Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат
Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;
Количество сотрудников, осуществляющее камеральные проверки составляет 30 человек. Нагрузка на 1 сотрудника контрольного блока составляет 693 камеральных проверок за 2008 г. и 757 камеральных проверки за 2009 год на 1 человека.
Жалоб налогоплательщиков на решения налогового органа, вынесенных по результатам камеральных проверок за 2009 г. нет.
За 2009 год камеральными проверками в системе ЭОД охвачено 100% налоговых деклараций ИПБОЮЛ и прочих категорий налогоплательщиков или 1298 налоговые декларации.
Нарушения выявлены в 20796 случаях, что составляет 7,68% от общего количества камеральных проверок.
Решения о доначислении налога и штрафных санкций приняты в результате нарушения налогового законодательства в разрезе статей:
Сумма доначислений по специальным режимам составила.
Рис. 2.8. Сумма взысканий по выездным и камеральным проверкам в Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю
Как видим из рисунка, сумма взысканий налогов по специальным режимам в 2009 году снизилась в связи с ухудшением финансового состояния предприятий.
Итак, в данной главе был проведен анализ налогового администрировании налогов по специальным режимам: УСН, ЕСХН и ЕНВД. Как было определено, количество камеральных проверок по ЕНВД и УСН снизилось в связи с изменением налогового периода (теперь от стал равным 1 календарному году). В связи с сокращением проверок налоговой инспекцией сократились и размеры взысканных налогов в местные, региональные и федеральные бюджеты.
В этой связи необходимо разработать мероприятия, направленные на качественное улучшение сборов доначисленных налогов с налогоплательщиков по специальным режимам.
Для определения эффективности работы Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю рассчитаем объем начислений, приходящийся на 1 работника инспекции в отношении специальных налоговых режимов.
Таблица 3.1
Расчет эффективности работы инспекции по начисления по специальным режимам, тыс.руб.
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
Численность инспекции, чел |
157 |
187 |
186 |
ЕСХН | |||
Начислено |
1752 |
2108 |
1031 |
Уплачено |
1501 |
1666 |
1208 |
ЕНВД | |||
Начислено |
38671 |
40390 |
38847 |
Уплачено |
38500 |
40329 |
37765 |
УСН | |||
Начислено |
43250 |
49650 |
15304 |
Уплачено |
42510 |
48090 |
44988 |
ИТОГО НАЛОГОВ ПО СПЕЦИАЛЬНЫМ РЕЖИМАМ | |||
Начислено |
83673 |
92148 |
55182 |
Уплачено |
82511 |
90085 |
83961 |
Эффективность работы сотрудников инспекции | |||
По начисленным налогам, тыс.руб. на 1 чел. |
532,95 |
492,77 |
296,68 |
По уплаченным налогам, тыс.руб. на 1 чел. |
525,55 |
481,74 |
451,40 |
Как видим из таблицы 3.1 эффективность работы сотрудников налоговой инспекции снижается. Более наглядно это можно увидеть на рисунке 3.1.
Рис. 3.1. Эффективность работы сотрудников инспекции, тыс.руб./чел.
В целях повышения эффективности работы сотруников налоговой инспекции необходимо либо снижать численность сотрудниов инспекции, делать упор не на количественный, а на качественный состав, либо повышать уровень собираемости налогов.
Поскольку большую долю среди уплаченных налогов составляет УСН и ЕНВД, то необходимо принять меры по собираемости этих двух налогов.
Рис. 3.2. Структура уплаченных налогов по специальным режимам
В целях повышения собираемости по УСН предлагается увеличить количество выздных и камеральных проверок, то же самое необходимо сделать и по ЕНВД.
Темп прироста выездных проверок в 2009 году составлял
743/616*100 – 100 = 20,6%,
в то время как в 2008 году темп прироста по количеству выездных проверок составлял
606/408*100-100 = 48,5%
Таким образом в 2010 году необходимо увеличить количество выездных проверок на 50-60%, при этом количество выездных проверок составит:
743*(1+0,6) = 1188,8 выездных проверок.
Для этого необходимо будет увеличить численность сотрудников, поскольку уже в 2009 году данный отдел работал на пределе своих возможностей. Предположим, что 53 выездные проверки в год на 1 работника – это максимально возмодное количество, таким образом в данный отдел следует принять еще:
1188,8/53 = 22 человека.
22-14 = 8 человек
То есть еще следует принять в данный отдел 8 человек.
Таблица 3.3
Прогноз выездных и камеральных проверок на 2010 год
Показатель |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 (прогноз) |
Количество выездных проверок, единиц |
408 |
616 |
743 |
1188,8 |
Численность сотрудников отделе выездных проверок, чел. |
15 |
14 |
14 |
22 |
Нагрузка на 1 работника, единиц/чел. |
27 |
44 |
53 |
53 |
Количество камеральных проверок, единиц |
17471 |
20796 |
22727 |
27272 |
Численность сотрудников отделе камеральных проверок, чел. |
30 |
30 |
30 |
36 |
Нагрузка на 1 работника, единиц/чел. |
582 |
693 |
758 |
758 |
В 2008 году прирост камеральных проверок составил
20796/17471*100-100 = 19%,
в то время как в 2009 году прирост был равен:
22727/20796*100-100 = 9,3%.
Необходимо увеличивать количество камеральных проверок на 20% в 2010 году.
Таким образом, количество камеральных провеок в 2010 году должно составить:
22727*(1+0,2) = 27272 проверки
Также, учитывая, что в отделе 758 проверок в год на 1 сотрулника это был предел в данный отдел следует еще принять сотрудников:
27272/758 = 36 сотрудников.
36-30 = 6 сотрудников.
То есть следует принять еще 6 сотрудников.
Итак, в целях повышения собираемости налогов по специальным режимам в налоговой Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю следует расширить штат сотрудников выездных и камеральных проверок, а также увеличить количество выездных и камеральных проверок.
3.2 Перспективы совершенствования налогового администрирования
Финансовое ведомство подготовило проект Основных направлений налоговой политики на 2009г. и на плановый период 2010 и 2011 гг. Впрочем, судя по документу, глобальной перестройки налоговой системы в ближайшем будущем не будет. Приоритеты остаются прежними - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной систем, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени.
Для нашей страны сельскохозяйственный сектор экономики имеет стратегическое значение. Однако сельскохозяйственные товаропроизводители с трудом обеспечивают внутригосударственные нужды, и уж тем более не могут занять достойную нишу в экспорте сельхозпродукции и сделать данный вид деятельности высокорентабельным источником доходов.
В настоящее время в рамках реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" осуществляется комплекс мер по развитию сельского хозяйства, в том числе по внесению изменений и дополнений в законодательство о налогах и сборах, регулирующих налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Указанной категории налогоплательщиков предоставлено право выбора системы налогообложения - в виде упрощенной системы налогообложения, в виде единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) или в виде общей системы налогообложения. При этом каждая из этих систем налогообложения предусматривает ряд налоговых послаблений.
Однако соответствие критериям, установленным для признания предпринимателя сельскохозяйственным товаропроизводителем недостаточно для получения ими статуса плательщика ЕСХН.
Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации, для признания предпринимателей плательщиками ЕСХН, они, с одной стороны, должны осуществлять полный производственный цикл: производить, осуществлять переработку (как первичную, так и последующую) и реализовывать сельскохозяйственную продукцию, доход от которой составит не менее 70% в общем объеме дохода. С другой стороны, в составе 70% доли доходов налогоплательщиков будут учитываться лишь доходы от реализации сельхозпродукции, прошедшей первичную переработку.
Из анализа норм гл. 26.1 НК РФ можно сделать вывод, что концепция данной главы состоит в политике налогового поощрения предпринимателей, основной деятельностью которых является производство, создание сельхозпродукции и осуществление попутно ее переработки.
Таким образом, действующая редакция гл. 26.1 не признает плательщиками ЕСХН тех, кто производит и реализует сельхозпродукцию, если она не перерабатывалась. В условиях специфики деятельности в сфере сельского хозяйства такой запрет приводит к сокращению налогоплательщиков, которые по характеру своей деятельности могут претендовать на налоговое поощрение.
Актуальным также является вопрос о включении в перечень налогоплательщиков, имеющих право перейти на уплату ЕСХН, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПК).
Существующее налоговое бремя стимулирует лишь отказ от кооперативной деятельности, затормаживая развитие сельского хозяйства в целом. Из смысла норм гл. 26.1 НК РФ следует, что сельхозпродукция, полученная от участия в потребительском кооперативе его членами, не является продукцией собственного производства, и полученная прибыль от ее реализации подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.
Кроме того, в настоящий момент перечень расходов, на которые налогоплательщик может уменьшить налогооблагаемую базу по ЕСХН, не содержит расходов в виде паевых взносов в СПК (ст. 346.5 НК РФ). Таким образом, осуществляя переработку, хранение, обеспечивая мелиоративные, иные работы по производству собственной сельхозпродукции за счет участия в кооперативе, пайщик, являясь плательщиком ЕСХН, не сможет учесть в составе указанных расходов членские взносы в кооператив, за счет которого существует его личная предпринимательская деятельность.
В связи с этим необходимым внести в ст. 346.2 НК РФ изменения в части признания сельскохозяйственной продукцией собственного производства продукции, полученной участниками СПК, являющихся плательщиками ЕСХН, в результате распределения, а также собственной продукции, переработанной за счет средств такого кооператива.
Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы