Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций
Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения
Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.
2)нормативные правовые акты
федеральных органов
А)акты органов общей компетенции:
Б) акты органов специальной компетенции: ведомственные подзаконные нормативные акты органов специальной компетенции по вопросам, связанным с налогообложением.
3) Решения конституционного суда.
К источникам налогового права
относятся, естественно, не все акты
Конституционного суда, а прежде
всего те постановления и
Характерные особенности подзаконных нормативных правовых актов:
Действие актов налогового законодательства во времени. Согласно статье 5 НК РФ выделяются 2 группы таких актов:
Обратная сила актов налогового законодательства.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
По срокам действия различают акты:
Действие актов законодательства в пространстве и по кругу лиц. Действие норм налогового законодательства РФ распространяется на всю территорию РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ только на территорию соответствующих субъектов, а МСУ – на территории этой МСУ.
Действие актов налогового законодательства по кругу лиц. Налоговое законодательство действует в отношении лиц, признаваемых участниками правоотношений. К ним в соответствии со ст. 9 НК РФ относятся:
1) организации и физические лица,
признаваемые
2) организации и физические лица,
признаваемые налоговыми
3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
4) таможенные органы (федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
в области таможенного дела, подчиненные
ему таможенные органы
Приказы и инструкции МинФин РФ представляют собой акты внутриведомственного характера, поэтому обязательны для применения соответствующими структурными подразделениями этих государственных органов. Объектом внутриведомственных нормативных актов являются не образующие предмет налогового права отношения, а служебные взаимосвязи в Министерстве Финансов и ФНС. Приказы, инструкции не устанавливают и не могут устанавливать каких-либо прав или обязанностей для фискально обязанных лиц, поэтому они носят рекомендательный характер и могут применяться только по их усмотрению.
Вопрос 7. Действие актов налогового законодательства во времени.
Вступление налогового акта РФ в силу. Пределы действия налогового акта РФ (перспективное действие, немедленное действие и действие обратной силы). Прекращение действия налогового акта РФ (прямое или косвенное).
1. Акты законодательства о
Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
2. Акты законодательства о
3. Акты законодательства о
4. Акты законодательства о
5. Положения, предусмотренные настоящей
статьей, распространяются также
на нормативные правовые акты,
регулирующие порядок взимания
налогов, подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров
через таможенную границу
Введенный в действие акт налогового законодательства обладает юридической силой вплоть до его отмены. При этом различают три варианта пределов действия такого акта во времени:
Акт налогового законодательства может быть отменен прямо или косвенно. В первом случае законодателем четко определена дата, когда положения отмененного акта перестают действовать. В свою очередь, под косвенной отменой понимается принятие нового акта, что означает, что прекращение действия старого акта со дня вступления в силу нового. Существует три вариант прекращения действие старого акта налогового законодательства.
Вопрос 8. Порядок внесения изменений в законодательство о налогах и сборах.
Сроки внесения изменений. Органы уполномоченные вносить изменения. Условия несоответствия нормативно-правовых актов налоговому законодательству. Действие международных договоров по налогам и сборам.
Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.
Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, его территориальные органы, а также подчиненные федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному в области таможенного дела, таможенные органы Российской Федерации не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.