Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)

Введение

Объектом исследования данной курсовой работы явился анализ становления, развития и проблем  налоговой системы Российской Федерации. Предметом исследования выступает  сама налоговая система РФ.

История налогообложения  насчитывает тысячелетия. С момента возникновения государства налог стал единственно возможным способом удовлетворения его потребностей независимо от организационных основ государства и форм собственности. Менялось количество взимаемых налогов, их название, способы установления и уплаты. Суть налогов всегда определялась платой юридических и физических лиц в пользу государства за право той или иной деятельности, за имеющееся в их собственности имущество.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания новой системы налогообложения предприятий и граждан. В ходе реализации налоговых законов возникло множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. В связи с недостаточно четкой трактовкой отдельных законодательных и инструктивных актов возрастает потребность в компетентном комментировании сложных проблем налогообложения.

 Именно поэтому данная тема так актуальна  не только на протяжении всех времён с момента образования государства, но и в нашем современном обществе; ведь без знания истории развития, становления и пробелов современной налоговой системы РФ не видится возможным образование  государства, где главенствую такие принципы, как справедливость и правомерность. Реформы, направленные на совершенствование данной системы призваны улучшить её, вобрав себя опыт прошлых ошибок и приоритетов.

Последние реформы показывают стремление Российского правительства к  коренному изменению ситуации в  стране. Масштабная программа преобразований в налоговой политике проводится уже более десяти лет. Следствием предпринятых мер уже стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост России.

Целью данной работы является  освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы  и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие  задачи:

    • изучить этапы становление налоговой системы Российской Федерации;
    • проанализировать налоговую нагрузку на экономику России с 1992 года;
  • оценить динамику налоговых поступлений и задолженности в федеральный бюджет РФ за последние годы;
  • выявить проблемы развития налоговой системы и предложить мероприятия по их совершенствованию.

В курсовой работе было использовано 34 источника, среди которых нормативно-правовые акты, в том числе Налоговый кодекс,  учебники и учебные пособия наиболее известных  авторов в области налогообложения: Толкушина А.В., Черника Д. Г. и других, материалы периодической печати, а также ресурсы Интернета. Хотелось бы отметить два популярных Интернет-сайта, такие как www.nalog.ru, сайт ФНС, где предоставлена достаточно обширная и доступная информация по данному вопросу.

 

 

 

 

 

 

 

1. Этапы становления налоговой системы Российской Федерации

1.1История развития налоговой системы РФ

 

Налоговая система –  основанное на определённых принципах  целостное единство взаимосвязанных  и взаимозависимых её элементов: законодательства о налогах и  сборах, совокупности налогов и сборов, плательщиков налогов и сборов, налоговых администраций [12, с. 68].

 В новейшей истории становления налоговой системы России, которая началась с 1991 года, выделяются три этапа:

1) этап налоговой администрации (1992-1993 гг.);

2) этап налоговой децентрализации (1994-1997 гг.);

3)этап налоговой централизации (с 1998 года по настоящее время).

В данном параграфе познакомимся с первыми двумя этапами, являющимися начальными в истории формирования налоговой системы Российской Федерации до её оформления в существующую действующую современную систему.

Закон в РФ «Об основах  налоговой системы в РФ», который  знаменовал собой начало формирования современной отечественной налоговой  системы, содержал норму, согласно которой «органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Иными словами, с самого начала своего становления налоговая система России формировалась на принципах фискальной централизации.

Но уже указ президента РФ от 22.12.93 года «О формировании республиканского бюджета РФ и взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ в 1994 году» привёл к децентрализации налоговой системы. В указе предусматривалось, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе РФ, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством РФ, могут вводиться решением органов государственной власти субъектов РФ, местных органов государственной власти. При этом уплата налогов организациями должна производиться за счёт прибыли, остающейся у них после уплаты налога на прибыль.

Субъекты РФ и муниципальные  образования активно использовали предоставленной им право на введение новых, не предусмотренных федеральным законодательством налогов и сборов [18, с. 128].

