Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат
Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;
СОДЕРЖАНИЕ
Эффективная экономика страны требует наличие развитой системы государственного налогового администрирования, представляющей собой систему организационно правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления. Осуществление налогового контроля – одна из важнейших функций налоговых органов. Это сложный комплексный процесс, который регулируется нормами не только Налогового кодекса, но и других нормативных правовых актов, как в области регулирования налоговых правоотношений, так и в других областях.
Актуальность темы данной дипломной работы обусловлена тем, что становление в России рыночных основ хозяйствования требует распространения на все хозяйствующие субъекты, включая и государственный сектор экономики, особого управления и контроля за финансовыми потоками. Взыскание налогов в условиях рынка является одним из существенных потоков движения денежных средств от организаций в казну государства, поэтому данная сфера выступает одним из главных направлений анализа и контроля. Также необходимо отметить, что налоговое администрирование затрагивает сферы финансово-хозяйственной деятельности всех экономических субъектов(государства, организаций, учреждений) с применением особых методов, и тем самым является неотъемлемой частью финансового контроля.
Наряду с общим режимом налогообложения, предусмотренным законодательством РФ о налогах и сборах, существуют отличающиеся от общей системы налогообложения налоговые режимы, применение которых освобождает налогоплательщиков от уплаты ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Следовательно, если организация (индивидуальный предприниматель) не применяет специальный налоговый режим, можно говорить о том, что она исполняет налоговые обязательства по общей системе налогообложения.
Установление и введение в действие специальных налоговых режимов не относится к установлению и введению в действие новых налогов. Порядок установления и применения специальных налоговых режимов определяется Налоговым кодексом РФ и другими актами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Специальным налоговым режимом в соответствии со ст. 18 НК РФ признается особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах. При установлении специальных налоговых режимов элементы налогообложения и налоговые льготы определяются в порядке, устанавливаемом НК РФ, а иные особые правила могут содержаться в других федеральных законах.
Специальные налоговые режимы применяются с целью создания более благоприятных экономических условий функционирования организаций и индивидуальных предпринимателей, упрощения системы учета и отчетности.
Федеральная налоговая служба России и её оперативные звенья на местах должны постепенно преобразовываться не только в органы, обеспечивающих контроль за исполнением налоговых бюджетов, но и в аналитико-информационные структуры, в условиях компьютеризации, что значительно облегчит их контрольные действия.
Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;
- разработать мероприятия по
совершенствованию
Период исследования: 2007 – 2009 годы.
Предметом исследования дипломной работы является администрирование специальных налоговых режимов ИФНС № 4 по Алтайскому краю.
Объектом исследования дипломной работы являются организационные методы налогового администрирования и эффективность их применения.
В качестве теоретического и методического материала в работе использовались Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы, Постановления Правительства и другие законодательные документы, научные разработки.
Методологической основой данной работы являются: теоретические и практические материалы, экономико-статистический анализ результатов деятельности инспекции по осуществлению налогового администрирования, опрос и консультации специалистов.
Работа состоит из введение, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В 1 главе изучены теоретические аспекты налогового администрирования специальных режимов. Здесь будут рассмотрены сущность и методы налогового администрирования, порядок начисления налогов по специальным режимам в соответствии с налоговым кодексом, а также будет изучен опыт зарубежных стран в сфере налогового администрирования.
Во 2 главе будет изучен порядок применения специальных режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю, а именно, будет проанализирована динамика собираемости налогов по специальным налоговым режимам в инспекции и будут изучены проводимые контрольные мероприятия, направленные на увеличение сбора налогов по специальным режимам.
В 3 главе будут разработаны мероприятия, направленные на совершенствование налогового администрирования специальных режимов.
В целях разработки мероприятий по совершенствованию налогового администрирования налогов по специальным налоговым режимам, будет изучена эффективность работы сотрудников Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю, то есть их собираемость, приходящаяся на 1 сотрудника инспекции, а затем будут разработаны необходимые мероприятия, направленные на увеличение собираемости налогов по специальным налоговым режимам.
