Налоговое администрирование: сущность, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;

Вложенные файлы: 1 файл

ДР АДМИНИСТРИРОВ СНР.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

Система налогообложения для сельскохозяйственных               товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

С 1 января 2004 года вступила в силу глава 26.1. "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), которая применяется наряду с общим режимом налогообложения. При этом сельскохозяйственные товаропроизводители - организации и индивидуальные предприниматели - переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога в добровольном порядке, о чем должны сообщить в налоговые органы по своему местонахождению (месту жительства) с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату единого сельскохозяйственного налога. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога (далее ЕСХН) предусматривает замену:

1) уплаты налога на прибыль  организаций (налога на доходы  физических лиц – для индивидуальных  предпринимателей с доходов полученных от предпринимательской деятельности КФХ);

2) налога на добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную  стоимость, подлежащего уплате при  ввозе товаров на таможенную  территорию РФ);

3) налога на имущество организаций;

4) единого социального налога (за  исключением страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование  в соответствии с законодательством  РФ) [2].

Иные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с общим режимом налогообложения.

Налогоплательщики.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов (прежде всего в части исчисления, удержания и перечисления налога на доходы физических лиц наемных работников).

Для перехода на ЕСХН необходимо проверить следующее условие - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства и выращенной рыбы, должна составлять не менее 70 % по итогам девяти месяцев налогового периода. Если по итогам  года доля такого дохода составит менее 70%, налогоплательщики должны будут произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего режима налогообложения за весь год, но при этом пени и штрафы уплачиваться не будут.

Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога [2]:

- организации и индивидуальные  предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

- организации и индивидуальные  предприниматели, переведенные на  систему налогообложения в виде  единого налога на вмененный  доход для отдельных видов  деятельности;

-  организации, имеющие филиалы  и (или) представительства.

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В основе исчисления ЕСХН лежит кассовый метод, т.е.

  • датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и  в кассу, день получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав;
  • расходами признаются затраты после их фактической оплаты.

Порядок определения и признания доходов и расходов в целом соответствует порядку предусмотренному главой 25 НК РФ "Налог на прибыль организаций".

Так, при определении объекта налогообложения организации учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (ст.249), внереализационные доходы (ст.250) и не учитываются доходы, предусмотренные статьей 251. Индивидуальные предприниматели при определении объекта налогообложения учитывают доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

Налоговый период.

Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка.

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

По итогам налогового периода представляются налоговые декларации  и уплачивается сумма налога организациями не позднее 31 марта следующего года, индивидуальными предпринимателями не позднее 30 апреля следующего года.

Порядок уплаты.

По итогам отчетного  периода представляются налоговые декларации и уплачивается сумма авансового платежа по налогу организациями и индивидуальными предпринимателями позднее 25 июля текущего года.

Налогоплательщики, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на уплату ЕСХН выполняют следующие правила:

1) на дату перехода на ЕСХН в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых налогоплательщики осуществляют после перехода на уплату ЕСХН;

2) на дату перехода на уплату ЕСХН в учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации.

В отношении основных средств, числящихся у налогоплательщиков, оплата которых будет осуществлена после перехода на уплату ЕСХН, остаточная стоимость учитывается, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;

3) не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на уплату ЕСХН, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций при применении общего режима налогообложения;

4) расходы, осуществленные налогоплательщиками  после перехода на уплату ЕСХН, признаются расходами, вычитаемыми  из налоговой базы, на дату  их осуществления, если оплата  таких расходов была осуществлена  в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата таких расходов была осуществлена после перехода налогоплательщиков на уплату ЕСХН;

5) не вычитаются из налоговой  базы денежные средства, уплаченные  после перехода на уплату ЕСХН, такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса [2].

Используя данные условного расчета при принятии решения о переходе должны быть учтены и другие, в том числе так называемые "косвенные "преимущества.

Так, при переходе на уплату ЕСХН расходы на приобретение основных средств будут приниматься в следующем порядке:

1) в отношении основных средств, приобретенных после перехода  на уплату ЕСХН - в момент ввода  этих основных средств в эксплуатацию;

2) в отношении основных средств, приобретенных до перехода на  уплату ЕСХН, стоимость основных  средств включается в расходы  на приобретение основных средств  в следующем порядке:

в отношении основных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение первого года уплаты единого сельскохозяйственного налога;

в отношении основных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно: в течение первого года уплаты ЕСХН - 50 % стоимости, второго года - 30 % стоимости и третьего года - 20 % стоимости;

в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет после перехода на уплату ЕСХН равными долями от стоимости основных средств [12, C. 42].

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Также необходимо учесть, что если по итогам года при применении ЕСХН будет получен убыток, то он переносится на следующие налоговые периоды (но не более чем на 10 лет), т. е. уменьшает налогооблагаемую прибыль следующих налоговых периодов. При этом предыдущий убыток не может уменьшать налоговую базу следующего года более чем на 30 процентов.

Но при переходе на уплату ЕСХН убыток, полученный налогоплательщиками при применении общего режима налогообложения, не принимается, а также убыток, полученный при уплате ЕСХН, не принимается при переходе на общий режим налогообложения.

Косвенными преимуществами "перехода" является значительное сокращение отчетности из-за замены четырех налогов одним и отчетным периодом - полугодие, упрощение налогового учета (например,  по НДС) и уплата налога всего два раза в год.

Но естественно в переходный период всегда будут определенные сложности, в том числе из-за нечетко прописанных в законодательстве правил по некоторым операциям, что должно быть разъяснено налоговыми органами.

В конечном итоге руководители сельскохозяйственных организаций и главы, крестьянских фермерский хозяйств должны на основании расчетов сделать самостоятельный выбор.

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

О системе налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции слышали многие, но мало кто представляет, что это за специальный налоговый режим, кто его применяет, а также чем отличается порядок расчета налогов у сотрудничающих с государством инвесторов от традиционных правил их исчисления. В статье освещены основные принципы взимания налогов при выполнении соглашений о разделе продукции [10, C. 56].

Налогоплательщиками признаются инвесторы, вкладывающие средства (имущество и (или) имущественные права) в поиск, разведку и добычу минерального сырья и являющиеся пользователями недр на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) (п. 1 ст. 346.36 НК РФ). Правовое регулирование таких соглашений прописано в Законе о разделе продукции. Бухгалтеру нужно уделить основное внимание порядку раздела продукции между инвестором и государством, от которого зависит применение спецрежима. Есть два способа раздела продукции.

1. Раздел только прибыльной продукции (п. 1 ст. 8 Закона о разделе продукции), которая не включает продукцию, переданную инвестору в целях возмещения произведенных им затрат, и продукцию по стоимости НДПИ.

При таком способе раздела между инвестором и государством в соглашении указываются:

- порядок определения общего  объема произведенной продукции  и ее стоимости;

- оценка компенсационной продукции, которая передается в собственность  инвестора для возмещения его  затрат на выполнение работ  по заключенному соглашению;

- порядок раздела между государством  и инвестором прибыльной продукции;

- порядок передачи инвестором  государству принадлежащей ему  в соответствии с условиями  соглашения части произведенной  продукции или ее стоимостного  эквивалента; порядок получения инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями соглашения.

2. Раздел всей произведенной продукции. Доля инвестора не должна превышать 68% (п. 2 ст. 8 Закона о разделе продукции). Тогда в соглашении указываются порядок расчета общего объема продукции и ее стоимости, пропорция распределения продукции, порядок передачи государству и получения инвестором своей доли произведенной продукции [2].

При выполнении соглашения применяется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный гл. 26.4 НК РФ. Описанный в ней спецрежим предусматривает замену отдельных налогов и сборов не другим налогом (как это сделано для "вмененки" и "упрощенки"), а неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке. Это передаваемая в пользу государства прибыльная доля продукции или доля во всей произведенной продукции.

 

 

Таблица 1.1

Налоги в зависимости от способа раздела продукции

Раздел только прибыльной продукции       
(доля компенсационной продукции не более 75%)

Раздел всей продукции 
(объем продукции инвестора 
не больше 68%)

Уплачиваемые и не возмещаемые          
инвестору налоги               

Уплачиваемые налоги

Налог на прибыль, НДПИ                      

НДС

Уплачиваемые и возмещаемые           
инвестору налоги               

Государственная пошлина

НДС и акциз                                 

Таможенные сборы

Платежи за пользование природными ресурсами 

Плата за негативное 
воздействие на окружающую 
среду

Государственная пошлина и таможенные сборы  

Плата за воздействие на окружающую среду    

Не уплачиваемые 
инвестором налоги

Земельный и водный налог                    

Водный налог

Не уплачиваемые инвестором налоги     

Налог на имущество и 
транспортный налог 
(по решению региональных 
властей)

Налог на имущество и транспортный налог     

Земельный налог (по решению 
органов местного 
самоуправления)

Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы