Нормативный правовой акт о налогах и
сборах признается не соответствующим
настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в
соответствии с настоящим Кодексом
права издавать подобного рода
акты, либо издан с нарушением
установленного порядка издания
таких актов;
2) отменяет или ограничивает
права налогоплательщиков, плательщиков
сборов, налоговых агентов, их представителей
либо полномочия налоговых органов,
таможенных органов, органов государственных
внебюджетных фондов, установленные
настоящим Кодексом;
3) вводит обязанности, не предусмотренные
настоящим Кодексом, или изменяет
определенное настоящим Кодексом
содержание обязанностей участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, иных лиц,
обязанности которых установлены
настоящим Кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых
агентов, их представителей, разрешенные
настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых
органов, таможенных органов, органов
государственных внебюджетных фондов,
их должностных лиц, разрешенные
или предписанные настоящим Кодексом;
6) разрешает или допускает действия,
запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим
Кодексом основания, условия, последовательность
или порядок действий участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах, иных лиц,
обязанности которых установлены
настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий
и терминов, определенных в настоящем
Кодексе, либо использует эти
понятия и термины в ином
значении, чем они используются
в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит
общим началам и (или) буквальному
смыслу конкретных положений
настоящего Кодекса.
2. Нормативные правовые акты
о налогах и сборах, указанные
в пункте 1 настоящей статьи, признаются
не соответствующими настоящему
Кодексу при наличии хотя бы
одного из обстоятельств, предусмотренных
пунктом 1 настоящей статьи.
3. Признание нормативного правового
акта не соответствующим настоящему
Кодексу осуществляется в судебном
порядке, если иное не предусмотрено
настоящим Кодексом. Правительство
Российской Федерации, а также
иной орган исполнительной власти
или исполнительный орган местного
самоуправления, принявшие указанный
акт, либо их вышестоящие органы
вправе до судебного рассмотрения
отменить этот акт или внести
в него необходимые изменения.
4. В отношении нормативных правовых
актов, регулирующих порядок взимания
налогов, подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров
через таможенную границу Российской
Федерации, применяются положения,
установленные Таможенным кодексом
Российской Федерации.
Действие международных договоров
по вопросам налогообложения
Если международным договором Российской
Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены
иные правила и нормы, чем предусмотренные
настоящим Кодексом и принятыми в соответствии
с ним нормативными правовыми актами о
налогах и (или) сборах, то применяются
правила и нормы международных договоров
Российской Федерации.
Вопрос 9. Принципы
построения налоговых систем
В современном мире налоговая система
любой страны выступает важнейшим звеном
не только финансовой системы государства,
неотъемлемой частью которой она является,
но и общей системы экономического регулирования.
Налоговые системы используются как действенный
инструмент реализации финансово-экономической
политики государства. С помощью налогов
регулируются социально-экономические
процессы, поощряется или, напротив, сдерживается
развитие тех или иных отраслей экономики
и видов деятельности в интересах структурной
перестройки экономики, поддерживаются
общие темпы социально-экономического
развития и уровень занятости населения.
Решение этих задач не происходит автоматически
путем введения системы налогов. Способность
налоговой системы в целом и каждого налога
в отдельности выполнять возложенные
на них функции зависит от принципов, на
которых она построена.
Принципы построения налоговых систем
в налоговой теории трактуются с разных
позиций. Общее признание получили пока
только фундаментальные (классические)
принципы налогообложения:
1)принцип справедливости (равенства)
налогообложения;
2)определенность и точность
налогов (размер налогов, сроки, способ
и порядок исчисления должны
быть точно определены и понятны
налогоплательщику);
3)удобство сроков и способов
уплаты;
4)экономичность (эффективность) налогов,
т.е. расходы по сбору и обслуживанию
налогов должны быть как можно
меньше относительно сумм, поступающих
в доход государства в виде
того или иного налога.
Общепризнанно, что при всей важности
каждого из этих принципов главным из
них является принцип справедливости,
однако понимается он по-разному. Проблема
здесь заключается в том, что справедливость
- категория, прежде всего социальная,
нравственно-этическая; в экономике же
она является "чужеродным" элементом,
понятием весьма относительным, субъективным
по своей сути и поэтому далеко неоднозначным.
Различные понятия о справедливости вызывают
различные понятия экономической и налоговой
справедливости.
В настоящее время в мировой налоговой
теории имеются две основные точки зрения
на справедливость налогов; остальные
мнения обычно приближаются либо к той,
либо к другой позиции. Первая состоит
в том, что налоги должны строиться на
основе вертикального и горизонтального
равенства, т.е. должны быть равными для
всех налогоплательщиков независимо от
объема их доходов, условий их получения
и каких-либо других факторов. Уровень
налоговых ставок должен быть при этом
минимальным (низким, насколько это возможно),
льготы также должны быть сведены к минимуму,
а в идеале - их не должно быть совсем.
В соответствии с другой позицией, напротив,
считается, что номинальный уровень налоговых
ставок не имеет принципиального значения
(он может быть весьма высоким). Налоги
же должны содержать разветвленную сеть
льгот и дифференциацию налоговых ставок
в зависимости от уровня дохода. В данном
случае провозглашаются принципы горизонтальной
и вертикальной справедливости, соблюдение
которых достигается путем выравнивания
доходов налогоплательщиков.
В соответствии с этими двумя позициями
принцип справедливости формулируется
в первом случае как принцип вертикального
и горизонтального равенства налогов,
основанный на пропорциональном обложении
доходов при постоянной налоговой ставке,
независящей от величины облагаемого
дохода.
