Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..

12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..

20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БГЭУ.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

- налог на доходы  от осуществления лотерейной  деятельности;

- налог на доходы  от проведения электронных интерактивных  игр; 

- сбор за осуществление  ремесленной деятельности;

- сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Единый налог для  производителей сельскохозяйственной продукции применяется производителями сельскохозяйственной продукции. Налог уплачивается по ставке 2 процента валовой выручки.

Единый налог с  индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц применяется индивидуальными предпринимателями при розничной торговле товарами, отнесенными к товарным группам по перечню, и при оказании потребителям услуг (выполнении работ) по перечню таких услуг (работ). Ставки единого налога устанавливаются местными органами управления в пределах его базовых ставок в зависимости от:

- видов деятельности;

- населенного пункта, в котором осуществляется деятельность;

- места осуществления  деятельности в пределах населенного  пункта;

- режима работы;

- иных условий осуществления  деятельности.

Упрощенная система  налогообложения применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, валовая выручка которых в течение первых девяти месяцев года, предшествующих году, с которого они претендуют на применение упрощенной системы, составляет не более 2 861,25 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 3 090,15 млн. рублей) и средняя численность работников организации за каждый месяц не более 100 человек. Налог уплачивается по ставке 8 процентов валовой выручки. Для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДС, ставка единого налога при упрощенной системе налогообложения установлена в размере 6 процентов.

Для организаций и  индивидуальных предпринимателей в  отношении выручки от реализации товаров (с 1 января 2011 года – и услуг) за пределы Республики Беларусь предусмотрена ставка налога в размере 3 процентов.

Организации со средней  численностью работников за каждый месяц, не превышающей 15 человек, и индивидуальные предприниматели, валовая выручка которых не превышает 1 090,0 млн. рублей (с 1 января 2011 года – 1 177,2 млн. рублей) в год, занимающиеся розничной торговлей и (или) оказывающие услуги общественного питания, вправе использовать в качестве налоговой базы валовой доход, рассчитываемый в виде разницы между валовой выручкой и покупной стоимостью реализованных товаров за налоговый период. Ставка налога для таких организаций установлена в размере 15 процентов валового дохода.

Налог на игорный бизнес применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере игорного бизнеса. Ставки налога установлены в евро за единицу объекта игрового оборудования (игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы).

Налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности применяется организациями, являющимися организаторами лотерей. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от организации лотерейного процесса за минусом начисленного призового фонда лотереи.

Налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр применяется юридическими лицами-организаторами электронных интерактивных игр. Ставка налога установлена в размере 8 процентов выручки от проведения электронных интерактивных игр за минусом сформированного выигрышного фонда.

Сбор за осуществление  ремесленной деятельности применяется физическими лицами, осуществляющими ремесленную деятельность. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

Сбор за осуществление  деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма применяется физическими лицами и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, осуществляющими деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма. Ставка сбора установлена в размере одной базовой величины за календарный год.

В соответствии с Налоговым Кодексом с изменениями и дополнениями 29.12.2009 г. № 72-3 в Республики Беларусь (статья 8) к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налоги на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, подоходный налог с физических лиц, экологический налог, налог на добычу (изъятие) природных ресурсов, налоги на недвижимость, земельный налог; сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ, сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств, сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь, таможенная пошлина и таможенные сборы, гербовый сбор, оффшорный сбор, консульский сбор, государственная пошлина, регистрационные и лицензионные сборы, патентные пошлины.

В зависимости от органа, взимающего налоги, выделяются налоги:

- республиканские (общегосударственные);

- местные;

- внебюджетные.

К местным налогам  и сборам относятся (в соответствии со статьей 9 Налогового Кодекса Республики Беларусь): налог за услуги, налог за владение собаками, сбор на развитие территорий, курортный сбор, сбор с заготовителей.

Налоговые платежи признаются республиканскими, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Республиканские налоги зачисляются  в республиканский бюджет или  бюджеты областей и г. Минска и  являются источниками республиканского бюджета.

Местные налоги и сборы  признаются в случаях, если они регулируются местными Советами депутатов и обязательны к уплате на соответствующей территории.

Введение в действие или изменение действующих республиканских  и местных налогов и сборов, порядок распределения  поступающих  средств и  зачисления их в республиканский  бюджет и бюджеты областей  и г. Минска определяется Законом Республики Беларусь “О бюджете  Республики Беларусь” на текущий финансовый год.

По фактическому плательщику  выделяются две основные группы налогов:

- прямые;

- косвенные.

В зависимости от объекта  обложения прямые налоги подразделяются на: личные прямые и реальные прямые.

В Республике Беларусь к  личным прямым относят: подоходный налог, налог на прибыль и доходы, отчисления в местный бюджет и др. К реальным прямым налогам - налог на землю (для физических лиц), налог на недвижимость и др.

У личных прямых налогов объект обложения и источник выплаты совпадают (ими является прибыль или доход физического лица). У реальных прямых налогов объектом обложения является внешний признак предмета.

По характеру взимания налоговых ставок выделяются следующие  виды налогов:

- прогрессивный налог – такой вид, при котором налоговая ставка повышается по мере возрастания дохода (например, подоходный налог);

- регрессивный налог – такой его вид, при котором налоговая ставка понижается  по мере возрастания налогооблагаемой базы (например, государственная пошлина по делам имущественного характера, рассматриваемым в судебных инстанциях);

- твердый налог, величина которого исчисляется от неизменяемой базы (например, базовая величина, минимальная заработная плата) с учетом базовой ставки и повышающего коэффициента;

- пропорциональный налог – такой вид налога, при котором налоговая ставка остается неизменной, а его величина растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы (налог на добавленную стоимость, налог на прибыль).

Рисунок 5 – Общая структура прямых налогов

Примечание - Источник: [16].

 

По способу формирования источника  выплаты налоги различают:

- налоги и отчисления, выплачиваемые из выручки после реализации продукции;

- налоги, сборы, пошлины, выплачиваемые из прибыли;

- налоги и отчисления, выплачиваемые из доходов физического лица (подоходный налог, отчисления в пенсионный фонд).

По принципу включения в структуру  цены налоги и неналоговые платежи разделены на следующие группы:

- включаемые в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, платежи за землю, экологический налог, отчисления в инновационный фонд, налог на недвижимость);

- налоги уплачиваемые из дохода(налог на игорный бизнес, налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности, налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр);

- включаемые в цену продукции (Налог на добавленную стоимость, налог на услуги, акцизы).

Вводя новые или отменяя прежние налоги и сборы, манипулируя ставками, используя систему льгот, пропагандируя принципы налоговой культуры и ответственности, государство не просто формирует бюджет, а создает в обществе соответствующую социально-экономическую базу и нравственную атмосферу.

Структура и  роль налоговых поступлений в  формировании доходной части бюджета представлена в приложениях 2,3.

Поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2 процента, а доля налога в ВВП выросла  на 0,3 процентных пункта и составила 4 процента. Налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики.

В результате роста реальных денежных доходов населения в  целом по республике на 17,5 процента, поступления подоходного налога увеличились на 18,9 процента. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентных пункта и составил 3,1 процента в ВВП.

По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста – 100,3 процента), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1 процента.

Поступления единого  налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1 процента, а их удельный вес в ВВП – на 0,1 процентных пункта и составил 0,3 процента. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25 процентов, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается.

Представленный анализ структуры налоговых платежей, их доли в доходах бюджета и в ВВП позволяет отметить, что рыночные реформы в Республике Беларусь выдвигают в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики - повышение собираемости налогов, т. е. приоритетность фискальной функции налоговой системы в нашей стране. Прямые налоги пока не являются преобладающими, но в дальнейшем, по мере укрепления позиций национальной экономики, следует ожидать усиления фискальной функции прямых налогов.

Небезгранична и продуктивность фискального потенциала косвенных налогов. Возможность наращивать объем поступлений за счет косвенного налогообложения ограничена уровнем рыночных цен, которые сдерживаются низким платежеспособным спросом. Рыночный механизм формирования цен в нашей республике делает бесперспективным дальнейший упор на косвенные налоги, поскольку он способен привести лишь к новому витку инфляции, снижению конкурентоспособности продукции отечественных производителей и, соответственно, - потере завоеванных позиций на внутреннем и внешних рынках.

На текущий момент предприятия уплачивают налоги и  другие платежи, многие из которых рассчитываются от одной и той же налоговой базы, однако исчисляются по-разному. Из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и добавленную стоимость.

Основанием  для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных или ввоз таких товаров на территорию страны, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например, уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную направленность, например, экологический налог, стимулирующий рациональное использование природных ресурсов.

На учете в налоговых  органах Республики Беларусь состоит  свыше трех миллионов плательщиков - физических и юридических лиц.

В 2011 году в консолидированный бюджет поступило 85608,4 млрд. рублей (Приложение 1). Основными доходными источниками консолидированного бюджета были НДС, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы. Их доля в доходах консолидированного бюджета составила 45,1%. При этом 19,2% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 12,7% — налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности. Взносы на государственное социальное страхование составили 25,2% всех доходов консолидированного бюджета.

 

 

 

ЗАКЛЮЧНИЕ

 

История возникновения  и развития налогов сложна и интересна. Можно проследить, как человек  от примитивного жертвоприношения сумел на протяжении существования налогообложения изобрести почти невообразимое множество видов налогов. На протяжении столетий многие правители и ученые пытались их систематизировать и привести в стройную упорядоченную систему. Однако до сих пор не создана оптимальная налоговая система, и многие ученые работают над ее созданием.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь