Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..
12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..
20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………
Исходя из принципа удобства и времени взимания налога каждый налог из всей их совокупности должен взиматься в такое время и такими способами, которые предоставляют наибольшие удобства для налогоплательщиков.
Принцип разделения налогов по уровням власти должен быть закреплен в законе. Он устанавливает, что каждый орган власти наделяется конкретными полномочиями в области введения, отмены налогов, установления льгот, ставок налогов и других элементов налогообложения.
Существенным является принцип единства налоговой системы. Данный принцип вытекает из единства финансовой политики, включая налоговую политику, единства самой налоговой системы, а также единства экономического пространства. Исходя из этого принципа не должны устанавливать налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны.
Суть принципа эффективности заключается в том, что административные издержки по формированию и регулированию национальной системой налоговых отношений и обеспечению контроля за выполнением требований налогового законодательства должны быть минимальными.
Принцип гласности означает требование официального опубликования налоговых законов, других нормативных актов, затрагивающие налоговые обязанности налогоплательщика.
Рациональная и устойчивая налоговая система невозможна без соблюдения принципа определенности. Налоговые законы не должны толковаться произвольно. Одновременно налоговая система должна быть понята и принята большей частью общества. Исходя из этого налоговое законодательство должно быть законом прямого действия, исключающим необходимость издания поясняющих его инструкций, разъяснений и других нормативных документов исполнительной власти. Нельзя допускать толкования законодательства исполнительной власти.
Принцип определенности налога означает также, что каждый должен знать, какие налоги, в каком порядке и в какие сроки он должен уплачивать. Принцип одновременности обложения означает, что в нормально функционирующей налоговой системе не допускается обложение одного и того же источника или объекта двумя или несколькими налогами. Иными словами, один и тот же объект может облагаться налогом только одного вида и только один раз за определенный законодательством налоговый период.
Юридические принципы налогообложения, приведенные на рисунке 4.
Рисунок 4 – Юридические принципы налогообложения
Примечание - Источник: [13].
Принцип законодательной формы установления налога предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Нельзя допускать установления налогов и сборов, препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.
Реализация данного принципа обеспечивает детальную структурированность и целостность налоговой системы, а также жесткую централизацию управления налогами со стороны государства на базе налогового законодательства.
С указанным принципом тесно связан принцип равенства и справедливости. Суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Налоговые законы должны четко прописывать права, обязанности и ответственность обеих сторон, не допуская дискриминации одной из них.
Важным является принцип приоритетности налогового законодательства. Его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения. Это означает, что если в неналоговых законах присутствуют нормы, касающиеся налоговых отношений, то применять их можно только в том случае, когда они подтверждены и соответствуют нормам, содержащимся в налоговом законодательстве.
Содержание как всей системы принципов в целом, так и каждого направления не является общепринятым в мировой теории и практике. Вместе с тем существуют принципы, которые являются неоспоримыми и признаются в качестве аксиомы, и принципы, которые не являются бесспорными, поскольку они или вытекают из какого-либо общепризнанного принципа, или же дополняют его.
В то же время приведенные принципы налогообложения представляют собой ключевые положения, которыми необходимо руководствоваться при формировании и совершенствовании налоговой системы с учетом конкретных экономических, политических и социальных условий развития общества.
Резюмируя изложенное, необходимо
отметить, что исторически основополагающ
Принципы налогообложения базируются на налоговом законодательстве, которое включает в себя: Налоговый Кодекс РБ; Декреты, указы и распоряжения Президента РБ, Постановления Правительства РБ, Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие и содержащие вопросы налогообложения.
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой
Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Налоги играют важнейшую роль в формировании национальной экономики любого государства.
Для каждой общественно-экономической формации характерна присущая ей система государственных доходов, обусловленная уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства.
С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию. Различного рода натуральные повинности и сборы существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным доходам относятся государственный кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования государственного имущества и от его продажи.
Современные бюджетные системы включают бюджеты центрального правительства, региональных организаций, органов местного самоуправления. Государственные доходы формируются главным образом за счет налогов. До XX в. в структуре государственных доходов доминировали акцизы, таможенные пошлины и фискальные монополии. Прямые реальные налоги постепенно уступают место более эластичным личным налогам, главным образом подоходным, а также налогу с наследств и дарений и др.
До начала 1980-х годов отмечалась тенденция повышения доли государственных доходов в общем объеме совокупного общественного продукта и национального дохода. Если накануне Первой мировой войны государство аккумулировало около 15% национального дохода, то в 1980-х годах - уже 40 – 50%. Основная форма мобилизации налоговых поступлений в большинстве развивающихся стран – косвенные налоги. По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших странах, а также в странах — экспортерах сырья. В промышленно развитых странах доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных поступлений. У нефтедобывающих стран вывозные таможенные пошлины являются одним из основных источников государственных доходов. Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы.
Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также в некоторых странах акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования – составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.
Налоги выступают главной формо
Доля национального дохода, перераспределяемого через систему налогов и сборов, зависит от задач и функций государства. В тех странах, где государство особенно активно осуществляет социальную политику (скандинавские страны, Франция, Германия и др.) доля огосударствляемого национального дохода, как правило, выше. На общий размер налоговых изъятий и их долю в национальном доходе значительно влияют такие факторы, как милитаризация, формы и методы государственного вмешательства в экономику, размеры государственной собственности.
Обширные функции современного государства в экономической сфере и высокий уровень социальных обязательств, наряду с традиционными задачами государственной власти по поддержанию внешней обороноспособности и внутреннего правопорядка, требуют прочной финансовой базы, основным средство обеспечения которой являются налоги.
2 Налоговая система Республики Беларусь
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в
Республике Беларусь
Первоначальный этап формирования национальной налоговой системы можно охарактеризовать как переход к системе налогообложения, предусматривающий введение новых, ранее не применяемых видов и форм, используемых в развитых странах.
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
- однократность обложения, то есть один и тот же объект одного вида налогов облагается только один раз за определенный законом период;
- оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов;
- одинаковый подход ко всем хозяйствующим субъектам обложения;
- установленный порядок введения и отмены органами власти разного уровня налогов, их ставок, налоговых льгот;
- четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны, в основу которой положена компетенция соответствующей власти;
- обоснование
и точное распределение
- стабильность ставок налога в течение довольно длительного периода и простота исчисления платежа.
Налоговое законодательство формировалось в условиях, когда страны Центральной и Восточной Европы закончили первоначальный этап налоговых реформ. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведения в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения. Это позволило учесть как национальную специфику, так и позитивные и негативные результаты проведенных в этих странах мероприятий по реформированию налогообложения (таблица 1). Данные наглядно демонстрируют не только введение новых видов налоговых поступлений, но и изменение источников формирования государственного бюджета: основных налоговых и неналоговых платежей. В налоговую систему 1992 г. были впервые включены имущественные налоги рыночного типа: налог на недвижимость, плата за землю, экологический налог, налог на добычу и использование полезных ископаемых, налог на топливо. Существенное изменение претерпело налогообложение внешней торговли – применяемый налог на экспорт – импорт постепенно вытеснялся реальными таможенными платежами: таможенными пошлинами и сборами, а в дальнейшем и системой косвенного налогообложения: НДС и акцизами.
На специфику построения национальных налоговых систем существенное влияние оказывают основные экономические параметры (ВВП, уровень инфляции, среднедушевой доход и т.п.), формирующие базу и условия для налогообложения.