Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 19:09, курсовая работа
Основной целью данной работы является рассмотрение сущности формирования налоговой системы государства и основных принципов ее построения.
Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи:
изучить экономическую сущность налогов и принципы налогообложения;
изучение налогов, как экономической категории государства;
рассмотреть формирование налоговой системы государства;
определить ключевые проблемы налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение………………………………………………………………….……….
4
1. Общая характеристика налоговой системы………………………………….
6
1.1 Сущность налоговой системы, функции и принципы ее построения….....
6
1.2 Налоги как форма связи государства с национальной экономикой……....
10
2. Налоговая система Республики Беларусь………………………………..…..
12
2.1 Формирование и структура национальной налоговой системы в Республике Беларусь………………………………………………………...…..
12
2.2 Виды налогов, сборов (пошлин), действующих на территории Республики Беларусь……………….…………….……………………………..
20
Заключение…………………………………………………………….…...……..
32
Список использованных источников …………..…………
Налоги во всем мире признаются наиболее действенным механизмом государственного регулирования экономики, который способен оказывать определяющее воздействие на формирование структуры производства и потребления общественного продукта, на процесс накопления, инвестирование капитала, ценообразование, развития научно-технического прогресса, экологию, объем государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества и каждого отдельно гражданина.
Национальная налоговая политика должна базироваться на определенной государственной концепции налогообложения, учитывающей объективные факторы экономического развития и макроэкономические тенденции, и характеризоваться системными, взаимосвязанными изменениями налогового законодательства и масштабностью осуществляемых правительством мероприятий экономической политики.
Общими принципами построения налоговых систем могут служить справедливость, простота и дешевизна налогов, как это определил А.Смит. Однако можно предложить более развернутую классификацию принципов построения систем налогообложения.
Налоговая система должна быть справедливой. Это может достигаться через соблюдение правил горизонтальной справедливости (когда люди с одинаковым доходом должны платить равные налоги) и вертикальной (когда на неравные доходы должны налагаться неравные налоги).
Налоговая система должна быть эффективной. Эффективными являются налоги, которые имеют минимальные негативные последствия для распределения ресурсов. Такой принцип достигается через построение налоговых систем либо исходя из платежеспособности налогоплательщиков либо через налогообложение тех субъектов, которые получают блага от деятельности государства. На практике два подхода к построению налоговой системы применяются одновременно.
Простота и дешевизна налоговой системы. Этот принцип достигается через создание четкого налогового законодательства и равнонапряженную налоговую систему с небольшим количеством социальных и инвестиционных льгот.
Для соответствия всем этим
принципам современные
Развитие налоговой системы, отвечающее государственной стратегии развития, является одной из наиболее актуальных проблем теории и практики реформирования национальной экономики.
Как следствие, налоговое законодательство характеризовалось фискальной направленностью, нестабильностью.
За время функционирования национальная налоговая система претерпела существенные изменения, выразившиеся в совершенствовании методик исчисления основных видов налогов и сборов и расширении базы налогообложения с учетом новых видов хозяйственной деятельности и в укреплении ее правовых основ.
Основу налоговой системы Беларуси составляет Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь, которая вступила в силу с 01.01. 2004 г. И Особенная часть Налогового Кодекса, которая вступила в силу с 01.01.2010 г.
В нашей республике прямые налоги пока не являются преобладающими, но их роль в формировании доходной части бюджета за последние годы стабилизируется на уровне 28-33%. Динамика косвенных налогов определяет рост их доли с 47-58% дохода бюджета. Удельный вес прочих налогов и сборов увеличился с 4,7 до 16,2%.
В структуре косвенных налогов лидирующие позиции принадлежат налогу на добавленную стоимость (52,3%), платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции (20,9%), акцизам(20,1%).
Структура контролируемых
доходов в разрезе видов
На государственный сектор экономики ложится основное бремя по уплате налогов и составляет 2/3 доходов бюджета, тогда как на негосударственный сектор приходится только 1/3 всех платежей.
В анализируемом периоде
Основную часть налоговых
Не следует забывать о социальной направленности бюджета белорусского государства. Высокая концентрация финансовых ресурсов в бюджете нашей страны обусловлена широкомасштабным комплексом социальных гарантий. По этой причине параллели с некоторыми зарубежными странами, в том числе и постсоветского пространства, выглядят некорректно.
При стремительно стареющем населении и резком ухудшении баланса пенсионной системы к 2009-2011гг. нагрузка на бюджет выросла.
Нельзя сказать, что налоговая система Республики Беларусь на сегодняшний день является отлаженной и стабильной. Подвижки в отдельных элементах налогового законодательства в этих условиях неизбежны, однако следует заметить, что вносимые изменения зачастую недостаточно хорошо апробированы и согласованы с существующими налоговыми нормами. Пока еще не найдено оптимальное сочетание распределяемого между отдельными категориями плательщиков налогового бремени и приемлемых форм налоговых льгот.
По своим основным
характеристикам налоговая
Эти отличия носят как системный, так и методологический характер. К системным, в частности, можно отнести:
1 Количество применяемых в Беларуси налогов, сборов, различных отчислений и платежей, имеющих налоговый характер, более чем в 3 раза превышает стандартный минимум, который считается оптимальным, сохраняются такие "вредные" налоги, которые взимаются непосредственно с выручки и оказывают наиболее сильное искажающее воздействие на экономику.
2 Вторым важным системным отличием являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70%) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ, как и в других странах с переходной экономикой, основную долю доходов бюджета (60-65%) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы, оборотные налоги, налог с продажи и т.д.), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции.
К отличиям методологического характера налоговой системы Республики Беларусь от оптимальной относятся прежде всего различия в конкретных моделях построения и механизмах взимания каждого из применяемых налогов и сборов.
В ходе написания работы
и анализа элементов налоговой
системы был выявлен ряд
- особое внимание уделяется не расширению налоговой базы, а сбалансированности бюджета;
- актуальна проблема
увеличения удельного веса
- еще не найдены и оптимальные значения ставок налогов;
- количество налогов и сборов, а также их нестабильность;
- нестабильность налоговых законов;
- применение различных внебюджетных (целевых бюджетных) фондов; - требует доработки вопрос предоставления налоговых льгот;
налоговая система почти не стимулирует формирование в экономике наиболее важных пропорций развития, а также не содействует прогрессивным структурным изменениям в институциональных секторах экономики;
- недостаточная разработка
механизмов налогообложения
Позитивные результаты
от изменений налоговой системы до
Налоговая политика должна учитывать особенности нынешнего переходного периода и его продолжительность, кризисное состояние экономики, присутствие инфляционных процессов, нестабильность рыночных цен. Во главу угла должна быть поставлена не фискальная задача пополнения бюджета, а всемерное стимулирование производства, привлечение инвестиций.
При проведении налоговых реформ должна анализироваться взаимосвязь всех видов налогов, обеспечиваться взаимная компенсация изменений их влияния на экономическое поведение потребителей и производителей, соблюдаться интересы бюджета, а, следовательно, и общества в целом.
Построение наиболее
оптимальной и эффективной
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1.1- Основные параметры консолидированного бюджета Республики Беларусь в 2009 – 2011 гг.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1.2 - Основные параметры республиканского бюджета Республики Беларусь в 2009 – 2011 гг.
Примечание - Источник:[15].
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Таблица 1.3 - Основные параметры местных бюджетов Республики Беларусь
в 2009 – 2011 гг.
Примечание - Источник:[15].