Во втором случае принцип справедливости
понимается как сочетание двух принципов:
- принципа вертикальной справедливости,
в соответствии с которым субъекты,
находящиеся в различных условиях,
должны трактоваться налоговыми
законами по-разному;
- принципа горизонтальной справедливости
- субъекты, находящиеся в одинаковых
условиях, должны трактоваться налоговыми
законами одинаково.
Реализация этого принципа достигается
путем прогрессивного налогообложения,
при котором налоговые ставки увеличиваются
в зависимости от роста уровня облагаемого
дохода налогоплательщика.
Та и другая позиция в налоговой теории
обосновываются достаточно аргументирование,
поэтому каждая из них имеет право на существование.
Если же обратиться к практике развитых
стран, то налоговые системы строятся
большей частью на принципах вертикальной
и горизонтальной справедливости. Дифференциация
ставок основных налогов - явление широко
распространенное: как в прямой форме
- в виде прогрессивных налоговых ставок
в зависимости от уровня доходов (как,
например, взимаются основные подоходные
налоги в США), так и в скрытой - преимущественно
через систему льгот, иногда в прямой и
скрытой форме одновременно.
Наряду с общими (классическими) принципами
построения налоговых систем в налоговой
теории разработан ряд специальных (частных)
принципов. В их числе:
- стабильность налогового законодательства;
- однократность взимания налогов;
- предъявление равных финансовых требований
к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых
форм хозяйствования и видов собственности;
- оптимальный уровень налоговых ставок;
- обоснованность системы налоговых льгот;
- оптимальное сочетание налоговых функций
(прямых и косвенных налогов в доходах
бюджета) и др.
Каждый из этих принципов (в литературе
встречаются другие их формулировки) относится
к тому или иному элементу налоговой системы,
поэтому их перечень можно многократно
расширить. В совокупности же они составляют
принцип эффективности и оптимальности
налоговой системы.
Для российской налоговой системы, как
и для других налоговых систем, функционирующих
в странах федеративного типа государственного
устройства, в особом ряду находится принцип
единства налоговой системы, в соответствии
с которым налоговая система должна быть
в своих главных характеристиках единой
на территории всего государства. Налоговые
полномочия, предоставляемые региональным
органам государственной власти и органам
местного самоуправления, не должны приводить
к формированию индивидуальных региональных
налоговых систем, разрушению тем самым
единого налогового пространства.
Принципы построения налоговой системы
в своей совокупности должны создавать
условия для эффективного выполнения
налогами своих функций.
Принципы налогообложения в РФ установлены
в статье 3 НК РФ. К ним относятся следующие
основные начала законодательства о налогах
и сборах.
- Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
- Принцип определенности, ясности и недвусмысленности
нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
- Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности равенства налогообложения.
- Принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
- Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
- Обеспечение единого экономического
пространства РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 конституции.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
- Принцип трехуровнего построения налоговой системы РФ отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
- Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и , соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными на протяжении как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом реформа налоговой системы проводится в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
- Принцип эффективности системы налогов и сборов состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогообложения означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
- Принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние.
- Принцип оптимальности построения налоговой системы заключается
в том, что в основу ее формирования при
осуществлении правотворческой деятельности
должны быть положены следующие критерии:
соблюдение экономической значимости
конкретных налогов и сборов для федерального,
регионального и местного уровней; обеспечение
необходимого и достаточного количества
видов налогов и сборов для самостоятельного
финансового обеспечения потребностей
бюджетов всех уровней.
- Принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними.
Вопрос 10. Система налогов
и сборов в Российской Федерации.
Налоговая система и ее характеристика.
Специальные налоговые режимы. Налоговые
льготы.
Налоговая система РФ представляет собой
урегулированную нормами права, основанную
на определенных принципах систему общественных
отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Система налогов и сборов – это совокупность
определенных налогов и сборов, которые
образуют группы и тесно связанны между
собой.
Налоги и сборы также делятся на три вида:
- Федеральные
налоги и сборы – устанавливаются НК РФ
и обязательны к уплате на всей территории
РФ: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль
организаций, НДПИ, водный налог, сборы
за пользование объектами животного мира
и за пользование объектами водных биологических
ресурсов, государственная пошлина.
- Региональные
налоги и сборы – вводятся законами представительных
(законодательных) органов власти субъектов
РФ и взимаются на территории соответствующего
субъекта РФ, в котором введен данный налог:
налог на имущество организаций, налог
на игорный бизнес, транспортный налог.
- Местные
налоги и ссоры – устанавливаются и вводятся
нормативными актами представительных
органов местного самоуправления и обязательны
к уплате на территории данного муниципального
образования: земельный налог, налог на
имущество физических лиц.
Принципы налоговой системы.:
- Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
- Принцип определенности, ясности и недвусмысленности
нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
- Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности равенства налогообложения.
- Принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
- Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
- Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
- Обеспечение единого экономического
пространства РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 конституции.
- Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
- Принцип трехуровнего построения налоговой системы РФ отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
- Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и , соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными на протяжении как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом реформа налоговой системы проводится в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
- Принцип эффективности системы налогов и сборов состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогообложения означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
- Принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние.
- Принцип оптимальности построения налоговой системы заключается
в том, что в основу ее формирования при
осуществлении правотворческой деятельности
должны быть положены следующие критерии:
соблюдение экономической значимости
конкретных налогов и сборов для федерального,
регионального и местного уровней; обеспечение
необходимого и достаточного количества
видов налогов и сборов для самостоятельного
финансового обеспечения потребностей
бюджетов всех уровней.
- Принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними.