Налоги и сборы. Понятие, роль, система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 00:32, реферат

Краткое описание

Налог – это обязательный индивидуально- безвозмездный платёж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципального образования.

Вложенные файлы: 1 файл

nalogovoe_pravo_1.docx

— 76.40 Кб (Скачать файл)

 

 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПРАВА В РФ

 

  1. Налоговое право РФ. Понятие, предмет, методы правового регулирования.

 

Налоговое право  – взаимосвязанная совокупность правовых норм, регулирующая общественные отношения, возникающие при установлении, ведении и взимании налогов.

 

Общественные  отношения, регулируемые налоговым  правом:

- отношения  по установлению налогов и  сборов

-отношения  по ведению налогов и сборов

- отношения  по взиманию налогов и сборов

- отношения  по осуществлению налогового  контроля

- отношения,  возникающие в процессе обжалования  актов налогового органа, действия (бездействия) их должностных  лиц

- отношения,  возникающие в процессе привлечения  соответствующих лиц к ответственности  за совершения налоговых правонарушений.

 

  1. Источники налогового права. Действия актов законодательства о налогах и сборах во времени

 

Действующее законодательство содержит особые требования для вступления в силу отдельных нпа которые относятся к источникам налогового права. По общему правилу, акты законодательства о налогах всупают в силу не ранее, чем по истечении месяца, со дня их официального опубликования и не ранее с 1 числа очередного налогового периода, по соответствующему налогу.

Специальные правила:

- ФЗ, вносящие  изменения в НК, в части установления  новых налогов или сборов, а  так же акты законодательства  о налогах и сборах субъектов  РФ и нпа представительных органов, муниципальных образований, вводящие налоги вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее 1 месяца со дня их официального опубликования.

- Акты законодательства  о налогах и сборах, устраняющие  или смягчающие ответственность,  за нарушение законодательством  о налогах и сборах, устанавливающие  дополнительные гарантии защиты  прав налогоплательщиков, отменяющие  налоги или сборы, снижающие  ставки налогов и сборов, устраняющие  обязанности налогоплательщиков  сборов, налоговых агентов, их  представителей или иным образом  улучшающие их положения могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.

- Акты законодательства о налогах  и сборах, устраняющие или смягчающие  ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, либо устанавливающие дополнительные  гарантии защиты прав налогоплательщиков  имеют обратную силу.

- Акты законодательства о налогах  и сборах, отменяющие налоги или  сборы, снижающие размеры ставок  налогов и сборов, устраняющие  обязанности налогоплательщиков, или  иным образом улучшающие их  положения могут иметь обратную  силу если прямо предусматривают это.

 

  1. Нормы налогового права

 Нормы  налогового права – это установленные,  либо санкционированные государствам  и (или) муниципальными образованиями  общеобязательные, формально-определенные  правила поведения, направленные  на регулирования общественных  отношений.

К числу особенностей норм налогового права относится  то, что нормы налогового права  почти не имеют своего прототипа  в общественной жизни, им весьма редко  предшествует фактические отношения  на основе которых, как правило, возникает  правовая норма. Здесь законодатель исходя из общественной потребности правовой политики сам конструирует модель поведения в сфере налогообложения, а затем фиксирует её в норме налогового права.

Нормы налогового права отличаются от других норм в  системе права своей нестабильности. Это обусловлено регулятивной функцией налогов, которая производна от состояния  экономики в стране, финансовой политике на том или ином этапе развитие.

Нормы налогового права в подавляющем большинстве  случаев являются обязывающими. Это  обусловлено тем, что отношения возникающие в процессе собирания государством и муниципальными образованиями денежных средств в сои финансовые фонды не могут развиваться иначе как за счет активного поведения обязанных субъектов.

Нормы налогового права регулируют отношения с  участием весьма специфического круга  субъектов. Помимо госдарства и уполномоченных им органов, а так же муниципальных образований, как субъектов характерны для всех институтов финансового права, нормы налогового права охватывают и такие субъекты права, как налогоплательщики, организации и физические лица, налоговые агенты, налоговые представители.

Нормам налогового права присущ особый порядок их действия во времени

По содержанию нормы налогового права подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы регулируют отношения непосредственно связанные с определением налогового обязательства и его существенных элементов. Процессуальные нормы устанавливают порядок реализации материальных норм. Ярким примером процессуальных норм, выступают нормы определяющие порядок принудительного исполнения налогового обязательства, порядок осуществления налоговыми органами налогового контроля.

По выполняемым  функциям нормы налогового права  подразделяются на регулятивные и охранительные.

По территории действия нормы налогового права  подразделяются на федеральные, региональные и местные.

По объему действия нормы делятся на общие и специальные. Общие нормы распространяют свое действие на целый ряд тех или иных отношений, а специальные, на определенный вид отношений в пределах данного рода.

Нормы –  презумпции. Это такие правила  поведения, которыми устанавливается  предположение о существовании (о  наличии или отсутствии) каких-либо юридических фактов, заранее признаваемых за достоверные и существующие. К числу норм – презумпций относится норма выраженная в п 7 ст 3 устанавливается презумпцию правоты налогоплательщика. Норма п 6. Ст 108, устанавливающая презумпцию невиновности. П.1 ст 40 НК, устанавливающая презумпцию соответствия договорной цены уровню рыночных цен.

нормы – фикции. Это правила поведения, провозглашающие несуществующий (существующий) в действительности факт (обстоятельство) существующим (несуществующим). Ст 20, 105.3 НК определяющая порядок признания лиц взаимозависимыми для целей налогооблажений.

нормы – принципы. Носят абстрактно- обобщающий характер и устанавливают исходные начала налогового права. В отличие от иных налоговых правовых норм, они имеют стабильный характер. Эти нормы, преимущественно- закрепленные в ст. 3 НК обладают устойчивостью, что позволяет им исполнять роль долговременных правовых ориентиров в системе налогового законодательства.

нормы – дефиниции. Устанавливают общие определения для налогового права и содержаться в основном в ст. 11 НК

 

 

СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

 

Ст. 9 НК. Это  перечень формально-закрытый

Организации и физ лица, признаваемые в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов;

Организации и физические лица, признаваемые в  соответствии с НК налоговыми агентами;

Налоговые органы;

Таможенные  органы.

А так же: эксперты, свидетели, специалисты, понятые, переводчики, контр-агенты налогоплательщика, принимающие участие в налоговом контроле. Кроме того, осуществление налогового учёта, требует участие в налоговых отношениях органа опеки и попечительства, регистрационных органов, органов, уполномоченных осуществлять нотариальные действия банков.

Субъектами  налоговых правоотношений являются физические лица и организации, государственные  органы, органы местного самоуправления, посредством взаимодействия которых  воплощаются в действительность предписания налого -правовых норм.

 

Правовой  статус налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Согласно  ст. 19 НК налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с налоговым кодексом возложена  обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организации это – юридические лица, образованные в соответствии с законодательство РФ, а так же иностранные юр. лица, компании и другие корпоративные  образования, обладающие гражданской  правоспособностью, созданные в  соответствии с законодательством  иностранных государств, международные  организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ.

Филиалы и  другие обособленные подразделения  Российской Федерации, в соответствии с законодательством о налогах  и сборах, налогоплательщиками не являются, а лишь выполняют обязанности  этих организаций об уплате налогов  и сборов на той территории, на которой  эти филиалы и иные обособленные подразделения осуществляют свою деятельностью.

Обособленное  подразделения организации в  целях налогообложения признается любое территориально-обособленное от неё подразделение по месту которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организацией таковым производиться независимо от того отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядитльных документов организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Физические  лица для целей налогообложения  – это граждане РФ, иностранные  граждане и лица без гражданства.

Физические  лица. Осуществляющие финансовую деятельность, без образования физического  лица, но не зарегистрировавшиеся в  качестве ип, в нарушении российского законодательства, не в праве ссылаться на то, что они ип не являются.

Т.к. налоговое  законодательство распространяет сферу  своего применения не на граждан, а  на резидентов данной страны, то по характеристики правового положения налогоплательщиков важной является категория налоговое  резидентство. Это правовая связь  государства с физическим лицом, территориальная по характеру и  устанавливаемая в нормах права, в целях налогообложения. В РФ в целях взимания налога на физ. Лиц  налоговым резидентом признаются физические лица фактически находящиеся в РФ, не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. При  этом период нахождения физ. Лица в  РФ не прерывается на периоды его  выезды за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения.

Независимо  от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а так же сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределами  РФ.

 

Правовое положения налогоплательщиков

 

Права налогоплательщиков в получении информации в сфере  налогообложения.

    • Получать на месте своего учёта от налоговых органов бесплатную информацию, в том числе в письменной форме от действующих налогах и сборов законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нпа, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностей налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц а так же получать формы налоговых деклараций и разъяснения о порядке их заполнения.
    • Получать от министерства финансов письменные разъяснения по вопросам о налогах и сборах от финансовых органов субъектов РФ и мунициапальных образований по вопросам примения законодательства РФ о налогах и сборах и нпа муниципальных образований о местных налогах и сборов.
    • Получать копии акта налоговой проверки и решения налоговых органов, а так же налоговые уведомления и требования об уплате налогов

 

Права, связанные  с исполнением налоговой обязанности:

    • Использовать налоговые льготы
    • Получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит
    • На своевременный зачет или возврат сумм излишне-уплаченных, либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов
    • Представляют свои интересы в отношениях, регулируемых в законодательстве о налогах и сборах лично, либо через своего представителя
    • Представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а так же по актам проведенных налоговых проверок

 

Права связанные с осуществлением налогового контроля

    • Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки
    • На участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов

 

Права, связанные  с защитой прав налогоплательщиков:

    • Требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
    • Не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и иных должностных лиц, не соответствующие налоговому кодексу или иным ФЗ
    • Обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и иных органов и действия (бездействия) их должностных лиц.
    • Право на соблюдение и сохранения налоговой тайны
    • Возмещение в полном объеме приченными незаннными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц.

Информация о работе Налоги и сборы. Понятие, роль, система