Налоговая система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..

12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..

20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ БГЭУ.doc

— 1.48 Мб (Скачать файл)

Налоги во всем мире признаются наиболее действенным механизмом государственного регулирования экономики, который способен оказывать определяющее воздействие на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процесс накопления, инвестирование капитала, ценообразование, развития научно-технического прогресса, экологию, объем государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества и каждого отдельно гражданина.

Национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.

Общими принципами построения налоговых систем могут служить  справедливость, простота и дешевизна налогов, как это определил А.Смит. Однако можно предложить более развернутую классификацию принципов построения систем налогообложения.

Налоговая система должна быть справедливой. Это может достигаться  через соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда люди с одинаковым доходом должны платить равные налоги) и вертикальной (когда на неравные доходы должны налагаться неравные налоги).

Налоговая  система  должна быть эффективной. Эффективными являются налоги, которые имеют минимальные негативные последствия для распределения ресурсов. Такой принцип достигается через построение налоговых систем либо исходя из платежеспособности налогоплательщиков либо через налогообложение тех субъектов, которые получают блага от деятельности государства. На практике два подхода к построению налоговой системы применяются одновременно.

Простота и дешевизна  налоговой системы. Этот принцип  достигается через создание четкого налогового законодательства и равнонапряженную налоговую систему с небольшим количеством социальных и инвестиционных льгот.

Для соответствия всем этим принципам современные налоговые  системы используют различные виды налогов.

 Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики.

Как следствие, налоговое  законодательство характеризовалось  фискальной направленностью, нестабильностью.

За время функционирования национальная налоговая система  претерпела существенные изменения, выразившиеся в совершенствовании методик исчисления основных видов налогов и сборов и расширении базы налогообложения с учетом новых видов хозяйственной деятельности и в укреплении ее правовых основ.

Основу налоговой системы  Беларуси составляет Общая часть  Налогового  кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. И Особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 01.01.2010 г.

В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился  с 4,7 до 16,2%.

В структуре косвенных  налогов лидирующие позиции принадлежат  налогу на добавленную стоимость (52,3%), платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).

Структура контролируемых доходов в разрезе видов плательщиков за анализируемый период в целом  не претерпела ощутимых изменений. Наметилась тенденция уменьшения  доли доходов, поступающих от плательщиков государственного сектора в пользу плательщиков негосударственного сектора экономики.

На государственный  сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей.

В анализируемом периоде наполняемость  бюджета характеризовалась нарастанием  концентрации налоговых платежей от организаций нефтеперерабатывающей отрасли, электроэнергетики, а также крупнейших импортеров нефти из Российской Федерации.

Основную часть налоговых поступлений  в консолидированный бюджет обеспечивают юридические лица (96,1% всех платежей). За счет индивидуальных предпринимателей и физических лиц  сформировано  2,7 и 1,2% всех поступлений соответственно.

Не следует забывать о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.

При стремительно стареющем  населении и резком ухудшении  баланса пенсионной системы к 2009-2011гг. нагрузка на бюджет выросла.

Нельзя сказать, что  налоговая система Республики Беларусь на сегодняшний день является отлаженной и стабильной. Подвижки в отдельных элементах налогового законодательства в этих условиях неизбежны, однако следует заметить, что вносимые изменения зачастую недостаточно хорошо апробированы и согласованы с существующими налоговыми нормами. Пока еще не найдено оптимальное сочетание распределяемого между отдельными категориями плательщиков налогового бремени и приемлемых форм налоговых льгот.

По своим основным характеристикам налоговая система  значительно отличается от применяемой в экономически развитых странах.

Эти отличия носят  как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:

1 Количество применяемых  в Беларуси налогов, сборов, различных  отчислений и платежей, имеющих  налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.   

2 Вторым важным системным  отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.

К отличиям методологического  характера налоговой системы  Республики Беларусь от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.

