Налоги и налоговые доходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 20:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – раскрыть социально-экономическую сущность налога и рассмотреть налоговые доходы как один из важнейших источников формирования государственного бюджета.
Задачи:
- описать сущность налога, выделить его элементы, функции и классификацию;
- рассмотреть анализ структуры и динамики налоговых доходов федерального бюджета;
- показать основные направления для создания эффективной налоговой системы в России.
налог доход государство бюджет

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная.doc

— 425.00 Кб (Скачать файл)

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая "труднонастриваемая" функция. Как и любая другая функция, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики. Стимулирующая функция налогов является в современной российской практике слабо реализуемой и неэффективно используемой.

Контрольная функция налогов выступает своего рода защитной функцией: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений государства и предприятий, реализацию и действенность силы государственной власти. Без контрольной функции другие функции налогов неосуществимы или их реализация подрывается в своей основе.

Контрольная функция, опираясь на закон, право, может эффективно реализовываться  только на основе принуждения, подчинения силе государственной власти и закону. Ослабление государственной власти ведет к ослаблению контрольной функции налоговой системы. И, наоборот, ослабление контрольной функции налогов означает ослабление государственной власти или ведет к такому ослаблению. В конкретном отношении контрольная функция налогов проявляется в обязательном исполнении налогового законодательства, в полноте сбора налоговых платежей и действенности и эффективности штрафных санкций и ответственности тех, кто не выполняет или не в полной мере выполняет обязательства перед государством, предписываемые законом. Контрольная функция налоговой системы предопределяет и определяет, как и уже отмечено, эффективность других функций.

Следовательно, если контрольная  функция налогов ослаблена, то это  соответственно снижает эффективность налоговой системы в целом.

1.2 Принципы  налогообложения

Под принципами налогообложения  следует понимать основные исходные положения системы налогообложения. Принципам налогообложения экономисты различных поколений придавали  и придают большое теоретическое и практическое значение. Первостепенное значение в этом вопросе отводится Адаму Смиту, который в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” (1776) впервые обосновал четыре основных принципа налогообложения, являющихся актуальными и в настоящее время: справедливости, определенности, удобства уплаты для налогоплательщиков и экономии (дешевизны взимания):

• принцип справедливости подданные государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, сообразно своей относительной платежеспособности, т.е. соразмерно доходу, которым он пользуется под охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение им приведет к так называемому равенству или неравенству обложения;

• принцип определенности налог, который обязан уплачивать каждый должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому;

• принцип удобства каждый налог  должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;

• принцип экономии каждый налог  должен быть так разработан, чтобы  он извлекал из кармана плательщика  возможно меньше сверх того, что  он приносит государственному казначейству.

Рассмотрим выделяемые в настоящее  время принципы налогообложения.

1. Принцип законности налогообложения.  Данный принцип общеправовой  и опирается на конституционный  запрет ограничения прав и  свобод человека и гражданина  иначе чем федеральным законом  (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).

2. Принцип всеобщности и равенства  налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

Равенство налогообложения  вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан перед  законом (ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации). Конституционные положения  рассматриваемого принципа развиваются  в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или  сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или иному классу, социальной группе), расовых или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между налогоплательщиками.

3. Принцип справедливости  налогообложения. В Российской  Федерации до принятия первой  части НК РФ данный принцип  первоначально был сформулирован  в п. 5 постановления Конституционного  Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П:  «В целях обеспечения регулирования  налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Впоследствии данный принцип был закреплен в п. 1 ст. 3 НК РФ, правда, в несколько ином виде (без упоминания о справедливом распределении собранных налогов): «...При установлении налогов учитывается фактически способность налогоплательщика к уплате налога исходя из принципа справедливости», т. е. налоги должны быть справедливыми. При этом, как видим, справедливость налогов и налогообложения понимается через призму догмы «с каждого налогоплательщика по его возможностям».

4. Принцип публичности  налогообложения. Публичность цели взимания налогов обосновывается доктриной финансового (Япония, Корея, Бирма), налогового (США) и (или) экономического (Франция) права многих зарубежных стран, прямо или косвенно закреплена в конституциях многих стран мира. Принцип публичной цели предполагает поиск баланса интересов отдельных лиц — налогоплательщиков и общества в целом. Поэтому государство вправе и обязано принимать меры по регулированию налоговых правоотношений в целях защиты прав и законных интересов не только налогоплательщиков, но и других членов общества.

5. Принцип установления  налогов и сборов в должной  правовой процедуре. Данный принцип  закреплен и реализуется, в  частности, через конституционный  запрет на установление налогов  иначе как законом (установление  его в ином порядке противоречит ст. 57, ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации), а в ряде государств — специальной (более жесткой) процедурой внесения в парламент законопроектов о налогах. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 Конституции Российской Федерации.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции  толкования в пользу налогоплательщика  (плательщика сборов) всех неустранимых  сомнений, противоречий и неясностей  актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства  экономического пространства Российской  Федерации и единства налоговой  политики. Данный принцип конституционный,  закреплен в ч. 1 ст. 8 Конституции  Российской Федерации, п. 3 ст. 1 ГК  РФ и п. 4 ст. 3 НК РФ. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

10. Принцип единства  системы налогов и сборов. Правовое  значение необходимости существования  рассматриваемого принципа налогового  права продиктовано задачей унифицировать  налоговые изъятия собственности. Как указано в абз. 4 п. 4 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 1997 г. № 5-П, такая унификация необходима для достижения равновесия между правом субъектов Федерации устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина, закрепленных в ст. 34 и 35 Конституции Российской Федерации, обеспечением принципа единства экономического пространства — с другой. Поэтому закрепленный налоговым законодательством Российской Федерации перечень региональных и местных налогов носит закрытый, а значит, исчерпывающий характер.

Основные критерии выявления  и включения принципов налогообложения  в вышеприведенную систему следующие:

Во-первых, принципы налоговых  правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).

Во-вторых, указанный  принцип должен реализовываться  в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).

В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой  науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему  может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

аключение

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые центральными и  местными органами государственной власти с юридических и физических лиц и поступающие в бюджеты различных уровней.

Налоги делятся на разнообразные  группы и классифицируются:

- по характеру налогового изъятия  (прямые и косвенные);

-по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);

-по субъектам налогообложения  (налоги с юридических и физических  лиц);

-по объектам налогообложения  (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, прирост  рыночной стоимости капиталов,  налоги на недвижимость и имущество и т.д.);

-по целевому назначению налога (общие, специальные).

В числе налоговых функций ученые называют:

1) фискальную,

2) регулирующую (макроэкономическую),

3) распределительную,

4) социальную,

5) стимулирующую,

6) контрольную,

Принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).

2) Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение  в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. – М.: Allpravo, 2007– с. 286

3) Налоги: Учебное пособие / Под  редакцией Д.Г Черника. – М.: Финансы и статистика, 2006–с. 18

4) Налоги и налоговое право:  Учебное пособие. / Под ред А.В.  Брызгалина.— М.: ЮНИТИ, 2006– с. 31

5) Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:  Учебник / Т.Ф. Юткина. – М.: ИНФРА - М., 2006. – с.159

1.  Методы налогообложения

Существование любого современного государства неразрывно связано с налогами. Каждый человек  в какой-то мере ощущает это на себе. Бенджамин Франклин писал, что  «платить налоги и умереть должен каждый». Данный принцип заложен и в российском законодательстве: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

Согласно идеям  А. Смита, при формировании налоговой  системы необходимо руководствоваться  следующими принципами:

- принципом  справедливости, утверждающим всеобщность обложения налогом и равномерность распределения его между гражданами соразмерно их доходам. Понимание справедливости зависит от исторического этапа развития, экономического устройства общества, социального статуса человека, его политических взглядов. В приложении к современности применение данного правила означает, что налогоплательщики законодательно обязаны участвовать в финансировании общественных (государственных) структур и мероприятий, причем распределение налогового бремени производится с учетом уровня полученных доходов;

- принципом  определенности, требующим, чтобы  сумма, способ и время платежа  были точно заранее известны  плательщику. Неопределенность налогообложения,  с одной стороны, приводит к  тому, что плательщик может попасть под власть контролирующих инстанций, а с другой — создает условия уклонения от налогообложения. Кроме того, в условиях неоднозначности толкования нормативных документов, нестабильности и непредсказуемости системы налогообложения в целом трудно принимать решения и строить стратегию бизнеса;

Информация о работе Налоги и налоговые доходы