Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..
12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..
20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………
РЕФЕРАТ
Курсовая работа: 38с., 2 ч., 3 табл., 5 рис., 3 прил., 16 источников.
ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВА И ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ ЕЕ ПОСТРОЕНИЯ
Объект исследования – национальная налоговая система.
Предмет исследования – налоговая система Республики Беларусь и основные принципы ее построения.
Цель работы: рассмотрение и изучение формирования и структуры национальной налоговой системы, налогового законодательства нашей страны, виды налогов и сборов, их динамику, выявление проблем и выработка предложений по совершенствованию налоговой системы и в целях снижения налоговой нагрузки.
Методы исследования: логического и системного анализа, сравнительного и нормативного анализа, табличный и графический метод, а также другие научные приемы.
Исследования и разработки: в результате исследования определены основные проблемы и внесены предложения по совершенствованию налоговой системы.
Область возможного практического применения: - учебный процесс, налоговый сектор Республики Беларусь.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………… |
4 |
1. Общая характеристика налоговой системы…………………………………. |
6 |
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения…..... |
6 |
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой…….... |
10 |
2. Налоговая система
Республики Беларусь…………………………… |
12 |
2.1 Формирование и структура
национальной налоговой |
12 |
2.2 Виды налогов, сборов
(пошлин), действующих на территории Республики
Беларусь……………….…………….……………………… |
20 |
Заключение…………………………………………………… |
32 |
Список использованных источников …………..………………………...…….. |
34 |
Приложение 1…………………………………………………….………….... |
35 |
ВВЕДЕНИЕ
Налоги являются необходимым
звеном экономических отношений
в обществе с момента возникновения
государства, развитие и изменения
форм которого неизменно сопровождается
преобразованием налоговой
На протяжении нескольких десятков веков происходило эволюционное развитие и совершенствование системы налогообложения, отмечаясь множеством ярких эпизодов в истории. Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства.
Налоги служат не только главным источником пополнения государственных доходов, но и одним из основных рычагов воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса, регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций. Поэтому создание эффективной системы налогообложения является одной из важнейших задач любой страны.
Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
В качестве источников при написании работы была использована периодическая литература, а именно журналы «Белорусский экономический журнал», «Вестник Министерства по налогам и сборам», «Налоговый вестник». Кроме того, были хрестоматийные источники. Так, например, «Налоговое право» А. Пилипенко, «Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях» В. Гюрджан, учебник «Налоги» доктора экономических наук Н.Е.Заяц, учебное пособие А. А. Пилипенко «Налоговое право» и другие.
Данная курсовая работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть состоит из двух разделов. В первом разделе отражена экономическая сущность, общая характеристика налоговой системы. Второй раздел раскрывает формирование и структуру национальной налоговой системы в Республике Беларусь, а также приведение виды налогов действующих на территории Республики Беларусь.
Налоговая система Республики Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
На данном этапе развития общества тема налогов и налогового законодательства является наиболее значимой, так как все страны заняты поиском лучшей системы налогообложения, поэтому ей посвящено большое количество научных работ и трудов. Каждый автор предлагает свой способ построения налоговой системы, но все сходятся во мнении, что без налоговой системы не может существовать ни одно государств.
1 Общая характеристика налоговой системы
Налоги - это обязательные
платежи юридических и физическ
Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов населения на условиях безвозвратности. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.
Задачами налоговой системы является: обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства; создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы – фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции – ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
В основу современной
мировой налоговой системы
Правило равномерности
гласит, что подданные всего
Суть правила определенности состоит в том, что налог, который должен уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Время его уплаты, способ и размер налога должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
Правило удобства означает, что каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие удобны для плательщика.
Исходя из правила экономности каждый налог должен быть устроен так, чтобы он извлекал из кармана населения возможно меньше сверх того, что поступает в казну государства.
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы принципов налогообложения, сочетающей в себе интересы как государства, так и налогоплательщиков.
Разработанные в XVIII-XIXвв. и уточненные в XXв. c учетом реалий экономической и финансовой теории и практики, принципы налогообложения в настоящее время сформированы в определенную систему.
Указанную систему принципов можно объединить в три направления налогообложения, представленную на рисунке 1.
Рисунок 1 – Современные принципы построения системы налогообложения
Примечание – Источник: [13].
Подробно экономические принципы налогообложения, схематично приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 – Экономические принципы налогообложения
Примечание – Источник: [13].
В первую очередь в
ряду экономических принципов
При этом равенство и справедливость налогообложения должны быть обеспечены в вертикальном и горизонтальном аспектах. Исходя из принципа равенства и справедливости в вертикальном аспекте налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями конкретного налогоплательщика. Вместе с тем должны больше платить налогов и те налогоплательщики, которые получают больше от государства материальных или иных благ.
Согласно принципу равенства и справедливости в горизонтальном аспекте, налогоплательщики, находящиеся в равном положении, должны рассматриваться налоговым законодательством одинаково, т.е. плательщики с одинаковыми доходами должны облагаться налогом по одинаковой ставке.
Среди экономических
принципов налогообложения
Принцип соразмерности
налогов заключается в
Согласно принципу всеобщности налогов каждое лицо должно уплачивать законодательно установленные налоги и сборы, участвуя таким образом в финансировании общегосударственных расходов.
Организационные принципы налогообложения, схематично представлены на рисунке 3.
Примечание - Источник: [13].
Большое значение при формировании налоговой системы имеет принцип универсализации налогообложения. Суть его можно выразить двумя взаимосвязанными требованиями:
- налоговая система должна предъявлять одинаковые требования к эффективности хозяйствования конкретного налогоплательщика вне зависимости от форм собственности, субъекта налогообложения, его отраслевой или иной принадлежности. Иными словами, не допускается установление дополнительных налогов, повышенных либо дифференцированных ставок налогов или налоговых льгот в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы предприятия, гражданства физического лица, а также от государства, региона или иного географического места происхождения уставного капитала или фонда или имущества налогоплательщика. Крое того, налоги не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, экономических, этнических или иных подобных критериев;
- должен быть обеспечен
одинаковый подход к