Вскоре, Президент своим  указом от 18.08.96 года признал утратившей силу с 1 января 1997 года упомянутую норму. Органам государственной власти субъектов РФ предписывалось отменить с 1 января 1997 года свои решения о введении дополнительных налогов и сборов, не основанные на Законе РФ «Об основах налоговой системы в РФ». Органам местного самоуправления с 1 января 1997 года было предложено принять аналогичные решения в отношении введённых ими дополнительных налогов и сборов.

Нынешняя налоговая  система централизована. Следует различать централизацию в условиях унитарных и федеративных государств. Налоговые системы унитарных государств централизованы абсолютно. В федеративных государствах, к числу которых относится Россия, централизация относительна. Здесь федеральный законодатель в рамках полномочий, определённых Конституцией РФ, устанавливает общие принципы налогообложения и формирование налоговой системы (в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов). НК РФ установил трёхзвенную структуру налоговой системы, отражающую федеративное устройство России. Перечень налогов и сборов всех уровней, содержащийся в НК РФ, является закрытым. Согласно НК РФ не могут устанавливаться региональные и местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные Кодексом [13, с. 60].

Правовое оформление новой налоговой системы обеспечило целый пакет налоговых законов  РФ: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» № 2118-1 от 27.12.91 года, который определял общие принципы построения налоговой системы, ее структуру, компетенцию органов государственной власти в области налогов, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов (утратил силу с 1 января 1999 года в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ № 146-ФЗ от 31. 07.98 года); «О государственной налоговой службе РСФСР» № 943-1 от 21.03.91 года (с изм. от 8.07.99 года), регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля; другие законы и подзаконные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты конкретных видов налогов и сборов.

 Всего в результате реформы 1992 года было введено 18 федеральных, 3 региональных и 22 местных налога [3, с. 14].

Смысл реформы сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных для административно-командной  системы и фиксированных цен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности (особенно в отраслях, создающих товары народного потребления, в малых предприятиях и предприятиях, связанных с научно-техническим прогрессом).

Налоговая реформа 1992 года отражала условия функционирования отечественной экономики того периода. Во-первых, она объективно соответствовала условиям высокой инфляции. В результате в налоговой системе оказались несущественными такие налоги, как налог на землю, на капитал; относительно узка база налогообложения. Во-вторых, радикально изменив структуру налоговых поступлений, реформа 1992 года не смогла коренным образом повлиять на практику взимания налогов, так как основные принципы функционирования налоговой системы и налоговой службы сложились еще в недрах административно-командной экономики [26, с. 9].

С января 1992 года введены налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на имущество, подоходный налог с физических лиц.

Налог на добавленную  стоимость введен вместо налога с оборота и налога с продаж. Он взимается при каждом акте купли-продажи (начиная со стадии производства и до продажи конечному потребителю) с той части стоимости, которая добавляется каждым последующим производителем к стоимости сырья, материалов, товаров, услуг. Первоначальная ставка налога, по закону 1991 года, составляла 28%, что привело к повышению розничных цен, усилило инфляционные процессы, потребовало дополнительных компенсаций в социальной сфере. Начиная с первого января 1993 года, были установлены две ставки: 10% – по продовольственным товарам и товарам для детей и 20%  – по остальным товарам. Снижение ставки НДС нацелено в первую очередь на увеличение объемов производства, работ и услуг.

Одновременно повышалась ставка налога на имущество предприятий. Установленная в размере 0,5 % от налогооблагаемой базы с 1 января 1992 года ставка налога на имущество предприятий увеличивается с 1 июля 1992 года до 1 % и с января 1994 года – до 2 % от налогооблагаемой базы.

Рисунок 1– Динамика изменения ставки налога на имущество 1992-1994 годы [27]

Значительные изменения  в налоговое законодательство России вносятся указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. №2270 «О некоторых изменениях в налогообложении  и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Ставка налога на прибыль предприятий и организаций, установленная с 1 января 1992 года в размере 32 %, а для бирж и брокерских контор – 45%, с 1 января 1994 года устанавливается в размерах соответственно 38% и 43%. Тем самым утяжеляется налоговый пресс на предприятия.

Усиливается фискальная функция налоговой политики государства: размер пений, взыскиваемых с налогоплательщиков в случае задержки уплаты налогов, увеличивается до 0,7% за каждый день просрочки (до этого было 0,2%). К плательщикам налогов могли применяться меры бесспорного взыскания недоимки  по платежам в бюджет в виде обращения взыскания на суммы, причитающиеся недоимщику от его дебиторов.

Кроме  того, с 1 января 1994 года вводятся новые федеральные  налоги.

 А) Специальный налог с предприятий, учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного хозяйства Российской Федерации и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей. Ставка специального налога устанавливается в размере 3% от налогооблагаемой базы, определяемой в соответствии с законом Российской Федерации «О налоге на добавленную стоимость».

Б) Транспортный налог с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1% от их фонда оплаты труда.

В итоге, дополнительное изъятие у товаропроизводителя около 4-5% вновь созданной стоимости, приводящее к тому, что у налогоплательщиков с 1994 года должно уходить на уплату налогов только в федеральный бюджет свыше 55% доходов.

Несмотря на сильный налоговый  пресс, вызванный как множественностью налогов, так и высокими ставками, налоговая система не обеспечивала в полной мере потребности в средствах на финансирование даже первоочередных расходов государства. Дефицит федерального бюджета, доходы которого формируются в подавляющей доле за счет налогов, достиг критических размеров.

Впоследствии федеральным  законом РФ от 23 февраля 1995 года № 25-ФЗ ставка специального налога с 1 апреля 1995 года была снижена с 3% до 1,5%, а с 1 января 1996 года специальный налог был отменен.

С 1996 года государство  отказалось и от такого мощного регулятора фондов потребления, как налог на превышение нормируемой величины оплаты труда, функционировавший в структуре  налога на прибыль.

В продолжение реформирования налоговой системы России принимается указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» [15, с. 102–104].

Новизна налоговой системы Российской Федерации проявилась в следующем:

  • налоговая система (НС) основывается на правовой базе, а не на подзаконных нормативных актах различных министерств и ведомств, КПСС и Правительства СССР, как было раньше. Налоговое законодательство впервые содержит единый закон (Налоговый кодекс РФ), характеризующий и регулирующий налоговую систему в целом, что весьма облегчает налогоплательщикам и налоговым органам пользование законодательной базой. Налоги и налоговые платежи вводятся и отменяются только представительными органами власти путем принятия соответствующих законодательных актов;
  • НС становится стабильной (хотя в отношении некоторых основных налогов этот принцип не соблюдается) и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением ВВП в целях выполнения государством своих функций;
  • при разработке НС использован мировой опыт налогообложения физических и юридических лиц. Этот опыт нашёл отражение при делении налогов на общегосударственные (федеральные), административно-территориальные (то есть в территориальном принципе построения налоговой системы), а также в совпадении по основным позициям (НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий, налог на доходы граждан, налоги на имущество, земельный налог) налоговых систем России и стран с рыночной экономикой;
  • НС построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За порядком их исчисления и своевременностью взноса в бюджет осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам и других ведомств;
  • налоги четко распределены по звеньям бюджетной системы (федеральные, региональные и местные налоги), определены виды закрепленных и регулирующих налогов;
  • региональным и местным органам власти представлена налоговая инициатива в рамках закона. Например, Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 154-ФЗ от 28.08.95 г. (с изм. от 17.03.97 г.) предоставлено право на налоготворчество в пределах своей территории;
  • НС включает совершенно новые для Российской Федерации налоги и сборы (НДС) и предусматривает осуществление изменения в порядке исчисления и в системе элементов ранее действовавших налогов (например, подоходный налог с граждан);
  • законодательством установлена четкая последовательность при уплате налогов;
  • в системе налогов определены общие и специальные платежи, имеющие строго целевое назначение и регулирующее значение;
  • новая НС обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями налогоплательщиков и защиту малоимущих граждан, многодетных семей, студентов, пенсионеров, участников военных и других событий. С этой целью установлены необлагаемый минимум, льготы на детей;
  • при налогообложении к плательщикам предъявляются одинаковые требования и создаются равные условия использования доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их предоставления;
  • налоговая система представляет собой сочетание двух основных видов налогов: прямых и косвенных. В прошлом косвенное обложение в нашей стране отрицалось, так как считалось, что оно имеет «эксплуатационный» характер и ложится полностью на плечи трудящихся масс.

Информация о работе Налоговая система РФ