Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа
На основании этого, целью данной работы является изучение налоговой политики и налоговой системы России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Понять сущность налогов;
Рассмотреть их классификацию;
Проанализировать налоговую политику РФ;
Изучить налоговую систему РФ;
Рассмотреть этапы становления и развития налоговой системы.
Введение………………………………………………………………………....………3-4
Сущность налогов и функции налогов. Принципы, ставка налога и метод налогообложения………………………………..………………………..…………..5
Сущность налогов и налоговой системы…………………………………...….5-6
Функции налогов……………………………….……………………………..…6-8
Принципы, ставка налога и метод налогообложения…………………….......8-15
Классификация налогов. Методы взимания основных видов налогов…………..16
Классификация налогов…………………………………………………….…16-19
Виды налогов и сборов…………………………………………….………….19-20
Порядок и способы исчисления налога…………………………….……..…20-22
Налоговая система и налоговая политика России………………………….…......23
3.1. Налоговая политика РФ…...…………………………………………………...…23
3.2. Налоговой системы РФ……………………….…………….............................24-27
3.3. Этапы становления и развития налоговой системы………………………...27-31
Заключение………………………………………………………………..…………32-34
Список литературы……………………………………………………………..…….…35
В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально введен в действие с 1 января 2002 года.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.
Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода)
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а налога на доходы физических лиц – кумулятивная система.
Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).
Необходимо обратить внимание на то, что законодательство о налогах и сборах касается лишь порядка исчисления налоговой базы и не касается вопроса о том, что относить к расходам индивидуальных предпринимателей.
Если вопрос о доходах нашел свое отражение в НК РФ (ст. 41), то вопрос о расходах остается открытым.
Порядок и способы исчисления налога регламентированы законодательством. Исчисление суммы налога может быть возложено на налогоплательщика, налогового агента и на налоговый орган. В дополнение к бухгалтерскому учету установлена система налогового учета. Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе или по кумулятивной, а также по глобальной системе или шедулярной.
Налоговая политика – это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов. При проведении налоговой политики преследуются следующие цели:
фискальная - формирование доходов бюджета посредством налогов и сборов:
экономическая – регулирование экономики с помощью налогового механизма для проведения структурных преобразований, стимулирования бизнеса, а также инвестиционной и инновационной активности, регулирования спроса и предложения;
социальная – снижение через систему налогообложения неравенства в уровнях доходов различных слоев населения, социальная защита граждан;
экологическая – рациональное использование ресурсов и защита окружающей среды за счет усиления роли соответствующих налогов и штрафов;
контрольная – проведение налоговых проверок с целью принятия государством стратегических и тактических решений в экономику и социальной политике;
международная – заключение с другими странами соглашений об избежании двойного налогообложения, снижение таможенных пошлин для стимулирования предпринимательской деятельности.
Следовательно, налоговая политика по своему содержанию охватывает выработку концепции налоговой системы; рассмотрение основных направлений и принципов налогообложения; разработку мер, направленных на достижение поставленных целей и области экономического и социального развития общества.
Налоговая политика представляет собой систему целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.
Налоговая политика преследует цели: фискальная, экономическая, экономическая, социальная, экологическая, контрольная, международная.
Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.
Различают следующие элементы налоговой системы:
Страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений. Однако принципы построения налоговой системы в целом неоднозначны и во многом зависят от приверженности той или иной теории.
Взимаемые в установленном законодательством порядке налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи в совокупности образуют основу любой налоговой системы. Но налоговые системы существенно отличаются друг от друга по набору налогов, их видам и структуре, способам взимания, базе, ставкам льготам и фискальным полномочиям различных уровней власти. Поэтому на практике они предстают в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей.
Существенными условиями налогообложения, присущими налоговым системам, являются:
Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели и, во-вторых, факторы политико-правового характера.
Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли. Кроме того, налоговые системы раскрываются через те или иные типы налогообложения.
Развитие экономики во многом определяется достигнутым уровнем налоговых поступлений и той предельной налоговой нагрузкой, которая возможна в условиях действующей экономической политики государства и налогового законодательства. В России отсутствует общепринятая методика исчисления данного показателя. Имеются лишь отдельные измерители, дающие представление о тяжести обложения.
В широком смысле налоговое бремя (налоговая нагрузка) – это общая сумма уплачиваемых налогов, в узком смысле – уровень экономических ограничений, создаваемых отчислений средств на уплату налогов и отвлечением их от других возможных направлений использования.
Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведенного обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.
Налоговая нагрузка хозяйствующего субъекта – относительная величина, характеризующая долю налогов в выбранном результативном показателе (доход, добавленная стоимость, прибыль и.т. д.). В настоящее время предложены различные методики определения налогового бремени экономического субъекта. Различие их проявляется не только в определении результативного показателя, с которым соотносится сумма налогов, но и в использовании различного количества налогов, включаемых в расчет, в способах формализованного расчета (суммовые, мультипликативные).
В менее развитых странах доля косвенных налогов высока, так как механизм их взимания и контроля более прост по сравнению с прямыми налогами. Структура налоговых поступлений в федеральный бюджет России заметно отчисляется от многих промышленно развитых стран: низка доля прямых налогов в доходной части бюджета и высока доля косвенных налогов (75-80%).
Низкая доля прямых налогов обусловлена незначительной по сравнению с другими странами важной составляющей – налогом на доходы физических лиц. В странах с развитой рыночной экономикой данный налог составляет 24-72% совокупных налоговых поступлений, а в России – на два порядка ниже. Характерно, что в нашей стране основная ставка этого налога составляет 13%, в Японии варьирует от10 до 50%, в США – от 15 до 39,6%.
Соотношение между налогами от внутренней и внешней торговли – другой экономический показатель, характеризующий налоговую систему. Величина этого показателя в странах ОЭСР составляет 12:1, в России – примерно 2:1.
Особенности налоговых систем также связывают с преобладанием в них тех или иных типов налогообложения. Для налоговой системы нашей страны характерны и пропорциональное налогообложение (налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц), и прогрессивное (налог на имущество физических лиц), и регрессивное (единый социальный налог).
Политико-правовые характеристики налоговой системы, во-первых, отражают пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти; во-вторых, роль налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней; в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.
Технические решения по реализации этих факторов охватывают три формы взаимоотношений бюджетов различных уровней, условию именуемых:
Обычно на практике используются комбинации всех трех, реже двух форм.
Налоговые системы стран существенно отличаются друг от друга и на практике представляют в виде многообразных форм с множеством национальных особенностей. Каждая экономическая система характеризуется существенными условиями налогообложения. К ним относятся: принципы налоговой политики и налогообложения; система налогового законодательства; порядок установления и ввода в действие налогов; порядок распределения налогов по бюджетам; виды налогов; права и ответственность участников налоговых отношений; порядок и условия налогового производства; формы и методы налогового контроля; система налоговых органов.
Первым законодательным актом, положившим начало системному формированию налоговой системы в условиях российской экономики, был Закон РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 « Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 году, когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны ещё во второй половине 1990-1991гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные, половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 года более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательства платежи определяют НК РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
В первые годы реформ российская налоговая система в целом выполняла свою роль. Но по мере углубления рыночных преобразований присуще налоговой системе недостатки стали более заметными, и установленная налоговая система из-за несовершенства её отдельных элементов становилась тормозом экономического развития страны.
Основные недостатки структуры налогообложения заключались в том, что была огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых льгот и многочисленных лазеек для сокрытия доходов. Всё это способствовало развитию «теневой» экономики. Налоговая система нуждалась в совершенствовании.
Информация о работе Налоговая система и налоговая политика России