Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.
В целом действующая в рассматриваемый период налоговая система призвана выполнить не только фискальную, но и регулирующую, и контрольную функции. Для этого в ней заложены все необходимые элементы и регуляторы [16, с. 87].
В части налоговых органов с реформой 1991 года произошло кардинальное изменение: государственная налоговая служба (ГНС) была выведена из состава Минфина России и стала центральным органом государственного управления, подчиненным Президенту РФ и Правительству РФ. Создавался централизованный фонд социального развития, для сотрудников, имеющих классные чины, вводилась форменная одежда. Указом Президента России от 31 декабря 1991 года №340 «О государственной налоговой службе Российской Федерации» были утверждены Положение о Государственной налоговой службе с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их семей и Положение о классных чинах работников.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 18 марта 1992 года было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при ГНС РФ.
В 1993 году ГУНР было преобразовано
в Федеральную службу налоговой
полиции – самостоятельный прав
В 1995 году были произведены реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений. В большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения, занимающиеся проблемой снижения задолженности.
В 1996 году была учреждена Временная чрезвычайная комиссия при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины во главе с Председателем Правительства В.С. Черномырдиным.
Современная налоговая система России начала складываться в условиях активных рыночных преобразований в стране. На протяжении всего периода рыночных преобразований российская налоговая система подвергалась множеству изменений, уточнений и модификаций, однако основные элементы и принципы построения этой системы сохранились и поныне. Наиболее существенные изменения были внесены в налоговую систему России в 1999-2001 годах.
С января 1999 года в нашей стране действует измененная налоговая система. Основные принципы ее построения определил Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), 1 часть которого введена с 01.01.99 года и ряд глав 2 части Кодекса. Он регулирует все стадии налоговых правоотношений.
Во-первых, были законодательно установлены особые требования, предъявляемые к актам законодательства о налогах и сборах, касающиеся как содержания, так и порядка их введения. Согласно НК РФ органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением, только в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях.
Во-вторых, был установлен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации. Мерой обеспечивающей предсказуемость налогового законодательства стало установление на федеральном уровне основных элементов налогообложения по региональным и местным налогам, что призвано оградить хозяйствующих субъектов от необоснованного повышения налоговой нагрузки. С другой стороны, региональные и местные власти могли самостоятельно устанавливать по региональным и местным налогам отдельные элементы налогообложения для проведения собственной налоговой политики. Эти положения НК РФ призваны гарантировать стабильность условий предпринимательской деятельности.
В-третьих, достаточно
Однако, часть первая
НК РФ не устанавливает
Несомненным достоинством Налогового кодекса следует признать то, что он написан четким юридическим языком. Вторым важнейшим достоинством Налогового кодекса является резкое сокращение количества налогов, и при этом предусмотрен их исчерпывающий перечень, с тем, чтобы количество не разрасталось в дальнейшем.
Важным нововведением в рамках антикризисной программы стало принятие федерального закона «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности». Налог практически не имеет аналогов в российской налоговой системе. Цель введения единого налога на вмененный доход – увеличить налоговые поступления и упростить процедуру расчета и сбора налогов.
Определяющее значение для величины данного налога имеет не его ставка (20%), а величина базовой доходности в стоимостном выражении на единицу физического показателя, характеризующего определенный вид деятельности.
Введение единого налога на вмененный доход позволяет более полно определить налоговые поступления при утверждении бюджетов разных уровней на финансовый год. Вместе с тем, для законопослушных налогоплательщиков создаются дополнительные стимулы по развитию производства и увеличению объемов реализации, поскольку размер единого налога в основном определяется не по отчету, а по косвенным натуральным показателям, характеризующим условия хозяйственной деятельности [15, с. 114].
Полнота правового
регулирования налоговых
Рассмотрим структуру российской налоговой системы, сложившейся по итогам 2002 года, с точки зрения соотношения в ней прямых и косвенных налогов.
Таблица 1– Структура российской налоговой системы, сложившейся по итогам 2002 года [11, с. 94]
Налоги |
Консолидированный бюджет |
Федеральный бюджет |
% к итогу |
% к итогу | |
Прямы налоги |
33,54 |
76,13 |
Косвенные налоги |
49,72 |
79,32 |
Прочие налоги |
15, 73 |
13,46 |
Таким образом, в 2002 году в процентном отношении к ВВП структура российской налоговой системы представлялась следующим образом, как изображено на рисунке 2. В рамках налоговой системы в целом доминируют косвенные налоги (12,8 % ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже – всего 8,9% ВВП системы РФ. При этом Федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, формируется за счёт косвенных налогов (около 76% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги: их доля в налоговых доходах составляла почти 72 %.
Рисунок 2 – Структура российской налоговой системы 2002 года в % от ВВП [28]
Важнейшим результатом проводимой налоговой реформы стало заметное снижение налоговой нагрузки на экономику, что стало одним из важных факторов поддержания экономического роста. В последние годы ежегодно принимались и вступали в силу решения, предусматривающие существенное снижение налогового бремени. Так, с 2002 года были снижены, а с 2003 года окончательно отменены «оборотные налоги», начиная с 2004 года с 20 до 18 % была снижена основная ставка НДС и отменен налог с продаж. С 2005 года произошло существенное снижение ЕСН.
На Совете по конкурентоспособности
и предпринимательству при
В 2006–2008 годы снижение налогового бремени на экономику составляло около 1 % к ВВП ежегодно (без учета влияния изменения цен на нефть).
Нельзя не отметить существенную налоговую реформу в отношении единого социального налога, который был принят в соответствии с гл. 24 Налогового кодекса РФ (часть вторая) от 05.08.2000 г. №117-ФЗ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 г. №137-ФЗ) с 1 января 2001 года, где страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования были заменены единым социальным налогом. В период с 1 января 2001 года по 31 декабря 2001 года в Российской Федерации он назывался «единый социальный налог (взнос)», порядок исчисления и уплаты которого регулировался гл. 24 «Единый социальный налог (взнос)» Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 г. №117-ФЗ. С 1 января 2002 года этот налог получил новое наименование – «единый социальный налог» (ЕСН), и с 1 января 2005 года его исчисление и уплата регулируются гл. 24 НК РФ в ред. Федерального закона от 27.07.2006 года №137-ФЗ.
С 1 января 2010 года утратила силу глава 24 «Единый социальный налог» НК РФ и введён в действие Федеральный закон от 24.07.2009 №212-ФЗ. Соответственно бывшие плательщики ЕСН автоматически становятся плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС). Отныне применяются следующие тарифы страховых взносов:
1) Пенсионный фонд РФ – 20 процентов;
2) Фонд социального страхования РФ – 2,9 процента;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 1,1 процента;
4) Территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2 процента.
С 2011 года ставка страховых взносов увеличится с 26 % до 34%.
Что касается налоговых органов, то в соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 года № 1635 ГСН РФ с 1 января 1999 года была преобразована в Министерство РФ по налогам и сборам. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 27 марта 1999 года и 24 июня 1999 года была утверждена Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Н.Б. Христенко [17, с. 301-303].
Современный этап налоговой реформы отличается высокой динамичностью: приняты кардинальные поправки в отношении отдельных видов налогов, активно реализуется общая концепция развития налоговой системы. В этих условиях важно своевременно фиксировать и оценивать наиболее существенные сдвиги и налогообложении, а вместе с ними и качество налоговой политики [32].
2. Оценка эффективности налоговой системы РФ
2.1 Анализ налоговой нагрузки на экономику с 1992 года
Под фактической налоговой
Различают фактическую
и номинальную налоговую
Кривая Лаффера, которую мы можем увидеть на рисунке 3 — кривая, отражающая открытую американским экономистом А. Лаффером закономерность: слишком высокий уровень налогов может не оставить предприятиям возможностей для нормального развития или подорвать стимулы к такому развитию и, следовательно, сбор налогов сократится, но и слишком низкое, «вольготное» обложение может сократить поступление средств государству до недопустимого уровня.
Кривая Лаффера показывает зависимость расширения деловой активности (и соответственно сбора налогов) от налоговой ставки [10, с. 230].
Наилучший экономический результат достигается не когда налоги самые низкие, а когда они оптимальные. И не может быть одного, на все случаи жизни, оптимального уровня налоговых изъятий. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, так как более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство.
Рисунок 3 – Кривая Лаффера [10, с. 231]
Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15 %). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы.