Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.

Вложенные файлы: 1 файл

Налоговая система РФ.doc

— 647.00 Кб (Скачать файл)
  1. Внедрение программного комплекса «Система ЭОД местного уровня».

Важной составляющей процесса модернизации является проведение в промышленном режиме автоматизированных процедур камеральной налоговой проверки. Предполагаемый перенос «центра тяжести» контрольной работы, проводимой налоговыми органами, с выездных налоговых проверок на камеральные позволит:

  • повсеместно применять новые формы налоговых деклараций, их электронные форматы, инструкции по их заполнению, внутридокументные и междокументные контрольные соотношения;
  • использовать автоматизированные процедуры подсистемы камеральных проверок системы ЭОД, и помощью которых привлекать дополнительные внешние информационные ресурсы таможенных органов, пограничной службы, акцизных складов, органов ГИБДД.
  1. Внедрение новых форм взаимодействия с налогоплательщиками.

Наиболее массовыми  процедурами, требующими до настоящего времени непосредственного контакта налогового инспектора и налогоплательщика, являются получение в налоговом органе необходимой информации и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения такой задачи в современной структуре налоговой инспекции создаются отделы работы с налогоплательщиками (операционные залы), основными функциями которых являются непосредственные контакты с налогоплательщиками по вопросам приема и выдачи документов и информирование налогоплательщиков. Таким образом, практически все функции по взаимодействию с налогоплательщиками сконцентрированы в этом подразделении. Отдел работы с налогоплательщиками является в прямом и переносном смысле «лицом» инспекции. Поэтому от сотрудников требуется умение работать с людьми, терпеливо и профессионально отвечать на самые разные вопросы, оперативно принимать решения в сложных конфликтных ситуациях [1].

Важной задачей является внедрение бесконтактных форм взаимодействия инспекции с налогоплательщиками в периоды сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения этой задачи организована сдача-прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.

Электронные технологии успешно внедряются в регионах России. Помимо формирования налоговых деклараций в электронном виде и загрузки их в налоговые информационные системы предстоит организовать:

  • доступ налогоплательщиков к персональным ресурсам расчетов с бюджетом, результатам камеральных и выездных проверок и другой информации;
  • проведение сверки в электронном виде с получением юридически значимых электронных актов сверки.

Что касается тотального ввода всех данных в информационную систему налогового органа, включая преобразование данных в электронный вид (ручной ввод), то здесь будущее принадлежит региональным межрайонным инспекциям по централизованной обработке данных и отделам по централизованной обработке данных управлений по субъектам РФ.

Важнейшей предпосылкой устойчивого экономического роста  и улучшения предпринимательского климата в стране являются устранение административных барьеров для бизнеса, в том числе упрощение процедуры  регистрации юридических лиц, что  особенно важно для малого и среднего бизнеса. Для этого создана система государственной регистрации юридических лиц и Единый государственный реестр юридических лиц.

Реализация налоговыми органами функций по государственной регистрации исключает возможность появления среди участников экономических отношений лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.

С целью сокращения временных  и финансовых издержек юридических и физических лиц при их регистрации в работу налоговых органов повсеместно внедряется технология одного окна. Это позволяет налоговым органам передавать сведения о государственной регистрации налогоплательщиков внебюджетным фондам, которые в соответствии с действующим законодательством также осуществляют постановку на учет.

Совершенствование механизмов обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах со стороны ФНС России невозможно без создания автоматизированного банка данных с использованием информационных ресурсов внешних источников. В настоящее время активизирована работа по заключению межведомственных соглашений на федеральном уровне, предусматривающих создание и развитие органами МВД России, Минюстом России, Минимуществом России информационных ресурсов, преимущественно в электронном виде.

Повышению эффективности  контрольной работы способствует системный анализ применяемых налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения, разработка методик выявления и пресечения попыток уклонения.

В практику работы инспекций  ФНС России входит использование автоматизированных информационных систем при проведении камеральных проверок и автоматизированного отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Для налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших или основных, а также налогоплательщиков, у которых вероятность нарушений достаточна высока, необходимо применение углубленной камеральной проверки, включающей анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе всей имеющейся, а также дополнительно затребованной информации.

ФНС России совершенствует методики налоговых проверок налогоплательщиков с учетом их отраслевой специфики, видов  деятельности. Такая методическая работа проводится в первую очередь для отраслей, определяющих экономический потенциал страны, – газовой, нефтяной, металлургической промышленности, связи, транспорта, электроэнергетики, производства и оборота алкоголя, табака.

Получила дальнейшее развитие разработка систем автоматизированного сопровождения выездных налоговых проверок и электронного обмена информацией между ведомствами, в том числе с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП).

Реализация налоговыми органами данных мероприятий направлена на:

  • сокращение налоговых правонарушений;
  • увеличение экономической эффективности;
  • устранение причин, создающих условия для коррупции;
  • усиление оперативной реакции государственных органов власти на допущенные правонарушения [34].

Развитие системы обслуживания налогоплательщиков предусматривает предоставление налогоплательщикам разнообразных по формам и средствам информационно-разъяснительных услуг, создающих благоприятные условия для выполнения ими налоговых обязательств.

На всех уровнях налоговой  системы в настоящее время  созданы организационные структуры по работе с налогоплательщиками, что позволяет расширить спектр предоставляемых налоговыми органами услуг и повысить их качество на всей территории Российской Федерации. Открытие специализированных залов для работы с налогоплательщиками позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными и обеспечивает комфортные условия для налогоплательщика. Кроме того, в практику работы налоговых органов интенсивно внедряются бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками. Проведена модернизация и информационное наполнение WEB-серверов ФНС и управлений ФНС по субъектам РФ.

Стратегический курс в области налогового администрирования  направлен на повышение эффективности  фискальной политики – снижение возможностей для уклонения от налогообложения, повышение собираемости налогов и сборов на основе их добровольной уплаты. Реализация программы «Развитие налоговых органов» в условиях максимальной «прозрачности» налогоплательщиков для государства в целом способствует снижению налоговой нагрузки и развитию экономики страны [14, с. 70–76].

Проект «Модернизация  налоговой службы-2»

В рамках программ «Развитие  налоговых органов (2002-2004 гг.) был  создан проект «Модернизация налоговой  службы-2» и признан к реализации и по сей день. Данный проект реализовывается в соответствии с Соглашением о займе №4680 RU между РФ (заемщиком) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), подписанного 30 декабря 2002 года и вступившего в силу 28 апреля 2003 года. Указанное соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 года №921. сумма займа: 100 000 000 долларов США.

Основной целью Проекта  стало проведение реформы и модернизации налоговых органов Российской Федерации, в т.ч.:

  • повышение эффективности налогового администрирования;
  • более широкое распространение принципа добровольности выполнения налогоплательщиками  своих обязанностей;
  • усиление потенциала использования механизмов принудительного взыскания налоговых платежей;
  • повышение уровня профессионализма налоговых служащих;
  • усиление принципа справедливости при исполнении налогового законодательства.

Проект включал следующие компоненты:

  • организация и управление;
  • управление людскими ресурсами и обучение;
  • инфраструктура;
  • правовая и нормативная база и разрешение споров;
  • Единый государственный реестр налогоплательщиков;
  • развитие электронного документооборота и учета налоговых платежей;
  • налоговые проверки;
  • управление задолженностью;
  • развитие системы обслуживания налогоплательщиков;
  • крупнейшие налогоплательщики;
  • управление Проектом.

Мероприятия Проекта осуществляются на федеральном уровне, а также  в следующих 15 регионах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Волгоградская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Ставропольский край, Кемеровская область, Московская область, Омская область, Пермская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, г.Санкт-Петербург, г. Москва, Ханты-Мансийский АО – Югра, Ямало-Ненецкий АО [21, с. 31].

ФНС России обеспечивает реализацию Проекта и является главным распорядителем средств Займа и Софинансирования. Министерство финансов Российской Федерации  осуществляет контроль за реализацией  Проекта. ОАО «ФЦПФ» обеспечивает организационно-техническую поддержку ФНС России на этапе реализации Проекта, включая организационно-техническое содействие при проведении конкурсов на закупку товаров, работ и услуг в рамках Проекта, в соответствии с правилами МБРР, а так же осуществляет целевое использование средств Займа.

В настоящее время завершены  работы по большей части  инфраструктурных пакетов, в рамках которых осуществлены:

  • поставка программно-аппаратных средств для операций налоговых органов, участвующих в Проекте;
  • закупка оборудования для создания студии дистанционного обучения и связи с общественностью;
  • поставка оборудования и  установка программного обеспечения в Федеральном и четырех региональных центрах обработки данных (ЦОД), расположенных в г. Санкт-Петербург, г. Нижний Новгород, г. Волгоград и г. Кемерово;
  • закупка и установка телекоммуникационного оборудования, позволившего создать единую систему центров обработки данных ФНС России.

 Завершены работы по ряду  консультационных пакетов, в рамках  которых:

  • усовершенствованы методики проведения предпроверочного анализа и разработаны требования к системе проведения выездных проверок;
  • усовершенствован механизм принудительного взыскания недоимки и процедур урегулирования задолженности, а также создана система мониторинга и анализа платежеспособности организаций, находящихся в процедурах банкротства;
  • разработаны методологии прогнозирования налоговой базы и налоговых поступлений;
  • проведено обучение сотрудников налоговых органов системе электронной обработки данных;
  • в рамках усовершенствования системы обслуживания налогоплательщиков разработаны предложения по созданию телефонной консультационной сети налоговых органов;
  • разработаны понятные для налогоплательщиков инструкции по заполнению налоговых деклараций;
  • разработана новая структура и дизайн сайта ФНС России, позволившие более четко структурировать информацию для налогоплательщиков и сделать более удобным пользовательский интерфейс сайта ФНС России [20, с. 58].

Таким образом, в целях  совершенствования современной  налоговой системы РФ создаются  государственные программы, результаты реализации которых уже дают положительную  динамику. Но, конечно, налоговая система  Российской Федерации ещё требует  существенных доработок, на которые уйдёт не один год тяжёлой работы всех органов государственной власти. 

Информация о работе Налоговая система РФ