Лекции по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 15:46, курс лекций

Краткое описание

Вопрос 1. Возникновение и развитие налогообложения

Эволюция налогообложения
1.2.1. Древняя Греция VII-VI в. до н. э.
Налог на доходы взимался в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. В Афинах свободный человек отличался тем, что не платил налоги, но делал добровольные пожертвования.
1.2.2. Древний Рим IV- I в. до н. э.
В мирное время налогов не было. Расходы на управление государством были минимальными, так как избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно.

Вложенные файлы: 1 файл

otvety_na_GOSy.docx

— 801.03 Кб (Скачать файл)

Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

1) издан органом, не имеющим в  соответствии с настоящим Кодексом  права издавать подобного рода  акты, либо издан с нарушением  установленного порядка издания  таких актов;

2) отменяет или ограничивает  права налогоплательщиков, плательщиков  сборов, налоговых агентов, их представителей  либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных  внебюджетных фондов, установленные  настоящим Кодексом;

3) вводит обязанности, не предусмотренные  настоящим Кодексом, или изменяет  определенное настоящим Кодексом  содержание обязанностей участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены  настоящим Кодексом;

4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых  агентов, их представителей, разрешенные  настоящим Кодексом;

5) запрещает действия налоговых  органов, таможенных органов, органов  государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные  или предписанные настоящим Кодексом;

6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;

7) изменяет установленные настоящим  Кодексом основания, условия, последовательность  или порядок действий участников  отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены  настоящим Кодексом;

8) изменяет содержание понятий  и терминов, определенных в настоящем  Кодексе, либо использует эти  понятия и термины в ином  значении, чем они используются  в настоящем Кодексе;

9) иным образом противоречит  общим началам и (или) буквальному  смыслу конкретных положений  настоящего Кодекса.

2. Нормативные правовые акты  о налогах и сборах, указанные  в пункте 1 настоящей статьи, признаются  не соответствующими настоящему  Кодексу при наличии хотя бы  одного из обстоятельств, предусмотренных  пунктом 1 настоящей статьи.

3. Признание нормативного правового  акта не соответствующим настоящему  Кодексу осуществляется в судебном  порядке, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом. Правительство  Российской Федерации, а также  иной орган исполнительной власти  или исполнительный орган местного  самоуправления, принявшие указанный  акт, либо их вышестоящие органы  вправе до судебного рассмотрения  отменить этот акт или внести  в него необходимые изменения.

4. В отношении нормативных правовых  актов, регулирующих порядок взимания  налогов, подлежащих уплате в  связи с перемещением товаров  через таможенную границу Российской  Федерации, применяются положения, установленные Таможенным кодексом  Российской Федерации.

 

Действие международных договоров по вопросам налогообложения

 

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

 

Вопрос 9. Принципы построения налоговых систем

 

В современном мире налоговая система любой страны выступает важнейшим звеном не только финансовой системы государства, неотъемлемой частью которой она является, но и общей системы экономического регулирования. Налоговые системы используются как действенный инструмент реализации финансово-экономической политики государства. С помощью налогов регулируются социально-экономические процессы, поощряется или, напротив, сдерживается развитие тех или иных отраслей экономики и видов деятельности в интересах структурной перестройки экономики, поддерживаются общие темпы социально-экономического развития и уровень занятости населения.

Решение этих задач не происходит автоматически путем введения системы налогов. Способность налоговой системы в целом и каждого налога в отдельности выполнять возложенные на них функции зависит от принципов, на которых она построена.

Принципы построения налоговых систем в налоговой теории трактуются с разных позиций. Общее признание получили пока только фундаментальные (классические) принципы налогообложения:

1)принцип справедливости (равенства) налогообложения;

2)определенность и точность  налогов (размер налогов, сроки, способ  и порядок исчисления должны  быть точно определены и понятны  налогоплательщику);

3)удобство сроков и способов  уплаты;

4)экономичность (эффективность) налогов, т.е. расходы по сбору и обслуживанию  налогов должны быть как можно  меньше относительно сумм, поступающих  в доход государства в виде  того или иного налога.

Общепризнанно, что при всей важности каждого из этих принципов главным из них является принцип справедливости, однако понимается он по-разному. Проблема здесь заключается в том, что справедливость - категория, прежде всего социальная, нравственно-этическая; в экономике же она является "чужеродным" элементом, понятием весьма относительным, субъективным по своей сути и поэтому далеко неоднозначным. Различные понятия о справедливости вызывают различные понятия экономической и налоговой справедливости.

В настоящее время в мировой налоговой теории имеются две основные точки зрения на справедливость налогов; остальные мнения обычно приближаются либо к той, либо к другой позиции. Первая состоит в том, что налоги должны строиться на основе вертикального и горизонтального равенства, т.е. должны быть равными для всех налогоплательщиков независимо от объема их доходов, условий их получения и каких-либо других факторов. Уровень налоговых ставок должен быть при этом минимальным (низким, насколько это возможно), льготы также должны быть сведены к минимуму, а в идеале - их не должно быть совсем.

В соответствии с другой позицией, напротив, считается, что номинальный уровень налоговых ставок не имеет принципиального значения (он может быть весьма высоким). Налоги же должны содержать разветвленную сеть льгот и дифференциацию налоговых ставок в зависимости от уровня дохода. В данном случае провозглашаются принципы горизонтальной и вертикальной справедливости, соблюдение которых достигается путем выравнивания доходов налогоплательщиков.

В соответствии с этими двумя позициями принцип справедливости формулируется в первом случае как принцип вертикального и горизонтального равенства налогов, основанный на пропорциональном обложении доходов при постоянной налоговой ставке, независящей от величины облагаемого дохода.

Во втором случае принцип справедливости понимается как сочетание двух принципов:

- принципа вертикальной справедливости, в соответствии с которым субъекты, находящиеся в различных условиях, должны трактоваться налоговыми  законами по-разному;

- принципа горизонтальной справедливости - субъекты, находящиеся в одинаковых  условиях, должны трактоваться налоговыми  законами одинаково.

Реализация этого принципа достигается путем прогрессивного налогообложения, при котором налоговые ставки увеличиваются в зависимости от роста уровня облагаемого дохода налогоплательщика.

Та и другая позиция в налоговой теории обосновываются достаточно аргументирование, поэтому каждая из них имеет право на существование. Если же обратиться к практике развитых стран, то налоговые системы строятся большей частью на принципах вертикальной и горизонтальной справедливости. Дифференциация ставок основных налогов - явление широко распространенное: как в прямой форме - в виде прогрессивных налоговых ставок в зависимости от уровня доходов (как, например, взимаются основные подоходные налоги в США), так и в скрытой - преимущественно через систему льгот, иногда в прямой и скрытой форме одновременно.

Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных) принципов. В их числе:

  1. стабильность налогового законодательства;
  2. однократность взимания налогов;
  3. предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности;
  4. оптимальный уровень налоговых ставок;
  5. обоснованность системы налоговых льгот;
  6. оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в доходах бюджета) и др.

Каждый из этих принципов (в литературе встречаются другие их формулировки) относится к тому или иному элементу налоговой системы, поэтому их перечень можно многократно расширить. В совокупности же они составляют принцип эффективности и оптимальности налоговой системы.

Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах федеративного типа государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы, в соответствии с которым налоговая система должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства. Налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем, разрушению тем самым единого налогового пространства.

Принципы построения налоговой системы в своей совокупности должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.

Принципы налогообложения в РФ установлены в статье 3 НК РФ. К ним относятся следующие основные начала законодательства о налогах и сборах.

  1. Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  2. Принцип определенности, ясности и недвусмысленности нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
  3. Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности  равенства налогообложения.
  4. Принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  5. Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
  6. Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть  сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Обеспечение единого экономического пространства РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 конституции.
  8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
  9. Принцип трехуровнего построения налоговой системы РФ отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
  10. Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и , соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными на протяжении как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом реформа налоговой системы проводится в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
  11. Принцип эффективности системы налогов и сборов состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогообложения означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
  12. Принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние.
  13. Принцип оптимальности построения налоговой системы заключается в том, что в основу ее формирования при осуществлении правотворческой деятельности должны быть положены следующие критерии: соблюдение экономической значимости конкретных налогов и сборов для федерального, регионального и местного уровней; обеспечение необходимого и достаточного количества видов налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения потребностей бюджетов всех уровней.
  14. Принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними.

 

 

 

Вопрос 10. Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Налоговая система и ее характеристика. Специальные налоговые режимы. Налоговые льготы.

Налоговая система РФ представляет собой урегулированную нормами права, основанную на определенных принципах систему общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Система налогов и сборов – это совокупность определенных налогов и сборов, которые образуют группы и тесно связанны между собой.

Налоги и сборы также делятся на три вида:

  1. Федеральные налоги и сборы – устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ: НДС, акцизы, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций, НДПИ, водный налог,  сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.
  2. Региональные налоги и сборы – вводятся законами представительных (законодательных) органов власти субъектов РФ и взимаются на территории соответствующего субъекта РФ, в котором введен данный налог: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог.
  3. Местные налоги и ссоры – устанавливаются и вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории данного муниципального образования: земельный налог, налог на имущество физических лиц.

 

Принципы налоговой системы.:

  1. Принцип законности. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы,  а также иные взносы и платежи, не предусмотренные НК РФ или установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.
  2. Принцип определенности, ясности и недвусмысленности нормы. В соответствии с этим принципом при установлении налогов и сборов на высоте должна оставаться техника. Общеправовой критерий этого принципа вытекает из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так как это равенство может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования нормы всеми правоприменителями.
  3. Принцип обязательности уплаты налогов и сборов. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности  равенства налогообложения.
  4. Принцип недискриминационного характера налогов и сборов – налоги и сборы не могут различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  5. Принцип экономической обоснованности. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ.
  6. Принцип установления всех элементов налогообложения. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть  сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить.
  7. Обеспечение единого экономического пространства РФ. Конституционный принцип единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности установлен ч.1 ст.8 конституции.
  8. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика
  9. Принцип трехуровнего построения налоговой системы РФ отражает федеративное устройство российского государства и самостоятельность местного самоуправления. Полномочия в сфере налогообложения должны строго разграничиваться между различными уровнями власти.
  10. Принцип стабильности системы налогов и сборов основан на том, что законодательство и , соответственно, система налогов и сборов должны оставаться постоянными и неизменными на протяжении как можно большего периода времени, вплоть до налоговой реформы. При этом реформа налоговой системы проводится в исключительных случаях и в строго определенном порядке.
  11. Принцип эффективности системы налогов и сборов состоит в том, что осуществляемые в нормативных правовых актах изменения системы налогов и сборов должны соответствовать основным экономическим и правовым потребностям общества и государства. Эффективность системы налогообложения означает минимизацию искажающих влияний налогов и максимизацию их положительного эффекта.
  12. Принцип подвижности (эластичности) системы налогов и сборов означает, что она должна обладать способностью реагировать на изменения социально-экономической ситуации в обществе и при этом оказывать на нее позитивное влияние.
  13. Принцип оптимальности построения налоговой системы заключается в том, что в основу ее формирования при осуществлении правотворческой деятельности должны быть положены следующие критерии: соблюдение экономической значимости конкретных налогов и сборов для федерального, регионального и местного уровней; обеспечение необходимого и достаточного количества видов налогов и сборов для самостоятельного финансового обеспечения потребностей бюджетов всех уровней.
  14. Принцип паритета (гармонизации) интересов государства и налогоплательщиков, который базируется на идее сглаживания потенциальных противоречий между ними.

Информация о работе Лекции по "Налогам"