В ходе написания работы и анализа элементов налоговой  системы был выявлен ряд недостатков  действующей системы налогообложения:

- особое внимание уделяется  не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета;

- актуальна проблема  увеличения удельного веса косвенных  платежей; высокий уровень налогообложения  субъектов хозяйствования;

- еще не найдены  и оптимальные значения ставок  налогов;

- количество налогов  и сборов, а также их нестабильность;

- нестабильность налоговых законов;

- применение различных  внебюджетных (целевых бюджетных)  фондов;  - требует доработки вопрос предоставления налоговых льгот;

налоговая система почти  не стимулирует формирование в экономике  наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;

- недостаточная разработка  механизмов налогообложения инновационной  деятельности Республики Беларусь.

Позитивные результаты от изменений налоговой системы должны быть получены не путем введения новых налогов или повышения налоговых ставок, а посредством рационализации налоговой системы, расширения налоговой базы, равномерного распределения налоговой нагрузки и улучшения налоговой дисциплины.

Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего переходного периода и его продолжительность, кризисное состояние экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Во главу угла должна быть поставлена не фискальная задача пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций.

При проведении налоговых  реформ должна анализироваться взаимосвязь всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений их влияния на экономическое поведение потребителей и производителей, соблюдаться интересы бюджета, а, следовательно, и общества в целом.

Построение наиболее оптимальной и эффективной налоговой  системы является приоритетным направлением в экономической политике любого государства. Однако современные налоговые системы далеки от идеала. Но многие правительства и ученые-экономисты работают над этой проблемой. И возможно идеальная система налогообложения будет построена – это будет одним из величайших достижений человечества.

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Заяц, Н. Е. Теория финансов: учеб. пособие для вузов / Н. Е. Заяц, М. К. Фисенко. – Мн.: БГЭУ, 2007.
  2. Гюрджан, В. А. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В. А. Гюрджан [и др.]: под общ. ред.  В. А. Гюрджан. – Мн.: ПЧУП  «Светоч», 2002.
  3. Налоги: учебник / Н.Е.Заяц, М.К.Фисенко, Т.И.Василеская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. – Мн.: БГЭУ,2000.
  4. Налоги: словарь-справочник. – М. ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
  5. Пансков, Т. И. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/Т. И. Пансков. – Мн. – 2004.
  6. Пилипенко, А. А. Налоговое право: учеб. пособие / А. А. Пилипенко. – Мн.: Книжный мир - 2006.
  7. «Белорусский экономический журнал», № 2(43), 2008. Киреева Е.Ф.: «Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры их реализации».
  8. «Белорусский экономический журнал», № 3(44), 2008. Киреева Е.Ф.: «Налоговая реформа: необходимость, основные направления и меры их реализации».
  9. Заяц Н. , Сидорова А. Налог как экономическая категория // Финансы, учет, аудит, - №1, - 2004
  10. О  концептуальных основах эффективной налоговой системы // Общество и экономика – 2003 - №7-8.
  11. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2006 года: Аналитический доклад /А.Н.Коршунов и др. Минск: ГУ «БелИСА», 2007.
  12. Проекты бюджетов Республики Беларусь.
  13. Киреева, Е., Киселев, С. Налоговая политика. Выбор форм и приоритетов/ Е.Киреев,С.Киселев//Финансы. Учет. Аудит. – 2006. – №13.
  14. Налоговая система Республики Беларусь в 2011г. [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/taxation/nalogsistem/ – Дата доступа 01.11.2011.
  15. Аналитическое обозрение "Основные тенденции в экономике и денежно–кредитной сфере Республики Беларусь" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.nbrb.by/publications/EcTendencies/ – Дата доступа 01.11.2011.
  16. Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник /В.Г. Пансков, В.Г. Князев.– М.: МЦФЭР, 2008.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Таблица 1.1- Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009 – 2011 гг.

 Примечание - Источник:[15].

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Таблица 1.2 - Основные  параметры республиканского  бюджета Республики  Беларусь   в 2009 – 2011 гг.

Примечание - Источник:[15].

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Таблица 1.3 - Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь

 в 2009 –  2011 гг.

 

Примечание - Источник:[15].

 


Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь