Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.
Важной составляющей процесса модернизации является проведение в промышленном режиме автоматизированных процедур камеральной налоговой проверки. Предполагаемый перенос «центра тяжести» контрольной работы, проводимой налоговыми органами, с выездных налоговых проверок на камеральные позволит:
Наиболее массовыми процедурами, требующими до настоящего времени непосредственного контакта налогового инспектора и налогоплательщика, являются получение в налоговом органе необходимой информации и сдача налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения такой задачи в современной структуре налоговой инспекции создаются отделы работы с налогоплательщиками (операционные залы), основными функциями которых являются непосредственные контакты с налогоплательщиками по вопросам приема и выдачи документов и информирование налогоплательщиков. Таким образом, практически все функции по взаимодействию с налогоплательщиками сконцентрированы в этом подразделении. Отдел работы с налогоплательщиками является в прямом и переносном смысле «лицом» инспекции. Поэтому от сотрудников требуется умение работать с людьми, терпеливо и профессионально отвечать на самые разные вопросы, оперативно принимать решения в сложных конфликтных ситуациях [1].
Важной задачей является внедрение бесконтактных форм взаимодействия инспекции с налогоплательщиками в периоды сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности. Для решения этой задачи организована сдача-прием налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности в электронном виде по каналам связи.
Электронные технологии успешно внедряются в регионах России. Помимо формирования налоговых деклараций в электронном виде и загрузки их в налоговые информационные системы предстоит организовать:
Что касается тотального ввода всех данных в информационную систему налогового органа, включая преобразование данных в электронный вид (ручной ввод), то здесь будущее принадлежит региональным межрайонным инспекциям по централизованной обработке данных и отделам по централизованной обработке данных управлений по субъектам РФ.
Важнейшей предпосылкой
устойчивого экономического роста
и улучшения
Реализация налоговыми органами функций по государственной регистрации исключает возможность появления среди участников экономических отношений лиц, не состоящих на учете в налоговых органах.
С целью сокращения временных и финансовых издержек юридических и физических лиц при их регистрации в работу налоговых органов повсеместно внедряется технология одного окна. Это позволяет налоговым органам передавать сведения о государственной регистрации налогоплательщиков внебюджетным фондам, которые в соответствии с действующим законодательством также осуществляют постановку на учет.
Совершенствование механизмов обеспечения поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, усиление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах со стороны ФНС России невозможно без создания автоматизированного банка данных с использованием информационных ресурсов внешних источников. В настоящее время активизирована работа по заключению межведомственных соглашений на федеральном уровне, предусматривающих создание и развитие органами МВД России, Минюстом России, Минимуществом России информационных ресурсов, преимущественно в электронном виде.
Повышению эффективности контрольной работы способствует системный анализ применяемых налогоплательщиками схем уклонения от налогообложения, разработка методик выявления и пресечения попыток уклонения.
В практику работы инспекций ФНС России входит использование автоматизированных информационных систем при проведении камеральных проверок и автоматизированного отбора налогоплательщиков для выездных проверок. Для налогоплательщиков, относящихся к категории крупнейших или основных, а также налогоплательщиков, у которых вероятность нарушений достаточна высока, необходимо применение углубленной камеральной проверки, включающей анализ финансово-хозяйственной деятельности на основе всей имеющейся, а также дополнительно затребованной информации.
ФНС России совершенствует методики налоговых проверок налогоплательщиков с учетом их отраслевой специфики, видов деятельности. Такая методическая работа проводится в первую очередь для отраслей, определяющих экономический потенциал страны, – газовой, нефтяной, металлургической промышленности, связи, транспорта, электроэнергетики, производства и оборота алкоголя, табака.
Получила дальнейшее
развитие разработка систем автоматизированного сопровожде
Реализация налоговыми органами данных мероприятий направлена на:
Развитие системы обслуживания налогоплательщиков предусматривает предоставление налогоплательщикам разнообразных по формам и средствам информационно-разъяснительных услуг, создающих благоприятные условия для выполнения ими налоговых обязательств.
На всех уровнях налоговой системы в настоящее время созданы организационные структуры по работе с налогоплательщиками, что позволяет расширить спектр предоставляемых налоговыми органами услуг и повысить их качество на всей территории Российской Федерации. Открытие специализированных залов для работы с налогоплательщиками позволяет сделать контакты налогоплательщика и инспектора максимально прозрачными и удобными и обеспечивает комфортные условия для налогоплательщика. Кроме того, в практику работы налоговых органов интенсивно внедряются бесконтактные формы взаимодействия с налогоплательщиками. Проведена модернизация и информационное наполнение WEB-серверов ФНС и управлений ФНС по субъектам РФ.
Стратегический курс в области налогового администрирования направлен на повышение эффективности фискальной политики – снижение возможностей для уклонения от налогообложения, повышение собираемости налогов и сборов на основе их добровольной уплаты. Реализация программы «Развитие налоговых органов» в условиях максимальной «прозрачности» налогоплательщиков для государства в целом способствует снижению налоговой нагрузки и развитию экономики страны [14, с. 70–76].
Проект «Модернизация налоговой службы-2»
В рамках программ «Развитие налоговых органов (2002-2004 гг.) был создан проект «Модернизация налоговой службы-2» и признан к реализации и по сей день. Данный проект реализовывается в соответствии с Соглашением о займе №4680 RU между РФ (заемщиком) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР), подписанного 30 декабря 2002 года и вступившего в силу 28 апреля 2003 года. Указанное соглашение заключено в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2002 года №921. сумма займа: 100 000 000 долларов США.
Основной целью Проекта стало проведение реформы и модернизации налоговых органов Российской Федерации, в т.ч.:
Проект включал следующие
Мероприятия Проекта осуществляются на федеральном уровне, а также в следующих 15 регионах Российской Федерации: Республика Башкортостан, Волгоградская область, Краснодарский край, Нижегородская область, Ставропольский край, Кемеровская область, Московская область, Омская область, Пермская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, г.Санкт-Петербург, г. Москва, Ханты-Мансийский АО – Югра, Ямало-Ненецкий АО [21, с. 31].
ФНС России обеспечивает реализацию
Проекта и является главным распорядителем
средств Займа и
В настоящее время завершены работы по большей части инфраструктурных пакетов, в рамках которых осуществлены:
Завершены работы по ряду
консультационных пакетов, в
Таким образом, в целях
совершенствования современной
налоговой системы РФ создаются
государственные программы, результаты
реализации которых уже дают положительную
динамику. Но, конечно, налоговая система
Российской Федерации ещё требует
существенных доработок, на которые уйдёт не один год тяжёлой
работы всех органов государственной
власти.