Налоговая система и налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого, целью данной работы является изучение налоговой политики и налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понять сущность налогов;
Рассмотреть их классификацию;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Изучить налоговую систему РФ;
Рассмотреть этапы становления и развития налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....………3-4


Сущность налогов и функции налогов. Принципы, ставка налога и метод налогообложения………………………………..………………………..…………..5


Сущность налогов и налоговой системы…………………………………...….5-6
Функции налогов……………………………….……………………………..…6-8
Принципы, ставка налога и метод налогообложения…………………….......8-15

Классификация налогов. Методы взимания основных видов налогов…………..16

Классификация налогов…………………………………………………….…16-19
Виды налогов и сборов…………………………………………….………….19-20
Порядок и способы исчисления налога…………………………….……..…20-22

Налоговая система и налоговая политика России………………………….…......23

3.1. Налоговая политика РФ…...…………………………………………………...…23
3.2. Налоговой системы РФ……………………….…………….............................24-27
3.3. Этапы становления и развития налоговой системы………………………...27-31


Заключение………………………………………………………………..…………32-34

Список литературы……………………………………………………………..…….…35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово – хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Стимулирующая функция налоговой системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

    1. Принципы, ставка налога и метод налогообложения.

Принципы налогообложения – базовые идеи и положения, наработанные мировым опытом в сфере налогообложения и заложенные в национальное законодательство.

Основные принципы построения налоговой системы были сформулированы еще в XVIII в. (1776г) экономистом Смитом А. в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов». Смит А. выделил четыре основополагающих принципа налогообложения:

  • подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно доходу, которым они пользуются под покровительством и защитой государства. Соблюдение этого принципа или, наоборот, пренебрежение им приводит к равенству или неравенству в налогообложении;
  • налог, который обязан уплачивать отдельный субъект налога, должен быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа);
  • каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику удобнее всего его платить;
  • каждый налог должен быть задуман и разработан таким образом, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству государства.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия  налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного (тройного) обложения.

Немецкий экономист Вагнер А. (конец XIX в.) считал, что налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технический, включающих принципы достаточности и подвижности, народно – хозяйственных, представляющих собой надлежащий источник и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияния обложения отдельными видами его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равнонапряженность, податного управления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания.

Вагнер выделил:

  • финансовые принципы: достаточность обложения; подвижность;
  • народно-хозяйственные принципы: выбор источника обложения, т.е. должны ли быть источником обложения только доход отдельного лица или его капитал: как действует налог на плательщика, кто его в действительности несет, т.е. исследование вопроса о переложении налогов;
  • принципы справедливости: общность обложения; равномерность;
  • принципы налогового управления: определенность обложения удобство для плательщика при платеже налога; вопрос о возможно меньших издержках по взиманию налогов.

Достаточность и подвижность Вагнер ставит во главе всех принципов, в противность многим другим финансистам, ставившим на первые места принцип справедливости, равномерности обложения и др.

Профессор Такер М. выделяет следующие современные принципы налогообложения:

  • уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов;
  • необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер;
  • обязательность уплаты налогов;
  • система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги;
  • налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям;
  • налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого валового внутреннего продукта.

На мой взгляд, одно из ведущих мест в системе принципов налогообложения занимает система организационных принципов, через которые на практике осуществляется построение и структурное взаимодействие, реальное функционирование национальной налоговой системы.

Кроме того, организационные принципы налоговой системы обуславливают основные направления ее развития и управления. Именно от их содержания берут свои истоки многие базовые положения российских финансов вообще и налогообложения в частности. Поэтому их недооценка или недостаточная проработка на теоретическом уровне неизбежно вызовут проблемы во всей системе в целом.

В настоящий момент основные организационные принципы российской налоговой системы закреплены в Конституции Российской Федерации и НК РФ.

 В соответствии с  НК РФ к фундаментальным принципам налогообложения относятся:

  • всеобщность и равенство налогообложения – каждое лицо должно платить законно установленные налоги с учетом фактической способности налогоплательщика к уплате налога;
    • принцип недискриминации налогоплательщиков – порядок взимания налогов и сборов не должен учитывать политических, экономических, конфессиональных и иных различий между налогоплательщиками. Нельзя также дифференцировать ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;
    • экономический приоритет – только экономическая природа объекта налогообложения может служить основой для установления налога;
    • презумпция правоты собственника – все неустранимые сомнения и неясности законодательства о налогах и сборах трактуются в пользу налогоплательщика;
    • принцип ясности и доступности понимания порядка налогообложения – налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда, в каком размере он должен уплачивать в бюджет.

Наряду с фундаментальными принципами введены и действуют организационные начала.

Организационные принципы – положения, на которых базируется построение налоговой системы Российской Федерации и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Налоговая система РФ руководствуется следующими из них.

Единство налоговой системы – основные начала законодательства не допускают установления налогов, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или денежных средств. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Равенство правовых статусов субъектов РФ – в основу построения налоговой системы заложен налоговый федерализм, т.е. разграничение полномочий между федеральными и региональными уровнями власти в области налогообложения и бюджетных отношений. Данный принцип реализуется через трехуровневую структуру налоговой системы (федеральные, региональные и местные налоги).

Подвижность (эластичность) – налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены в соответствии с объективными нуждами. Так, возможно изменение экспортных таможенных пошлин в зависимости от колебания мировых цен на нефть. В ряде случаев эластичность налогообложения используется в качестве контрмеры государства против уклонения от уплаты налогов.

Стабильность – налоговая система должна функционировать в течение многих лет до налоговой реформы. Этот принцип обусловлен интересами всех субъектов налоговых отношений.

Множественность налогов – налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов. Во-первых, это обусловлено необходимостью перераспределения налогового бремени по плательщикам. Во-вторых, при едином налоге нарушается принцип эластичности налоговой системы. В-третьих, соблюдение данного принципа позволяет реализовать взаимное дополнение налогов, поскольку искусственная минимизация одного налога обязательно вызовет рост другого.

Исчерпывающий перечень региональных и местных налогов – означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами Федерации и органами местного самоуправления. Запрещается также установление региональных или местных налогов и сборов, не предусмотренных Налоговым кодексом.

Гармонизация налогообложения с другими странами – в систему налогов России включены многие налоги, присущие экономически развитым странам (НДС, акцизы, поимущественные налоги и др.). Сходство с налоговыми системами других стран даст России возможность в будущем войти в мировые экономические сообщества.1

Ставка налога – размер налога на единицу обложения. Следовательно, ставка налога есть норма обложения.

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых исчислений на единицу измерения налоговой баз. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом».

В зависимости от способа определения суммы налога различают:

  • равные ставки, т.е. для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (например - налог на уборку территории);
  • твердые ставки, т.е. на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога (например, 1 руб. за квадратный метр площади или 1 МРОТ);
  • процентные ставки (например, с каждого рубля прибыли предусмотрено 35% налога).

В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:

  • Общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%)
  • Повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13% имеются две другие – 30% и 35%);
  • Пониженные ставки. Так, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены понижения – 10% и нулевая ставка.

В зависимости от содержания различают ставки:

  • маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
  • фактические, определяемые как отношение уплаченного налога к налоговой базе;  
  • экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.

Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц.

 

Исходные данные для расчета

Сумма, р.

1. Все доходы, полученные  российским налоговым резидентом)

268 000

2. Социальные налоговые вычеты:

 

    2.1. расходы на  лечение и медикаменты (ежегодно  не более 38 000р.)

50 000

    2.2. расходы на  образование (ежегодно не более 38 000р.)

30 000

3. Налоговая ставка

13%

Расчет налоговой базы

 

Налоговая база (стр. 1 –стр. 2.2-стр.2.1, но не более установленного лимита)

200 000


 

Вид ставки

Алгоритм расчета

Значение ставки

Маргинальная (МС)

13% от суммы налоговой  базы

200 000*13/100%=26 000р.

Фактическая

Значение МС делится на облагаемый доход

26 000/200 000*100%=13,0%

Экономическая

Значение МС делится на совокупный доход

26 000/268 000*100%=9.7%


 

Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:

  • равное – для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;
  • пропорциональное – для каждого налогоплательщика одинакова ставка налога;
  • регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например при взимании единого социального налога;
  • прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога. При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая из которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени, превышающей предыдущую ступень.

Информация о работе Налоговая система и налоговая политика России