное сообщество. Идеальный пример ЕС (сближение оснований взимания косвенных налогов НДС и акцизов, унификация налогообложения организаций)
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА
С другой стороны, налоговая система включает в себя и довольно широкий спектр процессуальных отношений по установлению. изменению, отмене налогов, сборов, платежей, обеспечению их уплаты, организации контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства. Это как бы теневая часть налоговой системы, но не менее важная.
Хотя налоговые системы складывались и продолжают складываться под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, любая налоговая система должна отвечать общим требованиям:
- равенство и справедливость
— распределение налогового
- эффективность налогообложения — реализация этого требования состоит в следующем:
налоги не должны оказывать влияния на принятие экономических решений, или, в крайнем случае, оно должно быть минимальным;
налоговая структура должна содействовать проведению политики стабилизации и развития экономики страны;
налоговая система не должна допускать произвольного толкования, должна быть понятой налогоплательщиками и принята большей частью общества;
административные расходы по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.
Выделяет в качестве основополагающих следующие принципы:
1. Целостность, предполагающая использование цельной, взаимодополняющей друг друга системы налоговых рычагов, в равной степени охватывающих равнонапряженным давлением объекты налогообложения.
При переходе от одного рычага к другому необходимо перестраиваться не только плательщику, но и налоговому органу, а если исходить из принципа целостности налоговой системы, то и другим видам налогов, совершенствовать документальное обеспечение.
К примеру, в Швеции Закон о государственном налоге на доходы по ряду моментов, характеризующих механизм налогообложения (методу определения облагаемого налогом дохода и т.д.), основывается на принятом в 1928 году Законе о коммунальном налоге. Этот механизм включает в себя целую подсистему местных и региональных налоговых отношений фирм и населения, охватывающих почти все получаемые ими денежные поступления как в денежной, так и в натуральной формах (от коммерческой деятельности, службы, капитала, любой временной деятельности, любых форм временной деятельности, земельной собственности и другой недвижимости).
2. Единая цель — формирование бюджетов в размерах, обеспечивающих возможность удовлетворения основных государственных потребностей.
3. Предел налогового давления означает установление рационального налогового давления на плательщика, при котором сохранялись стимулы для производства, деятельности последнего.
4. Рациональное сочетание прямых и косвенных налогов предполагает как сочетание механизма прямого и косвенного налогообложения (необходимо учитывать, что косвенные налоги более привлекательны с точки зрения особенностей исчисления, механизма сбора, но это не значит, что крен в налогообложении должен происходить в область ограничения потребления), так и упорядочения внутренней структуры прямых и косвенных налогов. В области прямого налогообложения это сочетание поступлений от обложения доходов и имущества, в области косвенного — от обложения внутреннего и внешнего потребления.
5. Разделение налогов по уровням компетенции органов государственной власти означает закрепление за конкретными органами полномочий в области установления, изменения или отмены налогов.
В Германии со времен послевоенной реформы проф.Л.Эрхарда (1897-1977) укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
1. Налоги по возможности
2. Минимальны, или точнее минимально необходимы и затраты на их взимание;
3. Налоги не могут
4. Налоги соответствуют
5. Налоги нацелены на более
справедливое распределение
6. Система должна строиться на
уважении к частной жизни
7. Налоговая система исключает двойное налогообложение;
8. Величина налогов
Построение налоговой системы Великобритании в основном, базируется на принципах, основанных на воззрениях известного экономиста Адама Смита (1723-1790), которые не устарели и в наше время:
• принцип справедливости (утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам);
• принцип определенности
(требующий, чтобы сумма, способ и
время платежа были совершенно
точно заранее известны
• принцип удобства (предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
• принцип экономии (заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения).
Сложность проведения налоговой реформы в соответствии с вышеуказанными принципами связана и с тем, что украинская экономика сегодня не базируется на рыночных отношениях, а находится в переходном периоде со всеми его противоречиями. Отсюда невозможность обеспечить стабильность налоговой системы в сегодняшних условиях. Как и при формировании общественных экономических отношений, в налоговой сфере приходится идти методом проб и ошибок. При этом следует постоянно помнить, что шараханья из стороны в сторону более опасны, чем консервативное отношение к уже созданному.
Выдвигаемые предложения и новые мысли в области налогов касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы: размеров ставок, льгот и привилегий, объектов обложения, замены или усиления одних видов налогов другими. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешнему этапу перехода к рыночным отношениям, пока практически нет. И это, видимо, не случайно.
Бюджетно-налоговая система в США
В США, в отличие
от Германии, штаты обладают высокой
степенью автономии в
Как Федеральная власть,
так и большинство штатов и
местных администраций
Налог с доходов
корпораций также установлен
как на федеральном уровне, так
и в большинстве штатов*. Сравнительный
анализ по штатам показывает,
что ставка налога составляет
от 4 до 12%. В американской налоговой
системе отсутствует налог на
добавленную стоимость. Вместо него
многие штаты вводят так