Налоговое администрирование: сущность, методы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2015 в 18:32, реферат

Краткое описание

Цель дипломной работы: исследование особенностей налогового администрирования на материалах Межрайонной инспекции ФНС №4 по Алтайскому краю.
Для достижения цели выпускной квалификационной работы необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть теоретические аспекты налогового администрирования;
- изучить порядок применения специальных налоговых режимов на примере ИФНС №4 по Алтайскому краю;
- выявить проблемы применения специальных налоговых режимов;

Вложенные файлы: 1 файл

ДР АДМИНИСТРИРОВ СНР.doc

— 724.00 Кб (Скачать файл)

 

Приведем в сравнительной таблице перечни налогов, уплачиваемых инвестором в рамках СРП, возмещаемых ему государством, а также налогов, от которых он освобожден.

Если сравнить уплачиваемые и не возмещаемые инвестору налоги, то выгоднее делить продукцию первым способом, однако механизм возмещения других налогов не проработан и в результате инвесторы ждут возмещения налогов годами.

Соглашение может предусматривать только один способ раздела продукции и не допускает его замены. Это позволяет защитить интересы государства и отчасти стабилизировать взимание налогов.

Коротко сведем особенности специальных налоговых режимов в таблицу по элементам налогов.

 

1.3.Опыт зарубежных стран в  сфере налогового администрирования

 

В зарубежных странах налоговое дело уже давно является самостоятельной отраслью, в ней заняты сотни тысяч высококвалифицированных специалистов, со стороны как государства, так и налогоплательщиков, на её содержание и развитие расходуются средства, сравнимые с расходами, например, на сельское хозяйство или науку. Налоговое законодательство превратилось в один из наиболее обширных секторов права, налоговые споры занимают заметное место в деятельности гражданских и уголовных судов, изучением и регулированием международных налоговых отношений активно занимаются такие авторитетные международные организации, как ООН, ГАТТ/ВТО, МВФ, ОЭСР, Евросоюз и др. Вместе с тем по вопросам совершенствования налоговой системы, налогового процесса и налогового администрирования в странах Запада ведутся обширные исследования, организуются дискуссии и круглые столы с участием ведущих исследователей, практикующих юристов, аудиторов и консультантов, видных чиновников финансовых и налоговых органов [14, C. 56]. На уровне правительств и международных организаций образованы специальные рабочие группы и постоянные семинары, в задачи которых входит подготовка конкретных рекомендаций по совершенствованию работы налоговых органов; издаётся большое число работ по данной тематике. Все участники таких дискуссий единодушно признают наличие множества недостатков в существующей системе налогообложения, таких как усложнённость налоговых процедур, множественность налоговых режимов, большое число налоговых льгот и специальных норм, требующих особого контроля налоговых органов за их применением налогоплательщиками, особая система налогового учёта, требующая от налогоплательщиков пересчёта данных бухгалтерской отчётности для целей исчисления налоговых платежей, и т.д. В последние годы в ряде стран обсуждается возможность проведения радикальных налоговых реформ, которые призваны устранить наиболее серьёзные из вышеперечисленных недостатков. В России пока отсутствуют комплексные научные исследования, в которых вопросы управления налоговой системой рассматривались бы в критическом ключе, с точки зрения оценки имеющегося в развитых странах опыта и возможности его адаптированного использования в российских условиях.

Налоговое дело как отрасль включает ряд направлений, сторон или видов деятельности, распространяющихся на сферы политики, экономики, права, социальных услуг, международных отношений, и т.д. Но, прежде всего налоговое дело рассматривает структурно-организационные основы, которые составляют налоговый процесс и налоговое администрирование.

Китай

По величине налоговой нагрузки Китай в два раза уступает большинству промышленно развитых стран мира. По данным китайского налогового ведомства, сумма налоговых сборов, включая отчисления в систему социального обеспечения, составляет около 20% от величины ВВП, тогда как для развивающихся стран величина этого показателя чуть меньше 30%, развитых - в среднем около 40%.

Вместе с тем размер налогового бремени в Китае за последние годы резко вырос. Так, в 2001 г. он составлял чуть меньше 14%. Однако в налоговой службе подчеркивают, что увеличение налоговых поступлений во многом объясняется быстрым экономическим ростом страны, а не увеличением налогов [10, C. 58].

В соответствии с одиннадцатым пятилетним планом на 2006 - 2010 гг. темпы роста налоговых поступлений должны составить в среднем 13,3% в год при сохранении темпов роста ВВП на уровне 8% в год. Ожидается, что к концу 2010 г. в год величина налоговых поступлений в Китае достигнет 5,55 трлн юаней.

Норвегия

В Норвегии обсуждается отмена специального корабельного сбора, размер которого определяется в зависимости от тоннажа судна. Взамен указанного сбора к судоходным компаниям предлагается применить обычный для юридических лиц порядок налогообложения.

Корабельный сбор был введен в Норвегии почти 10 лет назад. В отличие от большинства европейских стран в его основе - не модель полного освобождения от налога, а принцип налоговой скидки. В Норвегии доходы судоходной компании, полученные от фрахта судна, не облагаются налогами до тех пор, пока прибыль "не вышла за пределы компании", т.е. не была распределена. Вместо этого компания уплачивает небольшой налог, размер которого зависит от тоннажа судов. Прибыль компании облагается только после ее распределения либо после того, как компания, добровольно или по принуждению, "выходит из режима корабельного сбора".

Противники взимания корабельного сбора, а их большинство, утверждают, что прибыльность компаний судоходной отрасли, занятых в сфере международных перевозок, значительно ниже, чем в других отраслях. "Косвенное налоговое дотирование" сферы международных перевозок ведет к искажению распределения ресурсов, в том числе трудовых, и препятствует перетеканию их в другие более эффективные отрасли. Кроме того, специальные налоговые режимы сами по себе стимулируют использование налогоплательщиками схем налогового планирования. Эти режимы "связаны с дорогостоящим лоббированием" и создают сложности в налоговом администрировании [14, C.25].

Остальные эксперты утверждают, что даже в условиях "налогового дотирования" судоходные перевозки "дают положительные налоговые сборы". В случае отказа от взимания корабельного сбора многие судовладельцы могут начать уводить свой бизнес за пределы Норвегии, тем самым вообще лишив ее источников налоговых поступлений.

Одним из возможных путей решения этой проблемы может стать корректировка законодательства о контролируемых иностранных корпорациях.

Соединенные Штаты Америки

Несмотря на недавнее сокращение налогов, в 2006 г. американцы отметили "день налоговой свободы" на три дня позже, чем в прошлом году, и на десять дней позже по сравнению с 2003 и 2004 гг. В нынешнем году этот день пришелся на 26 апреля.

"День налоговой свободы" в США определяется посредством  коэффициента, вычисляемого путем деления официального показателя суммы налогов всех категорий (федеральных, штатных и местных) на официальную цифру величины всех доходов (для нынешнего года этот коэффициент оказался равным 31,6%). После этого подсчитывается количество дней, на протяжении которых американцы "работают на налоги", и дней, когда они "работают на себя".

Задержку с "празднованием дня налоговой свободы" в текущем году эксперты объясняют увеличением доли плательщиков налога на доходы по более высоким ставкам, в результате чего налоговые сборы растут быстрее, чем доходы. Вместе с тем в 2006 г. "день налоговой свободы" случился значительно раньше, чем в 2000 г. (3 мая), когда налоговая нагрузка достигла максимального значения.

Как подсчитали эксперты, в 2006 г. средний американец 77 дней будет работать на федеральные налоги, 39 дней - на штатные и местные налоги. Чтобы заработать средства на оплату своего жилища и ведение домашнего хозяйства, американцам придется работать 62 дня, здоровья и медицинского обслуживания - 52 дня, питания и транспорта - по 30 дней, отдыха – 22 дня,одежды и обуви - 14 дней. Получается, что американцы тратят на уплату налогов больше, чем на питание, одежду и жилье вместе взятые [15, C. 48].

Итак, существует четыре специальных налоговых режима: ЕСХН, УСН, ЕНВД и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

По сравнению с ведущими зарубежными странами уровень развития малого бизнеса в России сравнительно низкий. При этом число субъектов малого бизнеса имеет тенденцию ежегодно увеличиваться. Следует также обратить внимание на развитие сельского хозяйства, государственная поддержка которого длительное время не осуществлялась.

За последние шесть лет проводились меры по совершенствованию специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности), что позволило снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей и повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения.

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ НА ПРАКТИКЕ НА ПРИМЕРЕ МЕЖРАЙОННОЙ ИФНС №4 ПО АЛТАЙСКОМУ КРАЮ

 

2.1. Характеристика деятельности Межрайонной Инспекции ФНС №4 России по Алтайскому краю

 

Согласно Положению об Инспекции Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю, утверждённой 9 декабря 2004 года, Инспекция является территориальным органом Федеральной налоговой службы и входит в единую  централизованную систему налоговых органов. Она находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по Алтайскому краю и подконтрольна ФНС России и Управлению.

Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Являясь уполномоченным территориальным органом, Инспекция осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в

 процедурах банкротства требований  об уплате обязательных платежей  и требований Российской Федерации  по денежным обязательствам.

Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства России, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим положением.

Свою деятельность инспекция осуществляет во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ИФНС осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов.

Осуществляет государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, приборов учета объёмов этой продукции [18, C. 47].

Ведёт в установленном  порядке учёт всех налогоплательщиков на подведомственной территории, разделы федеральных информационных ресурсов: Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) и Единого государственного реестра налогоплательщиков (ЕГРН);

     - оперативно-бухгалтерский  учет (по каждому налогоплательщику, виду платежа) сумм налогов и сборов, подлежащих уплате и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций.

Представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП и ЕГРН соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как видно из таблицы 2.1., количество налогоплательщиков, состоящих на учете в Инспекции, постоянно увеличивается, что происходит главным образом исключительно за счет организаций частной собственности. Так в 2009 году количество налогоплательщиков увеличилось на 1,93% в сравнении с 2008 годом.

Таблица 2.1

Данные о количественном составе налогоплательщиков (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей), состоящих на учете в Межрайонной ИФНС №4 по Алтайскому краю, единиц

Показатели

2007

2008

Темп  роста, %

2009

Темп роста, %

Новоалтайск

3023

3129

103,51

3097

98,98

Косихинский район

320

347

108,44

667

192,22

Первомайский район

1850

2102

113,62

1921

91,39

Тальменский район

1563

1779

113,82

1810

101,74

ЗАТО Сибирский

185

262

141,62

271

103,44

ИТОГО

6941

7619

109,77

7766

101,93

Информация о работе Налоговое администрирование: сущность, методы