Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2012 в 14:19, курсовая работа
Целью данной работы является освещение особенностей становления налоговой системы Российской Федерации в период перехода экономики на новые принципы хозяйствования, анализ возникших проблем и недостатков в ходе ее развития. Также в работе рассмотрены перспективы развития налоговой системы и даны некоторые предложения по совершенствованию налогового законодательства.
В 2009 году поступления страховых взносов в Пенсионный фонд были равны 835,3 млрд. рублей, что составляет 60,7% от общей суммы отчислений во внебюджетные фонды. По сравнению с 2008 г. сумма взносов увеличилась на 16,4 млрд. рублей, то есть на 0,3% от общей суммы поступлений [4].
Фонд социального страхования Российской Федерации – один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Поступления в фонд на 67 % сложатся от доходов по обязательному социальному страхованию, формируемых за счет отчислений, на 18 % — от страховых взносов от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и на 15 % — от субвенций из федерального бюджета и Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом, общий объём
доходов бюджета Фонда
Рисунок 13 – Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [7]
Изучим составные части данных показателей более детально по таблице 6:
Таблица 6 – Поступление и расходование средств Пенсионного фонда РФ на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [4]
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
общий объем доходов бюджета |
445 133 616,5 тыс. рублей |
425 488 232,6 тыс. рублей |
493 580 940,5 тыс. рублей |
543 751 731,0 тыс. рублей |
в том числе: |
||||
за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета |
70 568 364,0 тыс. рублей |
61 579 366,1 тыс. рублей |
74 426 326,1 тыс. рублей |
79 371 483,5 тыс. рублей |
из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования |
17 000 000,0 тыс. рублей |
17 500 000,0 тыс. рублей |
18 000 000,0 тыс. рублей |
19 000 000,0 тыс. рублей; |
общий объем расходов бюджета Фонда |
447 188 618,9 тыс. рублей |
453 818 770,7 тыс. рублей |
489 141 947,7 тыс. рублей |
535 214 143,8 тыс. рублей; |
В 2009 году поступления страховых взносов в Фонд социального страхования РФ были равны 38,8 млрд. рублей, что составляет 2,8% от общей суммы отчислений во внебюджетные фонды. По сравнению с 2008 г. сумма взносов уменьшилась на 5,8 млрд. рублей, то есть на 0,5% от общей суммы поступлений [7].
Федеральный фонд обязательного
медицинского страхования и территориальные
фонды обязательного
Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года представлено на рисунке 14. Данная гистограмма даёт наглядное представление о том, что в Федеральном Фонде обязательного медицинского страхования объём доходов и расходов идёт вровень, что предполагается и в перспективе на 2011-2012 годы.
Рисунок 14 – Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [5, 6]
Наблюдая данную динамику более детально можно обратить внимание на следующие показатели доходов и расходов бюджета Фонда обязательного медицинского страхования:
Таблица 7 – Поступление и расходование средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2009, 2010 и на плановый 2011 и 2012 года [5, 6]
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
общий объем доходов бюджета фонда |
119 313 242,0 тыс. рублей |
105 851 220,0 тыс. рублей |
268 599 900,0 тыс. рублей |
298 053 000,0 тыс. рублей |
в том числе: |
||||
за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета |
8 650 806,0 тыс. рублей |
4 734 000,0 тыс. рублей |
18 290 700,0 тыс. рублей |
20 500 000,0 тыс. рублей |
общий объем расходов бюджета Фонда |
119 313 242,0 тыс. рублей |
110 851 220,0 тыс. рублей |
268 599 900,0 тыс. рублей |
298 053 000,0 тыс. рублей |
в том числе: |
||||
межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации |
17 000 000,0 тыс. рублей |
17 500 000,0 тыс. рублей |
18 000 000,0 тыс. рублей |
19 000 000,0 тыс. рублей |
В 2009 году поступления страховых взносов в Фонд обязательного медицинского страхования были равны 59,8 млрд. рублей, что составляет 4,3% от общей суммы отчислений во внебюджетные фонды. По сравнению с 2008 г. сумма взносов увеличилась на 1,7 млрд. рублей, но составляет тот же самый процент от общей суммы поступлений [5].
В территориальные фонды
Удельный вес каждого
Рисунок 15 – Удельный вес внебюджетных фондов в общей сумме поступлений взносов (%) [29]
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в I квартале 2010г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 1757,6 млрд.рублей, что на 23,1% больше, чем за соответствующий период предыдущего года.
В I квартале 2010 года бюджет государственных внебюджетных фондов равен 427,2 млрд. рублей. Удельный вес поступлений страховых взносов в федеральном бюджете Российской Федерации составил 21,8%.
Таким образом, отчисления на социальные нужды являются одним из наиболее значимых доходов в формировании бюджета государства.
3 Проблемы и перспективы развития налоговой системы РФ
Современная налоговая система должна выполнять следующие основные функции: фискальную (обеспечение собираемости налогов); стимулирующую (стимулирование развития экономики и роста производства); социальную (справедливое распределение налогового бремени среди налогоплательщиков; обеспечение за счет налогов достойной жизни бюджетникам, пенсионерам, инвалидам и учащимся).
В настоящее время российская налоговая система вышеперечисленные функции выполняет недостаточно эффективно: конкретные стимулы и льготы направлены не в сторону материального производства. Для решения данных проблем были разработаны Основные направления налоговой политики на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годы совершенствование налоговой системы, сводящиеся к решению частных проблем или улучшению «общего налогового администрирования» и снижению «общей налоговой нагрузки» [28].
Правительство Российской Федерации поручило федеральным органам исполнительной власти учитывать Основные направления налоговой политики в Российской Федерации в процессе бюджетного проектирования на 2010 год и на период до 2012 года. Несмотря на то обстоятельство, что «Основные направления налоговой политики» не являются нормативным правовым актом, этот документ представляет собой основание для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями. Такой порядок приводит к увеличению прозрачности и прогнозируемости налоговой политики государства.
В трехлетней перспективе приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, какими они и были запланированы на период 2008 – 2010 годов – создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной системы, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
С точки зрения количественных параметров российской налоговой системы с учетом изменений, которые предполагается реализовать в среднесрочной перспективе, цели налоговой политики, поставленные в Основных направлениях налоговой политики на предыдущий плановый период, остаются неизменными. Речь идет о следующих стратегических целях:
Во-первых, сохранение неизменного уровня номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированности бюджетной системы. При этом с учетом принятых расходных обязательств бюджетной системы, а также заложенного в долгосрочном периоде увеличения социальной направленности бюджетной политики, в условиях изменчивости прогнозов внешнеэкономической конъюнктуры снижение налоговой нагрузки на экономических агентов возможно при сбалансированном снижении налоговых ставок, а также путем перераспределения налоговой и административной нагрузки с помощью проведения структурных преобразований налоговой системы – повышения качества налогового администрирования, нейтральности и эффективности основных налогов.
Во-вторых, унификация налоговых ставок, повышение эффективности и нейтральности налоговой системы за счет внедрения современных подходов к налоговому администрированию, оптимизации применяемых налоговых льгот и освобождений, интеграции российской налоговой системы в международные налоговые отношения [22, с. 68].
Также необходима модернизация налоговых органов в целях реформирования налоговой системы РФ.
Программа «Развития налоговых органов »
В качестве основных целей Программы «Развитие налоговых органов» России на среднесрочную перспективу определены:
В связи с этим в
системе налогового администрирования
целенаправленно и активно пров
ФНС России осуществляет переход на унифицированные, функционально-ориентированные структуры налоговых органов, обеспечивающие рациональное использование трудовых ресурсов за счет специализации по выполняемым функциям. Новый принцип организации создает условия для эффективного использования современных информационных технологий, упорядочения работы внутри налогового органа и кардинальной перестройки взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом.
Процесс модернизации призван решить следующие задачи, которые, несмотря на их дифференциацию в перечне, во многом взаимосвязаны и решаются параллельно:
В ряде межрайонных инспекций организованы территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП) и территориально обособленные рабочие места (ТОРМ). Организационная структура и функции модернизируемых инспекций, безусловно, будут уточняться в связи с проводимыми организационными мероприятиями.
Подготовка к работе в новых условиях с применением современных программных средств требует обучения практически всех работников налоговых органов, непосредственно участвующих в процессах налогового администрирования.