НДФЛ и его влияние на развитие предпринимательского сектора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 12:31, курсовая работа

Краткое описание

Развитию предпринимательства в современной России придается приоритетное значение, во многом объясняемое необходимостью ускорения развития рыночных отношений. Именно малому предпринимательству суждено сыграть роль локомотива рыночной экономики, прокладывающего путь всем остальным. Практика зарубежных стран свидетельствует, что индивидуальное предпринимательство составляет значительную часть предпринимательства и способны малыми силами успешно осваивать рынок.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения налогом на доходы физических лиц
1.1 Нормативное регулирование деятельности физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя……………………………………………..6
1.2 Особенности налогообложения физических лиц – предпринимателей….12
1.3 Место налога на доходы физических лиц в системе налогообложения предпринимательской деятельности…………………………………………...17
Глава 2. Практические аспекты исчисления налога на доходы физических лиц
2.1 Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц………………………………………………………………………………...23
2.2 Стандартные налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц………………………………………………………………………………...29
2.3 Профессиональные налоговые вычеты - расходы предпринимателя……35
2.4 Уплата налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями……………………………………………………………..44
Глава 3. Направления развития системы налогообложения налогом на доходы физических лиц
3.1 Совершенствование системы подоходного налогообложения предпринимателей……………………………………………………………….51
Заключение………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (Автосохраненный).docx

— 88.67 Кб (Скачать файл)

            Сведения о приобретении гражданами статуса индивидуального предпринимателя, о прекращении ими деятельности в этом качестве и иные сведения об индивидуальных предпринимателях, предусмотренные Законом о госрегистрации, регистрирующие органы вносят в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - государственный реестр, реестр). Данный реестр является федеральным информационным ресурсом и находится в федеральной собственности.

           Принципы ведения реестра, его содержание, правила и условия предоставления содержащихся в нем сведений и документов определяются в соответствии Постановление Правительства РФ от 16.10.2003 N 630 ВлО едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей» [7].

            В соответствии с п.1 ст.2 Федерального закона от 24.07.2008 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон N 209-ФЗ) [5] физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, являются субъектами малого предпринимательства.

          

 

 

 

            ФЗ №209-ФЗ регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности налогообложения  физических лиц - предпринимателей

 

           Законодательством Российской Федерации о налогах [4] и сборах предусмотрено несколько систем налогообложения индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица:

- общий режим налогообложения,

- упрощенная система налогообложения (УСН),

- система налогообложения  в виде единого налога на  вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

- система налогообложения  в виде единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН).

           Каждая из четырех вышеперечисленных систем налогообложения имеет свою структуру налоговых платежей и особые сроки их уплаты. Остановимся кратко на отличительных чертах каждой из них.

УСН - это система налогообложения, при которой ряд налогов заменяется уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период.

         УСН применяется на всей территории Российской Федерации и не требует принятия какого-либо законодательного акта субъекта Российской Федерации. Применение УСН регулируется гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ [4].

         Индивидуальные предприниматели применяют УСН наряду с иными системами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.Переход к УСН или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном НК РФ [4].

Таким образом, индивидуальный предприниматель имеет право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, то есть он может, как перейти к УСН, так и вернуться к принятой ранее системе.

          Применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и ЕСН (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

            Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, производят уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, уплачивают иные налоги в соответствии с общим режимом налогообложения.

          Для индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, сохраняются действующие порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности.

          Система налогообложения в виде ЕНВД - это система налогообложения, в основе которой лежит уплата ЕНВД, заменяющего НДФЛ, ЕСН и другие налоги, и которая регулируется гл. 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» НК РФ [4].

          В отличие от УСН система налогообложения в виде ЕНВД устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

         Таким образом, ЕНВД действует в отношении определенных видов деятельности и только при условии принятия соответствующего нормативного акта. Если индивидуальный предприниматель осуществляет виды деятельности, переведенные в этой местности на ЕНВД, то он обязан уплачивать этот налог.

          Уплата индивидуальными предпринимателями ЕНВД предусматривает их освобождение от обязанности по уплате НДФЛ (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД).

           Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, не признаются плательщиками НДС (в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ [4], осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

          Исчисление и уплата иных налогов и сборов индивидуальными предпринимателями, перешедшими на систему налогообложения в виде ЕНВД, осуществляются в соответствии с иными режимами налогообложения.

          Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Система налогообложения в виде ЕСХН - это система налогообложения, предназначенная для сельскохозяйственных товаропроизводителей и применяющаяся наряду с общим режимом налогообложения [15].

           Переход на уплату ЕСХН и возврат к общему режиму налогообложения осуществляются индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, предусмотренном гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)» НК РФ [15].

        

 

           Переход на уплату ЕСХН индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты НДФЛ (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ и Таможенным кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности) и ЕСН уплатой ЕСХН [16], исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности индивидуальных предпринимателей за налоговый период.

           Индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.

           Иные налоги и сборы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с общим режимом налогообложения.

          Индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, не освобождаются от исполнения предусмотренных НК РФ обязанностей налоговых агентов.

          Главным отличием двух других возможных для применения предпринимателями систем налогообложения - УСН и в виде ЕСХН является то, что целый ряд налогов заменяется одним [15].

         Общий режим налогообложения - это система налогообложения, при которой индивидуальный предприниматель без образования юридического лица платит все необходимые налоги, сборы и вносит иные обязательные платежи, установленные законодательством, если он не освобожден от их уплаты.

       

 

         При традиционной системе налогообложения структура налоговых платежей является наиболее обширной и, следовательно, сложной. В первую очередь данная система налогообложения предполагает, что ИП с доходов от своей предпринимательской деятельности производит исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по правилам гл. 23 НК РФ [4].

Кроме того, в данном случае предприниматели обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость (НДС), взносы на обязательное пенсионное страхование с сумм, выплачиваемых наемным работникам по трудовым договорам и договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.Если предприниматель является работодателем, то он также перечисляет страховые взносы в Фонд социального страхования РФ [4].

       Существует и ряд других налогов, уплачиваемых в данном случае предпринимателями (транспортный налог, налог на имущество физических лиц, земельный налог).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Место налога на доходы  физических лиц в системе налогообложения  предпринимательской деятельности

 

        Правила исчисления и уплаты НДФЛ установлены гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» НК РФ [4].

          Практически все российские граждане (а в ряде случаев и иностранные), получающие доходы, уплачивают с них налог. Налог на доходы физических лиц перечисляют со своих доходов и индивидуальные предприниматели, которые не переведены на уплату ЕНВД и не используют упрощенную систему налогообложения или ЕСХН, то есть налогообложение которых производится по так называемой традиционной системе.

          В соответствии со ст. 207 гл. 23 НК РФ [4] плательщиками НДФЛ признаются:

1) физические лица, которые  являются резидентами Российской  Федерации, - со всех своих доходов;

2) физические лица, которые  не являются резидентами Российской  Федерации, - с доходов, полученных  от источников в Российской  Федерации.

Понятие «физическое лицо» как другое название понятия «гражданин» введено Гражданским кодексом РФ (гл. 3) [2]. К физическим лицам по Налоговому кодексу РФ относятся граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства (п. 2 ст. 11 НК РФ).

          Налоговые резиденты, согласно п. 2 ст. 207 НК РФ [4], - это физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

         В отдельную категорию плательщиков НДФЛ выделены индивидуальные предприниматели.

К ним относятся физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ) [4].

          Особенностью обложения НДФЛ индивидуальных предпринимателей является то, что в законодательстве они, с одной стороны, рассматриваются в качестве самостоятельных налогоплательщиков данного налога, а с другой - в качестве налоговых агентов, то есть лиц, которые обязаны исчислять и удерживать НДФЛ у физических лиц и перечислять его в бюджет.

Таким образом, особенности исчисления и уплаты сумм налога на доходы индивидуальными предпринимателями следует рассматривать также с двух сторон. В первую очередь остановимся на вопросах, касающихся порядка расчета и уплаты НДФЛ предпринимателями именно в качестве самостоятельных налогоплательщиков.

         В российской практике налогообложения, по данным ИФНС РФ, главными источниками доходов региональных бюджетов являются два налога: налог на прибыль организаций и налог на доходы физических лиц. Они обеспечивают более 75% поступлений [55]. Кроме того, эти два налога вкупе с единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование обеспечивают более 55% доходов бюджетной системы Российской Федерации [57].

           Сегодня отмечается высокий рост поступлений НДФЛ. За 2014 г. темп роста поступлений по НДФЛ составил 777млрд. рублей, что на 7,1% выше чем в 2013 году  [57].

Ускорение темпа роста поступлений НДФЛ во многом достигнуто в результате работы комиссий по легализации теневой зарплаты.

 

         По итогам работы комиссии за 2013 г. количество представленных сведений о доходах физических лиц увеличилось более чем на 12 млн. и составило 126 млн. сведений [57].

Информация о работе НДФЛ и его влияние на развитие предпринимательского сектора