Налоговая система и налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

На основании этого, целью данной работы является изучение налоговой политики и налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понять сущность налогов;
Рассмотреть их классификацию;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Изучить налоговую систему РФ;
Рассмотреть этапы становления и развития налоговой системы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………....………3-4


Сущность налогов и функции налогов. Принципы, ставка налога и метод налогообложения………………………………..………………………..…………..5


Сущность налогов и налоговой системы…………………………………...….5-6
Функции налогов……………………………….……………………………..…6-8
Принципы, ставка налога и метод налогообложения…………………….......8-15

Классификация налогов. Методы взимания основных видов налогов…………..16

Классификация налогов…………………………………………………….…16-19
Виды налогов и сборов…………………………………………….………….19-20
Порядок и способы исчисления налога…………………………….……..…20-22

Налоговая система и налоговая политика России………………………….…......23

3.1. Налоговая политика РФ…...…………………………………………………...…23
3.2. Налоговой системы РФ……………………….…………….............................24-27
3.3. Этапы становления и развития налоговой системы………………………...27-31


Заключение………………………………………………………………..…………32-34

Список литературы……………………………………………………………..…….…35

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

Базовые идеи и положения, заложенные в НК РФ, представляют собой как фундаментальные принципы налогообложения, так и организационные начала для построения и развития налоговой системы. К первым из них относятся принципы всеобщности и равенства налогообложения, недискриминации налогоплательщиков, экономического приоритета, презумпции правоты собственника, ясности и доступности понимания порядка налогообложения. В качестве организационных выступают принципы единства налоговой системы, равенства правовых статусов субъектов РФ, подвижности (эластичности), стабильности, множественности налогов, их исчерпывающего перечня, а также гармонизации налогообложения с другими странами.

Ставка налога есть норма налогового обложения. В рамках принятой классификации бывают равные, твердые, процентные, общие, повышенные, пониженные, маргинальные, фактические и экономические ставки. Порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы определяет метод налогообложения. Различают четыре метода: равное, пропорциональное, регрессивное и прогрессивное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация налогов. Методы взимания основных видов налогов.
    1. Классификация налогов

При многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Отдельные группы налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно – финансовых мер. Этим объясняется как теоретическая, так и практическая ценность классификации налогов, т.е. разделение их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями).

По мере развития систем налогообложения изменялся принцип классификации налогов, появлялись новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему. Один из возможных вариантов классификации налогов, предусматривающий рассмотрение совокупности налогов по семи основаниям представлен ниже.

  1. По способу взимания различают:
    • Прямые налоги
    • Косвенные налоги

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика, и личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются:

  • на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
  • косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
  • фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
  • таможенные  пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:
  • федеральные налоги, определяются законодательством страны и являются едиными на всей территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган, хотя эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней.
  • региональные, устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов.
  • местные налоги, вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
  1. По целевой направленности введения налогов различают:
  • абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
  • целевые (специальные) налоги, вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  1. В зависимости от субъекта – налогоплательщика выделяют следующие виды:
  • налоги, взимаемые с физических лиц
  • налоги, взимаемые с предприятий и организаций
  • смежные налоги, уплачиваемые и физическими и юридическими лицами.
  1. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
  • закрепленные налоги, непосредственно и целиком поступающие в тот или иной внебюджетный фонд;
  • регулирующие налоги – равноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  1. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
  • общеобязательные налоги, взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
  • факультативные налоги – предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание – компетенция органов местного самоуправления.
  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги – уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
  • периодично – календарные налоги, которые в свою очередь подразделяются на: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Возможна классификация налогов и по другим признакам. Так, в зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения можно различать:

а) налоги, построенные по принципу резиденства;

б) налоги, построенные по принципу территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных наоборот.

Для хозяйствующих субъектов едва ли не важнейшим признаком классификации является порядок отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности. Согласно нормативным предписаниям, расходы по уплате налогов:

  • включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
  • включаются в цену продукции;
  • относится на финансовый результат;
  • уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
  • финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
  • удерживаются из доходов работника.

Классификация налогов – это разделение их на группы и подгруппы в соответствии с теми или иными признаками (основаниями)  - обусловлена особыми условиями обложения и взимания, а также мерами финансового наказания. Налоги могут различаться: по способу взимания (прямые, косвенные); в зависимости от органа власти (федеральные, региональные, местные); по уровню бюджета (закрепленные, регулирующие) и  другим основаниям.

    1. Виды налогов и сборов

Федеральные налоги и сборы, порядок их зачисления в бюджетный фонд, размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов, налоговые льготы устанавливаются законодательными актами Российской Федерации в соответствии с действующим Налоговым кодексом и взимаются на всей её территории.

В соответствии с НК РФ к федеральным налогам относятся:

1) налог на добавленную  стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль  организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) налог на наследование  или дарение;

8) водный налог;

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

10) государственная пошлина.

Региональные налоги  устанавливаются законодательными актами субъектов РФ в соответствии с  НК РФ и действуют на территории соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с НК РФ к региональным налогам относят:

  1. Налог на имущество организаций
  2. Налог на игорный бизнес
  3. Транспортный налог

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных  образований о налогах.

В соответствии с НК РФ к местным налогам относятся:

  1. Земельный налог
  2. Налог на имущество физических лиц

Особой категорией налогов являются так называемые «специальные налоговые режимы».  К ним относятся:

  • упрощённая система налогообложения;
  • единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности;
  • единый сельскохозяйственный налог;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Особенностью этих налогов является то, что со дня их введения на территории соответствующих субъектов Федерации с налогоплательщиков прекращается взимание большинства налогов, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Предусмотрена и функционирует трехуровневая система взимания налогов. Все налоги устанавливаются НК РФ. Федеральные налоги и сборы являются обязательными к уплате на всей территории РФ. Региональные вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. Местные налоги и сборы вводятся в действие нормативными правовыми актами представленных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.  

    1. Порядок и способы исчисления налога

Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организации, НДС и акцизы.

Обязанность исчислять сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.

Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговая инспекция определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.

Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 НК РФ. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:

  • Налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением
  • Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации
  • Остальные налогоплательщики – физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных случаях от организаций и (или) физических лиц сведений о суммах выплаченных им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения, осуществляемого по произвольным формам.

Информация о работе Налоговая система и налоговая политика России