В Бюджетном послании 23 июня 2008 г. Президента Федеральному Собранию среди основных направлений налоговой политики особо отмечена необходимость повышения качества налогового администрирования, включая устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также эффективное использование инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов. Таким образом, в данном акте частично раскрыто понятие налогового администрирования как совокупности управленческих действий уполномоченных органов в сфере налогообложения. Вместе с тем проведенный нами поиск по электронным нормативно-правовым базам российского законодательства не выявил актов, в которых бы определялось данное явление. При этом сам термин "налоговое администрирование" активно используется в законах и подзаконных актах [2].
В доктрине не сложилось единого определения налогового администрирования. Одни исследователи дают максимально детализированную, описательную дефиницию, тогда как другие ограничиваются общими "контурами", основной целью налогового администрирования.
Так, в качестве примера первого подхода можно привести следующее определение: налоговое администрирование - это целенаправленная плановая комплексная управленческая деятельность системы уполномоченных органов, организаций и их должностных лиц по организации применения норм законодательства о налогах и сборах, осуществлению контроля за его соблюдением, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и сборов, проведению мероприятий, направленных на оптимизацию управленческих процессов, а также по обеспечению в рамках своей компетенции выполнения плательщиками таких платежей возложенных на них обязательств в соответствии с законодательством о налогах и сборах [5, C.15].
В рамках второго подхода налоговое администрирование рассматривается как повседневная деятельность налоговых органов и их должностных лиц, обеспечивающая своевременную и полную уплату налогоплательщиками в бюджеты налогов, сборов и иных обязательных платежей [7, C.25].
Следует отметить, что второй, менее детальный подход не вполне удачен методологически, поскольку понятие налогового администрирования, данное в его рамках, сходно до степени смешения с термином "налоговый контроль": п. 1 ст. 82 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) определяет налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.
В связи с указанной причиной во избежание подмены понятий целесообразно определять явление налогового администрирования развернуто, через его специфические признаки.
К признакам налогового администрирования как деятельности уполномоченных органов могут быть отнесены (рисунок 1.1):
Рис. 1.1. Признаки налогового администрирования
1. Целевой характер деятельности
уполномоченных органов, проявляющийся
в обеспечении достижения
2. Регламентированный характер деятельности, выраженный в наличии процессуальных и процедурных норм;
3. Подзаконность деятельности, так как она осуществляется на основании и во исполнение законодательных норм в целях реализации требований закона;
4. Регулярный, постоянный характер деятельности;
5. Вторичный характер по
6. Наличие административно-
7. Осуществление контроля за
деятельностью
Налоговое администрирование осуществляется в целях реализации государственной налоговой политики, эффективного использования различных методов, форм и инструментов налогового регулирования, осуществления государственного управления в сфере налогов и сборов, обеспечения плановых налоговых доходов бюджета, укрепления налоговой дисциплины [7, C. 58].
Налоговое администрирование как часть деятельности государственных органов в сфере налогов и сборов базируется на общих принципах функционирования налоговой системы, таких, как:
- законность;
- равенство перед законом;
- добровольное исполнение
- право на защиту законных интересов и прав;
- гласность и защита сведений, составляющих налоговую тайну;
- презумпция невиновности
- неотвратимость юридической ответственности за допущенные правонарушения.
Необходимо также перечислить методы налогового администрирования Рисунок 1.2).
Рис. 1.2. Методы налогового администрирования
Таким образом, налоговое администрирование представляет собой активно используемое и законодателем, и доктриной понятие, но при этом легально до сих пор не определенное [12, C.56]. Данные факторы делают привлекательным институт налогового администрирования для изучения и исследования, в том числе в аспекте его эволюционирования, совершенствования его организационно-правовых основ и влияния на развитие бизнеса.
В Налоговом кодексе РФ (часть первая, ст. 18) с 1 января 1999 года было введено понятие "специальный налоговый режим".
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной (и не обязательно льготной) системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно.
Специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности.
Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму (механизм) налогового регулирования.
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции [14, C.48]:
Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы